СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект общешкольного мероприятия: Викторина" Наши пернатые друзья"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал интересен педагогам коррекционной школы. Конспект  мероприятия ко дню птиц для 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект общешкольного мероприятия: Викторина" Наши пернатые друзья"»

РАЗРАБОТКА

Общешкольного

Мероприятия

Викторина:

« Наши пернатые друзья»!












Добрый вечер, ребята!

Тему сегодняшнего вечера вы узнаете, отгадав загадку:


Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … ( птица).


На Земле около 9000 разных видов птиц. Из них 770 видов живут у нас. Всех птиц, конечно никто не считал, но предполагается, что их примерно 100 миллиардов.

Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты. С птицами – звонкоголосым соловьем, смелым соколом- связаны поэтические образы в народном творчестве.

Наблюдая за пернатыми, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграло большую роль в развитии естественных наук. До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.

Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Вычислили, что одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год один кг хлеба. А сова за год уничтожает 1000 мышей. За одно лето 3000 грачей истребили45,4 миллиона проволочных червей – одного из самых губительных вредителей наших полей. В «мышиные» года, когда число грызунов становится очень многочисленным, истреблением их занимаются не только дневные и ночные хищники, но и многие другие птицы: вороны, сороки,, грачи, сойки, цапли.

Самая маленькая птичка наших лесов – королек – уничтожает от 8 до 10 миллионов мелких насекомых в год.

О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа и других болезней.

Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за 2 – 3 недели удваивают свой вес. Неутомимо трудятся пернатые родители, добывая корм своим малышам. Дятел кормит птенцов с 4 утра до 9 -30 вечера. До 350 раз прилетает он за это время к гнезду с какой – либо добычей. Мухоловка – пеструшка 630 раз подлетает в течение суток с кормом к своему гнезду.

Трудно себе представить, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы.

Некоторые птицы питаются семенами сорняков или зернами, оставшимися после урожая. К ним относятся жаворонки, овсянки, серые куропатки, перепела, дикие голуби. Осенью зяблики, снегири охотятся на лебеде, конском щавеле, крапиве. Щеглы зимой питаются семенами репейника, синица – лазоревка - семенами крапивы.

Но нужно заботиться о птицах зимой. Зимующие птицы: дятлы, чижи, клесты, снегири, щеглы, поползни, овсянки, сороки, воробьи, синицы. Многие из них приносят пользу человеку, уничтожая насекомых, зимующих в коре деревьев, их личинки. Так, в саду приносят пользу синицы, щеглы, чижи; в лесу – дятлы, поползни. Дятел – это неутомимый «доктор» , весь день он стучит по стволам деревьев, выискивая личинки жуков – короедов и усачей.

Птицы не боятся холодов. От них они достаточно хорошо защищены. Но вот приходит зима, и корма для птиц становится меньше и меньше. Прячутся жуки и бабочки, снег пышным ковром покрывает кустарники и деревья. Птицам труднее находить корм. Это – самое тяжелое время в их жизни. И вот на помощь птицам приходят люди. Они изготавливают кормушки для зимующих птиц. В плохую зимнюю погоду, в сильные морозы особенно много надо насыпать корма в кормушки. Они должны быть постоянно полными, иначе птицы отвыкнут от этого места и улетят в поисках корма. Мы с вами , ребята тоже можем оказать эту простую, но очень важную для птиц помощь: повесить кусочки белого хлеба или несоленого сала, насыпать в кормушку хлебных крошек, семечек или зерна.


Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в вашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Чем больше мы заботимся о наших пернатых друзьях, чем больше сохранится их численность, тем больше они уничтожат разных вредителей садов, полей и огородов, тем красивее будет природа и богаче урожай.

Вот почему в нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным для государства делом.

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о птицах, живущих в наших краях. Наша викторина называется « Наши пернатые друзья». В викторине будут принимать участие 2 команды: команда « Воробьи: и команда « Синички». Оценивать нашу викторину будут известные знатоки птиц ( жюри).



Итак, начнем с разминки.


- У какой птицы самый длинный язык? ( у дятла)15 см


- Какая птица имеет очень длинный хвост? ( сорока)


- Какую пользу приносят синицы ?(поедают жуков и их личинки)


- Какая птица выводит птенцов зимой? ( клест)


- Какие птицы ночуют , зарывшись в снег? ( рябчики, тетерева)


- Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? ( нет)


- Где синицы вьют гнездо? ( в дупле)


- Какие птицы не могут жить в клетке ? ( ласточки, стрижи)


- Что страшнее птицам: голод или холод? ( голод)


- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? ( кукушка)


Молодцы!

А теперь посмотрим как хорошо вы знаете птичьи голоса.


Игра: « Какая птица как поет»


Воробей – чирикает

Кукушка - …

Сорока - …

Ворона - …

Голубь - …

Журавль - …

Утка - …

Соловей - …



Молодцы! Ребята! А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете

загадки о птицах.

1. На шесте дворец,

во дворце – певец! (скворец синяя карточка)


2. Озорной мальчишка

в сером армячишке

по двору шныряет,

крошки собирает. ( воробей красная карточка)


3. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … ( снегири синяя карточка)


4. Черный, проворный,

Кричит « крак»,

Червякам враг. ( грач красная карточка)


5. Кто на елке, на суку

Счет ведет « ку – ку, ку – ку»? ( кукушка синяя карточка)


6. Сытно поели ряски в пруду

И вперевалочку к дому идут. ( утки красная карточка)


7. Гнездо свое он в поле вьет,

Где плещутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. ( жаворонок синяя карточка)

8. Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. ( дятел красная карточка)


9. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это …. ( соловей синяя карточка)


10. Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. ( грач красная карточка)


11.Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. ( соловей синяя карточка)


12. Днем слепа,

Ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот. ( сова красная карточка)



Ребята! У каждой команды по 6 букв. Кто из вас быстрее составит из них название птицы, зимующей в нашей местности.

( ворона, сорока)



Молодцы, верно!


« Четвертый лишний»


Ребята ,посмотрите пожалуйста на доску. Перед вами группы птиц. Ваша задача назвать каждую, а так же указать какая птица лишняя в каждой группе.


«Телеграфист»

А сейчас послушайте загадку.

« в лесу под шелест и под свист

Стучит лесной телеграфист

« Здорово, дрозд, приятель!»

И ставит подпись … ( дятел)»


Ребята, вы угадали, кто этот телеграфист? Верно. Это дятел. Ребята, в нашем парке тоже живет дятел. Я сама слышала как он рассылал всем свои телеграммы, я их успела записать, но вот расшифровать мне их не удалось, но я надеюсь, что вы мне в этом поможете.


.--. --- .-. .- --- -… . -.. .- - -..- ! ( Пора обедать!)


.-.- …. --- ---. ..- . … - -..- ! ( Я хочу есть!)


Со зрителями.

А пока команды решают эту задачу, мы отгадаем загадки.


- Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит ( соловей)


- Каждый год я к вам лечу.

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко – красный галстук мой. ( снегирь)


- Лес бес песен не бывает,

Всюду птицы распевают,

Сойки, иволги, дрозды

Могут петь на все лады.

Певчих птиц не перечесть,

Но одна такая есть,- Не сверкает опереньем,

Неприметная на вид,

Но чудесным звонким пеньем

Всех на свете удивит.

Можно слушать без конца

Знаменитого певца ( соловей)


- Клювом я стучу тук – тук.

Где тут вредный жук?

От меня спастись не пробуй,

У меня язык особый,

У меня на нем крючки –

Все личинки, все жучки

Попадут мне на обед,

Никому пощады нет! ( дятел)


- Хочет – прямо летит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. ( жаворонок)


- В серой шубке перовой

И в морозы – он герой:

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. ( воробей)


- Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. ( синица)


- Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок! ( воробей)


- Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клее – клее – клее поет со свистом. ( клест)


- Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам красногрудый?

- облетел я всю Сибирь.

- А зовут меня … ( снегирь)


- Всем года она считает,

Но птенцов своих бросает.

А послушать – просто врушка –

Это пестрая …. ( кукушка)


- Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Летит спать в дупло. ( сова)


- На листочке только строчка:

«Разбудите ночью» .Точка.

На дубу листок пришпилен,

Где до ночи дремлет … ( филин)


- Как трещотка птица эта,

Одного с березой цвета. ( сорока)


- Что за весенняя, черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя, черная птица

Прямо на трактор чуть не садится? ( грач)


- Мать – отца не знаю.

Но часто называю.

Детей знать не буду,

Чужим птицам сбуду. ( кукушка)


- Стали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

Не бегу ли, не ходу ли –

Им с ходулей не сойти. ( журавль)


- Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома.

Длинноногий, длиннохвостый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. ( аист)


- Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце. ( ласточка).


Ходит вразвалку, плывет утюжком.

В пруду поныряет и снова пешком.

Лапы широкие, сплющенный нос.

Что же за птица? Ответь на вопрос. ( утка)


Ходит важно, с гордым видом,

Он себя не даст в обиду:

Зашипит и … трусь, не трусь,

Ущипнуть вас может … ( гусь)




Молодцы, ребята ! Справились с телеграммой от дятла. Теперь посмотрим получится ли у вас отгадать птичьи ребусы. Каждая команда разгадывает по 4 ребуса.


Молодцы! Наше следующее задание – это « заморочки из бочки»


- Какая птица барабанит? ( дятел)


- Днём спит он, как слепой,

А лишь вечер – за разбой. (филин)


- Какая птица умело подражает

голосам многих птиц? ( скворец)


- Какая птица выводит птенцов зимой? ( клест)


- Какие птицы едят грибы? ( глухари)


- Какие птицы прилетают к нам зимой? ( снегири, свиристели)


- Название птицы связано со словом

зябнуть, мёрзнуть. А птица наоборот

прилетает к нам одной из первых. ( зяблик)


- Стучу – голова болит,

Не стучу – голодный. ( дятел)


- Многие не любят эту птицу: она губит

чужих птенцов. И всё – таки она очень

полезная – уничтожает множество

опасных гусениц, даже таких, которые

не едят другие птицы. ( кукушка)


- Эта птица – настоящий акробат: только

она может бегать по стволу дерева и вверх,

и вниз головой. ( поползень)


- Каких небылиц об этой птице не рассказывают!

Даже считают, что она накликивает беду.

А на самом деле – очень полезная птица. ( ворона)


- Эту птицу увидишь у нас только зимой – прилетает к нам зимовать с севера. Узнаешь её по красивому оперенью, большому хохолку и резкому громкому голосу. (свиристель)



Молодцы, ребята!

А вот и следующее задание:


Гласные буквы сбежали из строчек.

Как нам пословицу эту прочесть?

Тот, кто и правда прочесть ее хочет,

Заново должен составить все здесь.


( Сорока без причины не стрекочет. Воробьи под кровлю, а совы на ловлю)


Игра со зрителями. Любопытная сорока ( на веревочке привязана ложка, кто быстрее докрутит до ложки.)

Найди отличия 2 человека. ( совы)


Вот вам, ребята, упражненье:

Прочтите эти выраженья,

Все ситуации представьте,

То, что неправильно, исправьте.


- Спят ночами утки

В конуре иль будке. ( не утки, а собаки)


- Для перины и подушки

Мягкий пух дают лягушки. ( не лягушки, а гуси, утки)


- В строй цыплятки все встают

И идут скорей на пруд. ( не цыплята, а гусята)


- Глазки у сов, как бусинки,

Яркие, малюсенькие. ( не у сов, а у синиц)


- У синицы старой

НЕ глаза, а фары,

Круглые, большие,

Страшные такие. ( Не у синицы, а у совы)


- Песни петь весь день готовы

По весне от счастья совы. ( не совы, а соловьи и жаворонки)


-Как стройны и длинноноги в этом болоте носороги ( цапли, а не н…)


- Верно, Молодцы!


В лесу снимали фильм о жизни лесных жителей.

Неверно склеил монтажер все кадры.

Ах какой позор!

Сюжет скорей себе представь

И по порядку все расставь!



( серия « утки» и « про сороку и белку»)


А пока команды заняты работой игра со зрителями:


1. Бой тетеревов

2. Кто больше назовёт птиц нашей местности.


- Следующее задание такое:

нужно вычеркнуть все буквы, которые повторяются 4 раза, а затем вписать в белые квадратики по порядку оставшиеся буквы. Если вы сделаете все верно, то узнаете, какие птицы выводят своих птенцов в феврале. ( клесты)





игра со зрителями:

« Птицы»


- Я называю только птиц, если вы услышите еще кого – то, то должны хлопать в ладоши.


- Прилетели птицы:

голуби, синицы,

Мухи и стрижи….


Прилетели птицы

Голуби, куницы….


- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки…


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!


- Ребята, отгадайте загадку:

« Птичка с юга прилетела,

У окна на ветку села.

Чтобы с нами рядом жить,

Что ей надо срочно свить?»

Верно, гнездо.

Сейчас командам надо угадать, какие птицы могли построить эти гнезда.


Дупло: сова, филин, дятел, скворцы


Гнездо на земле – жаворонок


Под карнизом дома – ласточка


Гнездо на дереве – ворона, сорока, грач.


Команды пусть немного отдохнут, а я сюда приглашаю 6 человек со зрителей, которые любят петь.


Конкурс на лучшую частушку о птицах


Почему, скажи, кукушка

За птенцами не следит?

Ей же некогда , бедняжке,-

На часах она сидит!


Аист в Африку на зиму

Улететь спешит скорей,

Негры тоже ведь желают

Завести себе детей!


Дети в лес вы не ходите,

Дятлы там весь день стучат,

А от стука этих дятлов

Шишки с сосен в лоб летят!


Совы дятлов попросили

Очень громко не стучать:

- нам, дружок, в ночную смену

На работу вылетать!


Не видать в пруду ребят,

Только пяточки торчат.

Раз нырок, и два нырок,

Утка им дает урок.


Дятел весело стучит

По березе и кричит:

- Тук –тук- тук, короед!

Приглашаю на обед!


Старый дуб под корень спилен,

А на пне Маэстро филин

Распевает целый день:

Как прекрасен этот пень!







Ребята, а какой этот год по восточному календарю?

Верно, это год крысы. Вот вам загадка от нее:

- Крыса хвостиком ведет,

Всем загадку задает

По ее следам шагай

Да загадку прочитай!


( Кто летает темной ночью и схватить

мышонка хочет? Грудка ярче, чем заря, у кого? Снегиря)


Пока команды работают. Я приглашаю сюда болельщиков от каждой команды по 7 человек. Вам нужно сложить название команды соперников( воробьи, синички)


- А сейчас посмотрим, как наши команды умеют рисовать.

Ребята, вам нужно раскрасить этих птичек теми цветами, которые указаны под номерами, а номер можно узнать только, если верно посчитаешь примеры.



Игра со зрителями: « Сова на охоте» ( на нитку привязываются конфеты, игроку завязывают глаза, он должен пройти лабиринт и поймать рукой одну из конфет. Когда глаза завязаны лабиринт убирают.)


Ребята наша викторина подошла к концу

Наш вечер , ребята я бы хотела закончить строчками стихотворения:


Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора –

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.


А теперь слово для награждения команд предоставляется нашему жюри.