(II класс, III четверть, учебник «Математика» автор М.И. Моро и другие)
Тема: Один в поле не воин с. 20-21(урок-сказка)
Цели: 1. Выявить умение решать задачи, умение выполнять действия сложения и
вычитания столбиком, умение находить прямоугольник.
2. Развивать умение наблюдать и сравнивать, делать выводы, развивать
логическое мышление.
3. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении поставленной
задачи, чувство товарищества.
Оборудование: рисунки сказочных героев, индивидуальное пособие «Математический
светофор», индивидуальные карточки «Собери пословицу»
Урок проходит с использованием компьютера и магнитофона.
Ход урока.
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Каллиграфическая минутка (число 79)
3. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня я на уроке расскажу сказку. В сказке нам встретятся разные герои: добрые и злые, маленькие и большие. Многим из них потребуется помощь: решить пример, решить задачу, поработать с геометрическим материалом, ответить на математические вопросы и всё это надо делать быстро и правильно. Вы согласны помогать сказочным героям? Итак, сказка начинается.
4. Устный счет.
– В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван-Царевич и Василиса
Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив задание.
(На доске карточки с примерами, на обратной стороне которых буквы «К», «О», «Щ», «Е», «Й»)
59+1 60+10 100-1 100-10 70+20 81-1
– Какая запись лишняя? (100-1)
– Почему? (В ответе есть десятки и единицы, в других только десятки). Уберем ее.
– Перевернем карточки. Кто же похитил Василису? (Кощей)
– Отправился Иван-Царевич на поиски Василисы. Долго бродил по лесам и полям. И дошел до замка Змея Горыныча. Разозлился Змей Горыныч на Ивана-Царевича, узнав, зачем тот пожаловал и стал метать в Ивана огненные стрелы. А в каждой стреле – задание.
Дидактическая игра «Математический светофор»
15 – это 9 и …(6)
Сколько десятков в числе 53? (5)
Уменьшаемое 16, вычитаемое 8, чему равна разность?(8)
Сколько единиц в числе 93? (3)
Покажите самое маленькое двузначное число.(10)
5. Решение задачи №13.
– Все стрелы отбил Иван-Царевич. За его смелость Змей Горыныч дал волшебный клубочек. Этот клубочек привел Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись «Верная дорога та, где написан ответ к задаче №13»

– Прочитайте задачу.
– О чем задача? (О фруктах)
– Что сказано про яблоки? (Их было 15)
– Что сказано про груши? (Их было на 7 меньше)
– Что сказано про сливы? (Их было столько, сколько яблок и груш вместе)
– Как это записать? (Фигурная скобка)
– Самостоятельно решите задачу.
– Как вы считаете, сможет ли папа разложить эти сливы в 2 вазы поровну в каждую?
6. Задание геометрического характера.
– Долго шел Иван-Царевич по этой дороге. Вдруг он увидел сундук. Догадался Иван, что в этом сундуке находится меч. Но сундук крепко заперт замком. А замок-то не простой – на нем задание: «Из представленных четырехугольников, назовите прямоугольники. Докажите с помощью прямоугольного треугольника. Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? ( Они равны)»

7. Собери пословицу (работа в парах).
– Итак, меч в руках Ивана-Царевича, путь в царство Кощея свободен. Благодарен вам Иван за помощь. Устал Иван-Царевич, нет у него сил продолжать поиски. И подумал «Эх, …». А вот о чем он подумал, вы узнаете, выполнив задание в парах. На партах лежат листки со словами. Ваша задача – расположить их в такой последовательности, чтобы получилась пословица.
(Один, поле, в, воин, не)
Объясните пословицу.
8. Физкультурная минутка.
– Откуда не возьмись, летит Бабочка и говорит: «Не печалься Иван-Царевич, ты не один. Я тебе помогу. Давай с тобой потанцуем»
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся –
Бабочка кружит и вьётся.
9. Самостоятельное решение примеров №19.
– Замок Кощея находится на огромной высокой скале. Поможем Ивану-Царевичу преодолеть скалу, решив самостоятельно примеры №19.
(Проверка решения с помощью светофоров)
10. Решение равенств и неравенств №16 (коллективное решение)
– Вот и добрался Иван-Царевич до замка Кощея. Но чтобы попасть в него, надо пройти через мост. Только пошел Иван-Царевич по мосту, как перед ним стали расти колючие кактусы. Порубил их Иван волшебным мечом. Кощей встретил Ивана-Царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя! Если не выполнишь, голова с плеч. Вот первое задание.
(Коллективное решение №16)
– «Ну, Иван, забирай Василису, – сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?»

11. Работа с геометрическим материалом.
– Очень рад Кощей за Ивана-Царевича, ведь у него такие верные и надежные товарищи. Отдал он Василису. И в дар преподнес ковер-самолет, чтобы быстро они добрались до дворца. Вам предстоит выполнить последнее задание Кощея. Начертите путь домой нашим сказочным героям – он состоит из трех ломаных линий:
Длина первой ломаной линии – 3 см;
Длина второй ломаной линии – на 1 см меньше длины первой ломаной линии;
Длина третьей ломаной линии – на 1 см меньше длины второй ломаной линии
12. Итоги урока.
– Благодаря вам Иван-Царевич спас Василису Прекрасную. Мне очень приятно, что у меня такие дружные ребята. Я надеюсь, что и в жизни вы всегда будете помогать людям и защищать слабых и младших товарищей.