Конспект урока МХК в 5 классе
«Путешествие в Древнюю Грецию» - 2 часа
Цели: Обучающая - знакомство с искусством Древней Греции.
Развивающая - развитие интеллектуальной и духовной сферы.
Воспитывающая - воспитание интереса и любви к искусству.
Задачи:
Закрепить представления о возникновении древнегреческой мифологии:
Познакомить обучащихся с галереей олимпийских богов и великих древних греков.
Осмыслить вклад древних греков в мировую культуру и ее значимость для современного мира.
Развивать образное и логическое мышление, творческие способности,
чувство прекрасного.
5.Формировать умение работать в группах .
6. Воспитывать толерантные отношения.
Технологии: модульная, развивающий рефлексийный полилог,
Тип урока: комбинированный
Структура урока: 1. Актуализация опорных знаний.
2. Осмысление нового материала
3. Творческая работа.
4.Рефлексия
.Методы: наблюдения, частично-исследовательский, инсценирования
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, глобус, карта, эмблемы-бейджики «Компас», маршрутные листы.
Материалы и инструменты: бумага, карандаши, пластилин.
Зрительный ряд: Презентация «Путешествие в Древнюю Грецию»,книжная выставка.
Музыкальный ряд: «Туристская песня «Глобус» муз. М. Светлова сл.М.Львовского», Музыка Чайковского П.И.Шестая симфония. Третья часть Муслим Магомаев «Огонь Прометея», «Элефтерия»
Литературный ряд: Ф.И.Тютчев «Когда пробьёт последний час природы», Фридрих Шиллер «Боги Греции» , Эзоп «Крестьянин и дети».
Научный материал: комментарии к слайдам
Форма работы: групповая.
СЛАЙД № 1 не демонстрируется, т.к. тема не объявляется заранее.
СЛАЙД № 2 – вступительное слово учителя.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Сегодня наш 5 класс отправляется в путешествие. Вы сами разделились на микро-группы – экипажи. Каждый экипаж выбирает своего командира.
- Экипажи, представьте своих командиров.
СЛАЙД № 2 «Что нужно в пути?»
- Командиры получите компасы и маршрутные листы. На них вы сделаете отметки .
- К путешествию готовы?
СЛАЙД № 2 «Приглашаю в путешествие»
- На чём люди путешествуют?
- А если я вам предложу кругосветное путешествие? (Учитель держит в руках глобус и крутит его)
- Это реально?
-Да! Мы отправимся в путешествие на мыслелёте. Знаете такое средство передвижения?
- Как оно действует? На каком топливе работает?
- Правильно, его двигает МЫСЛЬ. Мыслелёт может преодолеть и горы, и океаны, и время. Учёные доказали, что пространство и время – единая субстанция.
Итак, внимание! Включаем все свои двигатели-мысли… и в путь! Счастливого путешествия! Туристскую песню за-пе-вай!
СЛАЙД № 3 «Туристская песня «Глобус» муз. М. Светлова сл.М.Львовского»
I. Актуализация
1.Просмотр СЛАЙДОВ №№4 -13. Заполнение маршрутных листов
2.СЛАЙД № 14 - 24 «Проверка маршрутных листов»
- А теперь сверим «координаты» (Экипажи дают свои ответы):
Проверка маршрутных листов
(называется памятник, город, страна и даётся небольшой комментарий)
Каждый ответ сопровождается слайдом №№ 5 – 24
СЛАЙД № 25«Путешествие не закончилось - оно только начинается…»
II. Работа по картине Льва Бакста «Античный ужас»
Просмотр слайдов №№ 26 – 31
СЛАЙД № 32 «Задание по картине»
СЛАЙД № 33 - ОТВЕТ
Задание экипажам «Кто ответит точнее?»
СЛАЙДЫ №№ 34
СЛАЙД № 35 «Тема античности в поэзии»
СЛАЙД № 36 «Ф.И.Тютчев»

(Стихотворение читает чтец)
Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик отобразится в них.
СЛАЙД № 37 Фридрих Шиллер «Боги Греции»
(Стихотворение читает чтец)
Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни,
Дня земного ласковый рассвет!
Только в небывалом царстве песни
Жив ещё твой баснословный след.
Вымерли печальные равнины,
Божество не явится очам;
Ах, от знойно жизненной картины
Только тень осталась нам…
В царство сказок превратились боги,
Покидая мир, который сам,
Возмужав, уже без их подмоги
Может плыть по небесам.
Да, ушли, и всё, что вдохновенно,
Что прекрасно, унесли с собой –
Все цвета, всю полноту вселенной, -
Нам оставив только звук пустой.
СЛАЙД № 38
Мини-викторина(Блиц-вопросы командам):
Как называется просмотренная картина?
Кто автор картины?
Когда была написана картина ?
В каком музее экспонируется картина?
В каком городе находится картина?
Каковы впечатления?(вопрос каждому экипажу)
III. По Древней Греции
Добро пожаловать в Древнюю Грецию!
СЛАЙДЫ № 39 - 41
- Стоп! Где мы находимся? (В Греции)
- Как вы догадались? (Узнали Древний Парфенон, Акрополь).
СЛАЙД № 42
- Посмотрите географическое положение Греции на карте.
Греция расположена в южной части Балканского полуострова....
. Полуостров Пелопоннес расположен на юге Греции и омывается водами Ионического и Эгейского морей. Греция омывается тремя морями — Ионическим, Эгейским, Средиземным. На востоке омывается Адриатическим морем, на юге - Ионическим морем.
СЛАЙД № 43«Почему древние греки создали мифы о богах?»
- Где обитали древнегреческие боги?
СЛАЙД № 44
Узнаёте олимпийских богов?
СЛАЙД № 45
2.«Живые картинки» ( Сценка «Прометей»)
Прометей: О, великий Зевс, могущественный и мудрый! Позволь мне обратиться к тебе с просьбой о помощи людскому племени. Людям плохо живётся: они не имеют домов, построенных из дерева и камня, не знают ни ни наук, ни ремёсел, копошатся, точно муравьи, глубоко под землёй, в тёмных пещерах без света и воздуха.
Зевс: Молчи, дерзкий титан, а то я забуду все твои прежние заслуги и сурово накажу. Люди навсегда останутся неразумными всечасно терзаемыми страхом смерти. Тогда власть богов не будет иметь границ. Прочь с глаз моих! (Зевс уходит разгневанный.)
(Прометей сидит грустный. Появляется его мать Фемида)
Фемида: Сын мой, чем ты так прогневил Зевса? Разве ты забыл участь титанов, десять лет воевавших с ним за власть? Где они теперь, сильные и своевольные исполины? Одни убиты, другие лишены родины и отправлены в дальние края… Опомнись , Прометей, моли о прощении ради меня и себя.
Прометей: Пойми меня, родная, я не могу жить спокойно, когда знаю, как страдают люди. Клянусь, что помогу им! Я отправлюсь на остров Лемнос, тайно возьму искру божественного огня из кузницы своего друга Гефеста и принесу её человеку. Прости! (Уходит.)
Фемида: Сынок… (Плача уходит.)
(Появляются Зевс и его слуги Сила и Власть. Зевс садится на трон.)
Сила: О, великий Зевс! Последний из титанов ослушался твоей воли и совершил страшный грех. Он похитил искру огня и в тлеющей тростинке принёс её людям.
Власть: Если бы только это! Он научил их строить жилища,приручать животных, лечить больных, объяснил им устройство Земли и движение небесных светил, обучил их письму и счёту, добыче земных сокровищ: железа, меди, серебра, золота.
Сила: Прометей построил для людей корабли, приделал к ним льняные крылья - паруса, и они весело побежали по глади моря. Он приручил горячего дикого коня и впряг его в колесницу, а вола заставил носить на шее ярмо и пахать для человека землю.
Власть: Счастливый человек многое понял в окружающем мире, перестал слепо бояться смерти, постиг воспоминание о прошлом и обрёл надежду на будущее. Люди прославляют Прометея, а о тебе, о, могущественный зевс, и не вспоминают!
Зевс: Как осмелился дерзкий титан похитить из кузницы Гефеста священный огонь, принадлежащий богам? И что он с этим даром сделал? Отдал его жалким людишкам! Теперь они смеются и радуются, думая, что больше не зависят от моей воли. Прометей горько пожалеет о своём поступке. Ты, Сила, и ты, Власть, схватите Прометея, отправьте на край земли в страну скифов, где возвышаются Кавказские горы. Пусть кузнец Гефест наденет на непокорного тяжёлые цепи и и накрепко прикуёт к скале.
СЛАЙД № 46 Картины Йорданса Я. и Рубенса
Музыка Чайковского П.И.Шестая симфония. Третья часть.

Прометей (прикованный к скале): Вёсны сменяются зимами, рождаются и умирают поколения людей, а меня уже несколько тысячелетий палит раскалённое солнце, хлещут дожди и грады, замораживают злые ветры… Каждый третий день я с тоской слежу ,как высоко в небе появляется маленькая точка, как она растёт и приближается. Это орёл, посланный Зевсом, прилетает, чтобы рвать и раздирать когтями моё тело, клевать мою печень. Я страдаю… Но пощады я не попросил ни разу, не смирился перед Зевсом, и даже наедине с собой не пожалел о своей доброте к людям. Об одном прошу судьбу: пусть мои муки не будут напрасными, человек навсегда с божественным огнём будет свободен и счастлив!
СЛАЙД № 47 Г.Ф. Фюгер «Прометей несёт людям»
Муслим Магомаев «Огонь Прометея»
ПЕСНЯ «ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ»
Стихи Наума Олева
Припев: Дари огонь, как Прометей!
Дари огонь, как Прометей! *
И для людей
Ты не жалей
Огня
души своей!
Человек на земле,
Как цветок по зиме, -
Без тепла он не может ни дня. 2*
Пусть тебе не знаком,
Поделись с ним табаком,
Пригласи посидеть у огня.
Припев: Дари огонь, как Прометей!
Дари огонь, как Прометей! *
И для людей
Ты не жалей
Огня
души своей!
И, согретый тобой,
Пронесет тот огонь
Новый друг сквозь года и дожди.
Всем, кому тяжело,
Он отдаст свое тепло,
Тот огонь, что зажег ты в груди.
Припев: Дари огонь, как Прометей!
Дари огонь, как Прометей! *
И для людей
Ты не жалей
Огня
души своей!
Не грусти, человек,
Что недолог твой век,
Знай, что ты не напрасно сгорел.
Ветер след твой не стер
Коль души твоей костер
Хоть кого-то лишь раз обогрел.
Припев: Дари огонь, как Прометей!
Дари огонь, как Прометей! *
И для людей
Ты не жалей
Огня
души своей!
СЛАЙД № 48 « ЭЛЬФТЕРИЯ – это значит по-русски СВОБОДА»
Песня «ЭЛЕФТЕРИЯ» в исполнении Муслима Магомаева.
Стихи Цезаря Солодаря
На афинских бульварах,
На пирейских причалах,
Где сердца молодые всегда горячи,
От влюбленных слыхали
Молодые гречанки
Свое нежное, звонкое имя в ночи:
Элефтерия! Элефтерия!
Это значит по-русски - свобода.
Элефтерия! Элефтерия!
Ты чиста, как эгейские воды.
Этим именем гордым
Дочерей называли
И поэт, и батрак, и солдат-инвалид.
Почему же Эллада
В безысходной печали
Только шепотом скорбным теперь говоришь:
Элефтерия! Элефтерия!
Заточили тебя в казематы.
Элефтерия! Элефтерия!
Под пятою ты стонешь проклятой...
На афинских бульварах,
На пирейских причалах
Свое счастье добудет простой человек.
И под ясной звездою
Скажут юным гречанкам
Полным голосом те, кто их любит навек:
Элефтерия! Элефтерия!
Прозвучит под родным небосводом.
Элефтерия, твердо верю я -
Не отнять у народа свободу!
Элефтерия!
3.Творческая мастерская
СЛАЙД № 49(Под мелодию песни «Элефтерия» обучающиеся выполняют творческое задание)
Презентация экспромтов (рисунков, скульптур, стихотворений и др.)
Галерея олимпийских богов
СЛАЙД № 50 - 55
- Шедевры древнегреческого искусства мы, россияне, можем увидеть в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.
СЛАЙД № 56
5.Галерея «Великие древние греки»
СЛАЙД № 57
Эзоп. Знакомое имя? Что вы о нём знаете?
(Обучающиеся рассказывают историю жизни Эзопа
)
СЛАЙД № 58
- Ребята, вы видите на слайде рисунок к басне Эзопа «Крестьянин и дети». Это работа молодой художницы Елены Федорковой выполнена в древнегреческом стиле.
СЛАЙД № 59
СЛАЙД № 60 (Чтец читает басню)
СЛАЙД № 61«Древнегреческие философы»
СЛАЙД № 62«Древнегреческие математики»
- О великих древних греках вам предстоит узнать на уроках истории и математики.
IV. Заключение
- Наш мыслелёт держит путь домой. Куда?
(Обучающиеся называют: « Россия, Смоленская область, г.Сафоново)
-Благодарю гостей за внимание и поздравляю путешественников с возвращением!
СЛАЙД № 63
СЛАЙД № 64

15