СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД «Жизнь и быт народов Сибири»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе мероприятия дети через использование средств  ИКТ, метода проектов и социо-игровой и музейной  педагогики дети знакомились с достопримечательностями Северо-Енисейского района, его богатствами, а также с жизнью и бытом одного из  народов Сибири - эвенками.Очень жаль, что не могу разместить презентацию и видиосюжет мероприятия из-за большого объема.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Жизнь и быт народов Сибири»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5»






Мастер - класс

Жизнь и быт народов Сибири


Подготовительная к школе группа


Воспитатель: Бектяшкина Елена Дмитриевна


















Северо – Енисейский


23.01. 2014 год


Тема: Жизнь и быт народов Сибири

Общепедагогическая цель: формирование интереса к истории «малой Родины», расширить представления детей об обрядах и традициях коренного населения Сибири.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с эвенкийской национальной культурой, предметами быта, традициями и обрядами, особенностями национальной одежды северных народов. Сформировать у детей представление о том, что особенности одежды эвенков отражают их быт и традиции, отметить её историческую целесообразность.

Обогащение словаря: регион, эвенки, тунгусы, стойбище, кумаланы (эвенкийские коврики, произведения искусства), каюр – человек управляющий оленями, собаками.

Активизация словаря: тайга, Красноярский край, Сибирь.

Развивающие: учить воспринимать музыку народов Севера, развивать внимание, логическое мышление, воображение, согласованность действий в играх, творческую инициативу в танцах. В ходе образовательной деятельности мотивировать детей к получению новых знаний о национальной культуре коренного населения Сибири.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории и культуре (обычаям, традициям, фольклору) народов Севера, через включение родителей в совместный образовательный процесс, формировать толерантное отношение к народам и культурам разных национальностей, проживающих на территории Северо-Енисейского района Красноярского края.

Планируемый результат: имеют представление об истории народной культуры и традициях Севера, его историко – географических и природных компонентов. Могут передавать в рисунке особенности народных костюмов.

Методы: Словесный (беседа проблемно-поискового характера), наглядно – познавательный (изучение иллюстраций, слайдов презентации, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов), практический (деятельность детей в беседе, играх, танцах), ведущий метод – игровой.

Подходы развивающего обучения во взаимодействии педагога с детьми: личностно - ориентированный, деятельностный, социо – игровой.

(флаг, герб, гимн) Северо-Енисейского района, рассматривание и обсуждение фотографий с изображением достопримечательностей района. Познавательные

Оборудование:

1. презентация «Жизнь и быт народов Сибири», музыка, песни эвенкийского народа;

2. фото - выставка «Моя малая Родина», библиотека фольклор «Сибирского народа»,

3. мини - музей «Истоки» пополнен экспонатами эвенкийской национальной культуры из музея истории золотодобычи – амулет, Куклы Сэвеки и Харги в эвенкийских национальных костюмах.



Ход образовательной деятельности:

Дети входят в группу, здороваются с гостями, рассаживаются на стулья полукругом лицом к стендам, на которых оформлена выставка «Моя малая Родина», на доске иллюстрации - животный мир Сибири.

Беседа с детьми о России, о своей малой Родине (местность, особенности климата, растительного и животного мира)

Воспитатель: (социо-игровой, проблемно-поисковый подход)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему району, но сначала давайте вспомним:

- В какой стране мы с вами живём? Мы все с вами живём в России, поэтому кто мы с вами? (россияне)

- Россия - наша Родина, она очень большая, можно сказать необъятная. Наша страна Россия разделена на части. Эти части называются - регионы, видите, сколько их много. Мы с вами живём в регионе Сибири в Красноярском крае.

Ребята, посмотрите на карту, где находится наш Красноярский край? А какой по размеру? (большой) Каким цветом он обозначен? (зелёным)

А почему, как вы думаете? (в Сибири много деревьев – тайга)

- В нашем крае есть много городов и районов. В каком районе живём мы с вами? (В Северо-Енисейском).

Так вот ребята, Северо-Енисейский район - это наша малая Родина. Это район, в котором многие из вас родились, где выросли ваши мамы и папы. А чтобы ещё лучше узнать о нашем районе, о его истории я предлагаю вам отправиться в путешествие, согласны, тогда в добрый путь. Чтобы дорога была веселей, предлагаю послушать песню – гимн о нашем районе (дети идут за педагогом из группы в музыкальный зал) Входят в зал присаживаются на стулья и слушают гимн.

Звучит песня – гимн о Северо-Енисейском посёлке, на экране появляются слайды природа и достопримечательности района.

Ребята, мы с вами будем путешествовать по нашему району и беседовать, отвечать будет тот у кого в руках будет вот этот слиток золота, богатство нашего района, ведь недаром в песне наш Северо-Енисейский район называется земным самородком Сибири. Вам понятно почему? (земля нашего района богата драгоценным металлом, в районе добывают золото)

Просмотр презентации и беседа по слайдам.

Посмотрите, ребята, вот как выглядит карта нашего Северо – Енисейского района.

- Какие посёлки нашего района вам знакомы? Вы называйте, а я буду их показывать на карте (Тея, Вангаш, Брянка, Калами, Вельмо, Еруда, Енашимо, Куромба ).

- Скажите, ребята, как и где мы можем узнать о нашем районе? Что будем делать, для того чтобы узнать?

(Посещение музея, библиотеки, можно спросить у взрослых, посмотреть и почитать книги, по телевизору посмотреть, в газетах прочитать)

- Климат у нас в районе суровый. Зима снежная, суровая, морозная, продолжительная.

- А лето короткое, но зато день длинный, а ночи светлые, потому их и назвали белыми.

Но сейчас у нас зима, предлагаю вам поиграть в игру «Льдинки, ветер и мороз»

- Встаньте, пожалуйста, в пары и повернитесь друг к другу лицом. Вы все маленькие льдинки, хлопайте в парах в ладоши и говорите такие слова: Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь – дзинь… По сигналу «Ветер!», все льдинки двигаются по кругу и тихо договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку, по сигналу «Мороз!» Вы должны построить 3 большие льдины.

Выигрывает та льдина, которая быстрее и дружнее соберётся. Повторить 2 раз, а сейчас выигрывает та льдина, в которой больше игроков.

Всем спасибо за игру, присаживайтесь, пожалуйста, мы продолжаем своё путешествие.

- Разнообразна, причудлива и удивительна природа сибирской тайги.

- Между гор, тайги, степей течёт могучий …. (Енисей)

Давайте вспомним стихотворение: Пихты, ели, сосняки, лось рогатый у реки,

Куропатка бьёт крылом, по реке плывёт паром.

- Славится своими богатствами наша сибирская земля

Давайте их назовём, отвечать будем по очереди, говорит тот, у кого золотой слиток, передаём друг другу по кругу:

- Назовите, пожалуйста, деревья, грибы, ягоды, птиц которые встречаются в тайге. - Отгадайте загадку, что за птица, Днём спит, ночью летает, себе пищу добывает.

(сова) А сейчас играем и сове подражаем.

Дыхательное упражнение «Сова»

1.Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть через плечо. Руки опустить.

2.Развести плечи с силой. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох ух – ух.

3. Сжать левой рукой правое плечо. Голову повернуть вправо и посмотреть через плечо. Руки опустить.

4. Руки развести в стороны, голову положить на грудь. Вдох, выдох.

- А теперь назовём зверей, которые живут в тайге……

После оленя, а сейчас играем и оленю подражаем

Ритмическое упражнение «Олень»

Ходит, бродит по тайге земли копытами касаясь,

(топают поочерёдно на каждое слово)

Олень - рогатый красавец (показать рога)

Зимой по снегу шёл олень и гулял он целый день

(топают поочерёдно на каждый слог)

Копытом снег он разгребал, мох - ягель он для пищи добывал.

(Движения, согласно текста, на каждое слово)

Воспитатель начинает рассказ о древнем народе - тунгусах позже они стали называться эвенками.

Много лет назад, когда ещё не было цивилизации в районе – не домов, не магазинов, не заводов, не фабрик, не транспорта, а одна тайга кругом. По нашей сибирской земле кочевал древний народ – тунгусы, вдоль реки Подкаменная Тунгуска, Вельмо.

Когда они останавливались на стойбище то жили в конусообразных жилищах, как они назывались? (чумы).

- Ребята как вы думаете, из чего делали своё жилище эвенки? (Из кольев, которые вбивали в землю в форме конуса, а сверху накрывали оленьими шкурами).

В центре чума устраивали очаг, над ним закрепляли горизонтальную жердь, на которую вешали котёл, вот так они готовили пищу. Как думаете, ребята, какая пища была у эвенков? Чем они питались?

Основная пища эвенков - мясо (диких животных, птица и рыба). Летом – оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук, пекли в золе пресные лепёшки. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Вокруг очага на земле размешались оленьи шкуры, на которых спала семья эвенков. Укрывались специальными ковриками - кумаланами. Эти коврики, изготавливались из шкур лобной части оленя, лося, которая различалась по цвету, и очень красиво сочеталась. Ещё кумаланы использовали при транспортировке на оленях или накрывали ими что – либо, то что перевозилось от стойбища к стойбищу.

Дикий олень стал для эвенков домашним животным, помогал им во всем. Его использовали при езде верхом, на санях, при перевозке грузов. Он был и пищей и одеждой, и транспортом, а также охранял семью своего хозяина.

- Основное занятие мужчин эвенков была – охота, передвигались они верхом на оленях. Как вы думаете, на какого зверя охотились мужчины? (оленя, лося, зайца, медведя, кабаргу)

- Дети эвенков играли в игры, подражая своим родителям, изображая охоту на животных, соревнуясь в борьбе, стрельбе, беге.

Предлагаю сейчас вам поиграть - игра «Каюр и олени»,

- Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. А летом несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отёла места. Совместный выпас оленей продолжался всё лето.

Ребята, а как вы думаете, почему эвенки кочевали, меняли место стойбища? Они зависели от природы, олень ведёт кочевой образ жизни, потому что ищет себе пищу. Основная пища оленя мох - ягель, если для оленя пища заканчивалась, приходилось менять место стойбища и останавливаться там, где было много ягеля.

- Чем же занимались женщины? (вместе с детьми собирали грибы, ягоды, травы, готовили пищу, выделывали шкуры, шили коврики – кумаланы, одежду).

- Одежда состояла из распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской - углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей.

Женщины украшали одежду полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой оленьим волосом, металлическими бляшками, бисером, изготавливали предметы из бересты, плели корзины, туески.

Мужчины, в свободное от охоты время занимались резьбой по кости и дереву, обработкой металла. Очень любил этот народ петь и танцевать. А в танце отражал все свои занятия – охоту, выделку шкур, передавал повадки животных, обращался к солнцу, прославлял животных - оленя и хозяина тайги медведя, а двигались все по кругу. Слушайте эвенкийскую музыку, танцуйте, так как вы её понимаете, что видите, то и показывайтее.

Можно в танец включить:

Дыхательное упражнение «Греем руки»

Дети греют руки по очереди и все вместе, произнося: «Х-х-х-х»

Танец под эвенкийскую музыку по воображению.

Послушайте, на нашу необычную музыку спешат гости, присаживайтесь, чтобы всем было видно и удобно.

Сюрпризный момент: Эвенкийский танец (три мамы в костюмах)


Теперь вы знаете, как танцует эвенкийский народ и как выглядит их одежда, в нашем районе каждый год проходит фестиваль «Сэвэки», если вы с родителями поедете на него, то будете понимать, о чем поют и что изображают в танцах исполнители.

На этом наше путешествие закончено, проходите в группу и свои впечатления от путешествия вы можете передать в своих рисунках.

Варианты:

Закончить ритуалом прощания «Улыбка»

Дети стоят в кругу, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз дружных ребят: «С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки!» (Слова говорим сначала шёпотом, потом громче, 3 раз громко)

Пословицы, поговорки, наставления народов Севера - это отражение их нравственных ценностей.

  • В быстрой воде не задержится муть, в молодости — горе.

  • Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.

  • Работящий дрова рубит вечером, а ленивый — утром.

  • Болтуна надо бояться так, как боится олень волка.


6