СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Имя прилагательное" разработан для открытого урока по данной теме. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Имя прилагательное"»

Конспект урока по русскому языку 5 класс

Тема « Имя прилагательное как часть речи»

Подготовила: Геращенко М.В. учитель русского языка и литературы

Цель урока: создание условий для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном, для формирования УУД обучающихся; актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умение правильного выбора падежных окончаний прилагательных.

Задачи: - восстановить знания об имени прилагательном;

- углубить понятия о роли прилагательных в речи;

- развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, раздаточный материал.





Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня у нас присутствуют гости. Прошу вас не волноваться и настроиться на работу.

Запишите в тетрадях число, классная работа. (на доске записано число и классная работа)

Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое?

Слайд 2. Настроение (какое?)………….. (отвечают 3-4 ученика)

С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных)

Сможете ли вы предположить, какой части речи мы посвятим сегодняшний урок? (имени прилагательному)

Слайд № 3 Молодцы, вы уже догадались, что сегодня речь пойдет об имени прилагательном как части речи. Запишите тему: «Имя прилагательное как часть речи».

Слайд 4. Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить?

(вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.)

- А еще, ребята, мы должны выяснить роль прилагательных в тексте. Зачем нужны прилагательные?

3. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений.

Начнем урок с орфоэпического словаря. Прежде чем мы запишем в тетради новые слова, вспомните, какие мы изучили на прошлом уроке? Кто готов повторить слова, соблюдая орфоэпические нормы?

(учащийся вслух проговаривает ранее изученные слова: бАнты, дОверху, жалюзИ, дозвонИться, тОрты, шАрфы, экспЕрт, сирОты)

Запишем новые слова: слИвовый, грУшевый, оптОвый, мозаИчный, кУхонный, красИвейший, лососЁвый, украИнский. (эти слова записаны на доске).

Вы обратили внимание, что объединяет все эти слова? (все имена прилагательные)

Слайд 5. Лингвистическая разминка.

На доске вы видите слова:

  1. Светло-зеленый, розоватый, розоветь, розовенький;

  2. Белый, белизна, бел, белый-пребелый.

Назовите лишнее слово.

Какими частями речи они являются?

Как же вы узнали, что остальные слова имена прилагательные?

По каким признакам вы определили, что большинство слов – имена прилагательные?

Для чего необходимо знать морфологические признаки частей речи? (Чтобы правильно определить, к какой части речи относится слово).

Давайте сформулируем определение, что такое прилагательное с позиции общего грамматического значения?

Ученик формулирует вывод: имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?.

Слайд № 6 Перед вами таблица «Части речи в русском языке». Что вы можете сказать о прилагательном с учётом данной таблицы?

( Учащийся делает вывод, что прилагательное - это самостоятельная часть речи, изменяемая, склоняемая)


Слайд № 7 Более полную информацию о прилагательном может дать План- схема. Обратите внимание на основные позиции:

  1. Значение и вопрос (признак предмета, вопросы какой? чей? каков?)

  2. Морфологические признаки ( могут иметь полную и краткую форму (не все), согласуется с существительным в роде, числе, падеже)

  3. Синтаксическая роль (определение и сказуемое)

А теперь давайте проверим, может быть, мы что-то забыли сказать о прилагательном?

Слайд № 8 Нет, мы с вами ни в чем не ошиблись.

Имена прилагательные находятся на втором месте, после существительных, по количеству и частоте употребления. Ответьте на мои вопросы:

- Назовите названия улиц нашего района, где одно из слов прилагательное? Бульвар Платановый, Рождественская Набережная)

- Как называется наш район, округ, край? (Юбилейный, Западный, Краснодарский)

- Назовите улицы города, которые являются именем прилагательным? (Красная, Длинная, Братская, Беговая, Балтийская, Московская, Таманская, Севастопольская и т.д.)



Слайд 9. Задание.

- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите прилагательные и определите, каким членом предложения они являются.

Умн… с…бака ре…ко лает.

Наша с…бака умна.

В саду цв..тут красивые розы.

Эти розы красивы.

Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных. ( Полные прилагательные – определения, краткие сказуемые).

  1. Самостоятельная работа.

А сейчас в тетради выполняем тест. По окончании работы я покажу верные ответы, проверьте, насколько хорошо вы знаете материал.

(Выполняют тест в тетради).

Слайд № 10, 11 Тест

Слайд № 12 Ключи

Оцените свою работу: «5» - 9 верных заданий

«4» - 7-8 верных заданий

«3» - 5-6 верных заданий

«2»- 3-4 верных задания

  1. Физкультминутка

Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Послушайте внимательно условия игры: я буду называть слова, а вы будете определять, к какой части речи они относятся. Если я называю имя существительное – вы стоите, не двигаясь; если имя прилагательное – то, высоко закидываете голову; если я называю глагол – вы потрясете руками.

Стол, работать, багряный, доброта, серенький, расследовать, ветреный, кроссворд, маршировать, слабость, серьезный, жевать, рукопись, столовая.

Ученики делают вывод, что слово «столовая» может быть и существительным (что? столовая) и прилагательным (какая? столовая посуда.


  1. Повторение и закрепление знаний.

Слайд №13 Прочитайте текст. Выпишите словосочетания сущ.+ прил, где существительное- главное слово, а прилагательное – зависимое. Определите род, число, падеж прилагательных. Упражнение выполнить на доске.

Прочитайте это стихотворение без прилагательных. Лучше стало или хуже? Почему?

Теперь обратимся к нашему учебнику и прочитаем информацию на стр. 89 . Устно выполним упр. 601

(Обратить внимание – брокколи, кольраби (несклоняемые сущ-е. ж.р.))



Выполняем письменно упр. 603 (1)

Внимательно причитайте задание и запишите 1,2 предложение.

( Мы любовались румяным закатом. В ярком закатном свете горят багряные плоды рябины).

Для чего нужны прилагательные в художественной речи?

( Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира).


Слайд 14. Давайте прочитаем материал «Это интересно».

Что вы нового узнали о прилагательных?

А что такое эпитеты?

Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Запишите по 3 эпитета к словам

1 ряд – снег (синий, белый, белоснежный, пушистый, рассыпчатый, колючий, холодный)

2 ряд – небо (багровое, лазурное, мраморное, лиловое, тревожное, хмурое, янтарное, ясное)

3 ряд – солнце ( ослепительное, утомленное, печальное, жаркое, равнодушное, живое, восходящее)

Вывод: Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.


  1. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд № 15

Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.

(Дети получают карточки)


Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.



  1. Домашнее задание

Слайд № 16 Правило стр. 88-89, повторить

Письменное задание на выбор : уровень А - упр. 603 (2), уровень Б – составить сказку об имени прилагательном.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!