Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Лузун М.В.
Воспитатель МБДОУ д/с «Умка»
Тема. «Невидимка - воздух» (в рамках тематической недели о свойствах воздуха)
Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления детей со свойствами воздуха.
Задачи:
создать условия для ознакомления со свойствами воздуха: прозрачность, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется (познавательное развитие);
обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);
способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельностей:
общение ребенка со взрослым;
общение ребенка со сверстниками;
исследовательская деятельность (исследовательская практика);
режиссерская игра.
Ход образовательной деятельности
Внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С ними рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Правильно, это воздух.
Где находится воздух? ( на улице, в комнате, в земле, в воде и даже внутри нас ).
Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Вы видите воздух? Почему?
(Он невидим)
Приглашаю всех в лабораторию, чтобы проводить опыты как настоящие ученые.
Опыт №1 « Как поймать воздух»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакет.Что в нём находится? Вы его видите?
Давайте проверим есть ли там воздух. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Молодцы! Сделаем вывод, что воздух нельзя увидеть,но его можно почувствовать.
Ставится карточка « воздух не имеет цвета»
Опыт №2 « Что в стакане?»
Посмотрите у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?.
Сейчас проверим.Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду.
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
Ребята, почему вода не ропала в стакан?
В стакане находится воздух, он не пускает туда воздух.
Опыт №3 « Воздух легче воды»
Перед вами стакан с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками?
Вывод: воздух легче воды. ( ставится карточка)
Воспитатель пускает мыльные пузыри. Как вы думаете, что находитсявнутри пузырей? Давайте немного поиграем.
Опыт №4 « Имеет ли воздух вес?»
Что уменя в руках? (воздушные шары) Почему их так называют?
С двух сторон на весы я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувний шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. ( ставится карточка)
А интересно имеет ли воздух запах? Как вы думаете тебята?
Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? ( ставим карточку)
Тогда почему на кухне пахнет пирожками, в аптеке лекарством, на лугу цветами? Потомучто воздух двигаясь, может доносить его до наших носов.
Он еще и двигается умеет? Спросите вы.
Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?
Ветер – это движение воздуха.Мы можем почувствовать движения воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха ( качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка)
А в комноте мы можем почувствовать движения воздуха? Как?
Опыт №5 «Движение воздуха»
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух движется (ставим карточку)
Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут.
Попробуйте, закрыть рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило?
Хорошо вам было без воздуха?
Давайте вспомним по карточкам всё, о чём мы говорили на занятии.
Воздух не видим.
Воздух легче воды.
Воздух не имеет запаха.
Воздух имеет вес.
Воздух движется.