РАЗРАБОТКА
Общешкольного
Мероприятия
Викторина:
« Наши пернатые друзья»!
Добрый вечер, ребята!
Тему сегодняшнего вечера вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … ( птица).
На Земле около 9000 разных видов птиц. Из них 770 видов живут у нас. Всех птиц, конечно никто не считал, но предполагается, что их примерно 100 миллиардов.
Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты. С птицами – звонкоголосым соловьем, смелым соколом- связаны поэтические образы в народном творчестве.
Наблюдая за пернатыми, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграло большую роль в развитии естественных наук. До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.
Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Вычислили, что одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год один кг хлеба. А сова за год уничтожает 1000 мышей. За одно лето 3000 грачей истребили45,4 миллиона проволочных червей – одного из самых губительных вредителей наших полей. В «мышиные» года, когда число грызунов становится очень многочисленным, истреблением их занимаются не только дневные и ночные хищники, но и многие другие птицы: вороны, сороки,, грачи, сойки, цапли.
Самая маленькая птичка наших лесов – королек – уничтожает от 8 до 10 миллионов мелких насекомых в год.
О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа и других болезней.
Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за 2 – 3 недели удваивают свой вес. Неутомимо трудятся пернатые родители, добывая корм своим малышам. Дятел кормит птенцов с 4 утра до 9 -30 вечера. До 350 раз прилетает он за это время к гнезду с какой – либо добычей. Мухоловка – пеструшка 630 раз подлетает в течение суток с кормом к своему гнезду.
Трудно себе представить, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы.
Некоторые птицы питаются семенами сорняков или зернами, оставшимися после урожая. К ним относятся жаворонки, овсянки, серые куропатки, перепела, дикие голуби. Осенью зяблики, снегири охотятся на лебеде, конском щавеле, крапиве. Щеглы зимой питаются семенами репейника, синица – лазоревка - семенами крапивы.
Но нужно заботиться о птицах зимой. Зимующие птицы: дятлы, чижи, клесты, снегири, щеглы, поползни, овсянки, сороки, воробьи, синицы. Многие из них приносят пользу человеку, уничтожая насекомых, зимующих в коре деревьев, их личинки. Так, в саду приносят пользу синицы, щеглы, чижи; в лесу – дятлы, поползни. Дятел – это неутомимый «доктор» , весь день он стучит по стволам деревьев, выискивая личинки жуков – короедов и усачей.
Птицы не боятся холодов. От них они достаточно хорошо защищены. Но вот приходит зима, и корма для птиц становится меньше и меньше. Прячутся жуки и бабочки, снег пышным ковром покрывает кустарники и деревья. Птицам труднее находить корм. Это – самое тяжелое время в их жизни. И вот на помощь птицам приходят люди. Они изготавливают кормушки для зимующих птиц. В плохую зимнюю погоду, в сильные морозы особенно много надо насыпать корма в кормушки. Они должны быть постоянно полными, иначе птицы отвыкнут от этого места и улетят в поисках корма. Мы с вами , ребята тоже можем оказать эту простую, но очень важную для птиц помощь: повесить кусочки белого хлеба или несоленого сала, насыпать в кормушку хлебных крошек, семечек или зерна.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в вашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Чем больше мы заботимся о наших пернатых друзьях, чем больше сохранится их численность, тем больше они уничтожат разных вредителей садов, полей и огородов, тем красивее будет природа и богаче урожай.
Вот почему в нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным для государства делом.
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о птицах, живущих в наших краях. Наша викторина называется « Наши пернатые друзья». В викторине будут принимать участие 2 команды: команда « Воробьи: и команда « Синички». Оценивать нашу викторину будут известные знатоки птиц ( жюри).
Итак, начнем с разминки.
- У какой птицы самый длинный язык? ( у дятла)15 см
- Какая птица имеет очень длинный хвост? ( сорока)
- Какую пользу приносят синицы ?(поедают жуков и их личинки)
- Какая птица выводит птенцов зимой? ( клест)
- Какие птицы ночуют , зарывшись в снег? ( рябчики, тетерева)
- Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? ( нет)
- Где синицы вьют гнездо? ( в дупле)
- Какие птицы не могут жить в клетке ? ( ласточки, стрижи)
- Что страшнее птицам: голод или холод? ( голод)
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? ( кукушка)
Молодцы!
А теперь посмотрим как хорошо вы знаете птичьи голоса.
Игра: « Какая птица как поет»
Воробей – чирикает
Кукушка - …
Сорока - …
Ворона - …
Голубь - …
Журавль - …
Утка - …
Соловей - …
Молодцы! Ребята! А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете
загадки о птицах.
1. На шесте дворец,
во дворце – певец! (скворец синяя карточка)
2. Озорной мальчишка
в сером армячишке
по двору шныряет,
крошки собирает. ( воробей красная карточка)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … ( снегири синяя карточка)
4. Черный, проворный,
Кричит « крак»,
Червякам враг. ( грач красная карточка)
5. Кто на елке, на суку
Счет ведет « ку – ку, ку – ку»? ( кукушка синяя карточка)
6. Сытно поели ряски в пруду
И вперевалочку к дому идут. ( утки красная карточка)
7. Гнездо свое он в поле вьет,
Где плещутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. ( жаворонок синяя карточка)
8. Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. ( дятел красная карточка)
9. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это …. ( соловей синяя карточка)
10. Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. ( грач красная карточка)
11.Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. ( соловей синяя карточка)
12. Днем слепа,
Ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. ( сова красная карточка)
Ребята! У каждой команды по 6 букв. Кто из вас быстрее составит из них название птицы, зимующей в нашей местности.
( ворона, сорока)
Молодцы, верно!
« Четвертый лишний»
Ребята ,посмотрите пожалуйста на доску. Перед вами группы птиц. Ваша задача назвать каждую, а так же указать какая птица лишняя в каждой группе.
«Телеграфист»
А сейчас послушайте загадку.
« в лесу под шелест и под свист
Стучит лесной телеграфист
« Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись … ( дятел)»
Ребята, вы угадали, кто этот телеграфист? Верно. Это дятел. Ребята, в нашем парке тоже живет дятел. Я сама слышала как он рассылал всем свои телеграммы, я их успела записать, но вот расшифровать мне их не удалось, но я надеюсь, что вы мне в этом поможете.
.--. --- .-. .- --- -… . -.. .- - -..- ! ( Пора обедать!)
.-.- …. --- ---. ..- . … - -..- ! ( Я хочу есть!)
Со зрителями.
А пока команды решают эту задачу, мы отгадаем загадки.
- Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит ( соловей)
- Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой. ( снегирь)
- Лес бес песен не бывает,
Всюду птицы распевают,
Сойки, иволги, дрозды
Могут петь на все лады.
Певчих птиц не перечесть,
Но одна такая есть,- Не сверкает опереньем,
Неприметная на вид,
Но чудесным звонким пеньем
Всех на свете удивит.
Можно слушать без конца
Знаменитого певца ( соловей)
- Клювом я стучу тук – тук.
Где тут вредный жук?
От меня спастись не пробуй,
У меня язык особый,
У меня на нем крючки –
Все личинки, все жучки
Попадут мне на обед,
Никому пощады нет! ( дятел)
- Хочет – прямо летит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. ( жаворонок)
- В серой шубке перовой
И в морозы – он герой:
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. ( воробей)
- Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. ( синица)
- Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок! ( воробей)
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клее – клее – клее поет со свистом. ( клест)
- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
- облетел я всю Сибирь.
- А зовут меня … ( снегирь)
- Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
А послушать – просто врушка –
Это пестрая …. ( кукушка)
- Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Летит спать в дупло. ( сова)
- На листочке только строчка:
«Разбудите ночью» .Точка.
На дубу листок пришпилен,
Где до ночи дремлет … ( филин)
- Как трещотка птица эта,
Одного с березой цвета. ( сорока)
- Что за весенняя, черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя, черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? ( грач)
- Мать – отца не знаю.
Но часто называю.
Детей знать не буду,
Чужим птицам сбуду. ( кукушка)
- Стали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
Не бегу ли, не ходу ли –
Им с ходулей не сойти. ( журавль)
- Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. ( аист)
- Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. ( ласточка).
Ходит вразвалку, плывет утюжком.
В пруду поныряет и снова пешком.
Лапы широкие, сплющенный нос.
Что же за птица? Ответь на вопрос. ( утка)
Ходит важно, с гордым видом,
Он себя не даст в обиду:
Зашипит и … трусь, не трусь,
Ущипнуть вас может … ( гусь)
Молодцы, ребята ! Справились с телеграммой от дятла. Теперь посмотрим получится ли у вас отгадать птичьи ребусы. Каждая команда разгадывает по 4 ребуса.
Молодцы! Наше следующее задание – это « заморочки из бочки»
- Какая птица барабанит? ( дятел)
- Днём спит он, как слепой,
А лишь вечер – за разбой. (филин)
- Какая птица умело подражает
голосам многих птиц? ( скворец)
- Какая птица выводит птенцов зимой? ( клест)
- Какие птицы едят грибы? ( глухари)
- Какие птицы прилетают к нам зимой? ( снегири, свиристели)
- Название птицы связано со словом
зябнуть, мёрзнуть. А птица наоборот
прилетает к нам одной из первых. ( зяблик)
- Стучу – голова болит,
Не стучу – голодный. ( дятел)
- Многие не любят эту птицу: она губит
чужих птенцов. И всё – таки она очень
полезная – уничтожает множество
опасных гусениц, даже таких, которые
не едят другие птицы. ( кукушка)
- Эта птица – настоящий акробат: только
она может бегать по стволу дерева и вверх,
и вниз головой. ( поползень)
- Каких небылиц об этой птице не рассказывают!
Даже считают, что она накликивает беду.
А на самом деле – очень полезная птица. ( ворона)
- Эту птицу увидишь у нас только зимой – прилетает к нам зимовать с севера. Узнаешь её по красивому оперенью, большому хохолку и резкому громкому голосу. (свиристель)
Молодцы, ребята!
А вот и следующее задание:
Гласные буквы сбежали из строчек.
Как нам пословицу эту прочесть?
Тот, кто и правда прочесть ее хочет,
Заново должен составить все здесь.
( Сорока без причины не стрекочет. Воробьи под кровлю, а совы на ловлю)
Игра со зрителями. Любопытная сорока ( на веревочке привязана ложка, кто быстрее докрутит до ложки.)
Найди отличия 2 человека. ( совы)
Вот вам, ребята, упражненье:
Прочтите эти выраженья,
Все ситуации представьте,
То, что неправильно, исправьте.
- Спят ночами утки
В конуре иль будке. ( не утки, а собаки)
- Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки. ( не лягушки, а гуси, утки)
- В строй цыплятки все встают
И идут скорей на пруд. ( не цыплята, а гусята)
- Глазки у сов, как бусинки,
Яркие, малюсенькие. ( не у сов, а у синиц)
- У синицы старой
НЕ глаза, а фары,
Круглые, большие,
Страшные такие. ( Не у синицы, а у совы)
- Песни петь весь день готовы
По весне от счастья совы. ( не совы, а соловьи и жаворонки)
-Как стройны и длинноноги в этом болоте носороги ( цапли, а не н…)
- Верно, Молодцы!
В лесу снимали фильм о жизни лесных жителей.
Неверно склеил монтажер все кадры.
Ах какой позор!
Сюжет скорей себе представь
И по порядку все расставь!
( серия « утки» и « про сороку и белку»)
А пока команды заняты работой игра со зрителями:
1. Бой тетеревов
2. Кто больше назовёт птиц нашей местности.
- Следующее задание такое:
нужно вычеркнуть все буквы, которые повторяются 4 раза, а затем вписать в белые квадратики по порядку оставшиеся буквы. Если вы сделаете все верно, то узнаете, какие птицы выводят своих птенцов в феврале. ( клесты)
игра со зрителями:
« Птицы»
- Я называю только птиц, если вы услышите еще кого – то, то должны хлопать в ладоши.
- Прилетели птицы:
голуби, синицы,
Мухи и стрижи….
Прилетели птицы
Голуби, куницы….
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
- Ребята, отгадайте загадку:
« Птичка с юга прилетела,
У окна на ветку села.
Чтобы с нами рядом жить,
Что ей надо срочно свить?»
Верно, гнездо.
Сейчас командам надо угадать, какие птицы могли построить эти гнезда.
Дупло: сова, филин, дятел, скворцы
Гнездо на земле – жаворонок
Под карнизом дома – ласточка
Гнездо на дереве – ворона, сорока, грач.
Команды пусть немного отдохнут, а я сюда приглашаю 6 человек со зрителей, которые любят петь.
Конкурс на лучшую частушку о птицах
Почему, скажи, кукушка
За птенцами не следит?
Ей же некогда , бедняжке,-
На часах она сидит!
Аист в Африку на зиму
Улететь спешит скорей,
Негры тоже ведь желают
Завести себе детей!
Дети в лес вы не ходите,
Дятлы там весь день стучат,
А от стука этих дятлов
Шишки с сосен в лоб летят!
Совы дятлов попросили
Очень громко не стучать:
- нам, дружок, в ночную смену
На работу вылетать!
Не видать в пруду ребят,
Только пяточки торчат.
Раз нырок, и два нырок,
Утка им дает урок.
Дятел весело стучит
По березе и кричит:
- Тук –тук- тук, короед!
Приглашаю на обед!
Старый дуб под корень спилен,
А на пне Маэстро филин
Распевает целый день:
Как прекрасен этот пень!
Ребята, а какой этот год по восточному календарю?
Верно, это год крысы. Вот вам загадка от нее:
- Крыса хвостиком ведет,
Всем загадку задает
По ее следам шагай
Да загадку прочитай!
( Кто летает темной ночью и схватить
мышонка хочет? Грудка ярче, чем заря, у кого? Снегиря)
Пока команды работают. Я приглашаю сюда болельщиков от каждой команды по 7 человек. Вам нужно сложить название команды соперников( воробьи, синички)
- А сейчас посмотрим, как наши команды умеют рисовать.
Ребята, вам нужно раскрасить этих птичек теми цветами, которые указаны под номерами, а номер можно узнать только, если верно посчитаешь примеры.
Игра со зрителями: « Сова на охоте» ( на нитку привязываются конфеты, игроку завязывают глаза, он должен пройти лабиринт и поймать рукой одну из конфет. Когда глаза завязаны лабиринт убирают.)
Ребята наша викторина подошла к концу
Наш вечер , ребята я бы хотела закончить строчками стихотворения:
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора –
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
А теперь слово для награждения команд предоставляется нашему жюри.