Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Октябрьский лицей»
Конспект
образовательной деятельности по познавательному
развитию
На тему « Новогодние традиции разных стран» для детей
старшей группы
Автор :
Шалатова И. В.
воспитатель
п. Октябрьский
2017
Цель: Формировать представления детей о новогодних традициях России и других стран.
Задачи:
Обучающие:
1 Познакомить дошкольников с различными традициями встречи нового года в разных странах мира.
2 Обобщить знания детей о правилах этикета, повадках животных.
Развивающие: Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь.
Воспитывающие:
Воспитывать толерантное поведение, уважение к обычаям людей разных национальностей.
Оборудование: мольберт, «елка», «шарики». картинки , глобус, карточки к д/и « Признаки зимы».
Предварительная работа: чтение стихотворений и сказок про новогодний праздник, беседа «Как мы в России встречаем новый год», рассматривание коллекции открыток, беседы об этикете, повадках зверей.
Ход занятия
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее путешествие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми.
Воспитатель:
-Ребята, вы слышите, какой то звук?
Играет новогодняя музыка («Праздник к нам приходит»).
( воспитатель показывает картинку Деда Мороза)
-Внимание, внимание! Только сегодня и только сейчас, вы можете совершить удивительное, волшебное новогоднее путешествие и узнать, как празднуют новый год дети в разных странах мира!
— Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России.) В России сейчас стоит снежная, морозная зима. Скоро все мы будем встречать нашего Деда Мороза. Приезжает он на санях и со своей внучкой Снегурочкой. Живет Дедушка Мороз в Великом Устюге. ( картинка).
- А вы знаете, что в некоторых странах сейчас лето. Если путешествовать по миру, то можно узнать много нового и интересного. В других странах тоже живут дети, у них есть любимые праздники, сказки, песни, игры. У всех народов есть свои праздники, обряды, традиции. Но есть и такие праздники, которые отмечают люди во многих странах, общие для разных людей.
— Какие это праздники?
— Какой праздник мы будем отмечать совсем скоро? (Ответы детей: Новый год, )
-Ребята, а вы хотели бы отправиться в волшебное путешествие? (дети соглашаются)
-Вы сможете получить путевку для волшебного путешествия, если отгадаете мои новогодние загадки!
Воспитатель:
- Ну, что, ребята, попробуем отгадать загадки? (дети соглашаются)
- Украшена игрушками,
Шарами и хлопушками —
Не пальма, не сосеночка,
А праздничная... (елочка)
-Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс
Добрый дедушка... (Мороз)
- Вьюга по двору гуляет,
В доме елочка сверкает.
Дети водят хоровод.
Что за праздник? (Новый год)
-Молодцы, ребята! Отгадали загадки!
Волшебство скорей свершись….путешествие начнись.
-Ну, что ребята, вы готовы совершить путешествие? (дети соглашаются)
-Ну, раз так…
Шар земной скорей крутись , ( воспитатель крутит глобус)
Волшебство тот час свершись,
Вправо, влево повернись
В Италии окажись!
Есть на свете такая страна – Италия. Здесь нет Деда Мороза. Через трубу дома прилетает волшебница Бенафе и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки. (Воспитатель показывает картинку с изображением волшебницы.)
Воспитатель:
-Ребята, как зовут эту волшебницу? (дети отвечают) У нас в России детей и взрослых с новым годом поздравляет Дед Мороз. А в Италии – бабушка Бенафе. Она очень добрая и справедливая .Она придумала для нас интересное задание. Поиграем?
Для выполнения этого задания нам надо разделиться на две команды. А как можно разделиться на команды? (дети предлагают варианты). Давайте, по совету Ани, разделимся на команду мальчиков и девочек? (дети соглашаются, делятся на две команды).
- Каждая команда должна рассмотреть рисунки и сказать правильно ли поступают на них дети? И объяснить, почему (команды совещаются, отвечают).
-Молодцы, дети. Все верно рассказали! Нам пора отправляться дальше!
Будем чудо в гости звать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами перенеслись в Германию!
( картинка Санта Клауса)
В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта – Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку .Приезжает без снегурочки- один. Подарки кладет в носки и туфли. Живет Санта в Лапландии.
Воспитатель:
-Ребята, хотя Санта Клаус и похож на нашего деда Мороза, все же они отличаются. Посмотрите внимательно и скажите, в чем их отличие?
Дети отвечают:
-Дед Мороз в шубе, а Санта Клаус в куртке и брюках.
-Дед Мороз приезжает вместе со Снегурочкой, а Санта Клаус один.
-Дед Мороз живет в Великом Устюге, а Санта в Лапландии.
-Дед Мороз ездит в санях, запряженных лошадьми, а Санта - оленями.
-Дед Мороз кладет подарки под елку, а Санта Клаус в носки и туфли и. т. д.
- Все верно, ребята! Но так же, как и Дед Мороз, он очень любит пошалить и поиграть. А вы любите? (дети отвечают)
Воспитатель:
-Тогда давайте поиграем!
Игра «Заморожу»
Воспитатель:
- Хорошо поиграли, ребята. Но нам пора в путь!
Дети в Швеции окажитесь!
( картинка королевы света Лючии)
Воспитатель:
-Ребята, в Швеции королева света Лючия поздравляет детей и взрослых с новым годом! Она приносит сладости детям , а еще заботится о животных . В новый год приносит животным угощения. Кошке - миску молока, собаке – кусочек мяса, а ослику – морковь.
Воспитатель:
-Это очень интересно, правда, ребята! Лючия очень красивая !
Мы продолжаем наш путь! Но для этого нужно отгадать загадки про животных.
-Отгадайте, кто из зверей любит морковку? Собака, лев или заяц?
- Кто живет в вашем сибирском лесу? Белка, жираф или ёж?
- Какая птица – перелётная? Воробей, голубь или гусь?
-Какой зверь является хищником? Волк, кролик или олень?
- Кто из зверей хорошо лазает по деревьям? Рысь, волк или лисица?
-У кого зимой белая шубка? У медведя, зайца или волка?
Воспитатель:
Молодцы , ребята ! И с этим заданием вы справились .
А теперь давайте вспомним с вами признаки зимы , но для этого нам нужно разбиться на пары. ( дети подходят к столам)
Д/И « Выбери признаки зимы».
Подошло к концу наше увлекательное путешествие . Для того чтобы вернуться в д/с мы с вами должны «отогреть» снежинку . Попробуем?
Упражнение на дыхание «Снежинка».
Воспитатель:
- Вот мы и снова в детском саду!
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята , что нового вы сегодня узнали?
-Мы узнали, что люди, живущие в разных странах мира, по-разному празднуют новый год. Но все они очень рады празднику, ждут чудес и подарков!
Всем детям нашей огромной страны, России, я желаю, чтобы они были здоровы, счастливы, любили свою страну.
- А что вы могли бы пожелать детям всего мира? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на мольберте появилась новогодняя елка. Если вам было трудно выполнять задания, повесьте на елку желтые шарики, а если легко, то красные (дети клеят шарики).