КОНСПЕКТ
открытого урока по ДПИ
для 4 класса художественного отделения программы художественно - эстетической направленности
МБУ ДО «Южская ДШИ»
на тему «Поздравительная открытка
ко Дню Победы ветерану в подарок».
Подготовила и провела
Преподаватель: Демидова Анна Анатольевна
2017
КОНСПЕКТ
Открытого урока по декоративно - прикладному искусству
для учащихся 4 класса художественного отделения программы художественно - эстетической направленности МБУ ДО «Южская ДШИ» на тему «Поздравительная открытка ко Дню Победы ветерану в подарок».
Цель урока: Изготовление поздравительной открытки к 9 мая в технике квиллинг.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания и умения, полученные на прошлых занятиях.
- Научить приемам украшения открытки в технике «квиллинг».
- Выполнить поздравительную открытку ветерану в технике квиллинг.
Развивающие:
- Способствование развитию творческих способностей детей,
- Развитие умения планировать свою деятельность, развитие зрительного восприятия, глазомера, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.
Воспитательные:
- вызвать чувства патриотизма, уважения к ветеранам,
- пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
- прививать аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус, умение видеть красоту.
Ожидаемые результаты:
- Выполнение аккуратной работы, развитие у детей чувства патриотизма и уважения к ветеранам ВО.
Наглядное пособие: работы, выполненные в технике квиллинг.
Материалы к уроку: слайд – презентация урока «Открытка ко Дню Победы», лекция.
Тип урока: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний.
Зрительный ряд: слайд – презентация по теме урока.
Методы и приёмы: беседа и рассказ, инструктаж, практическая работа, самооценка.
План урока:
Организация момент. 5 минут
2. Презентация. 8 минут
3. Инструкция по технике безопасности при использовании требуемых инструментов
4. Практическое задание (Изготовление открытки). 25 минут
Гвоздики, звезда, лента, письмо, незабудки
объединение деталей в открытку
5. Закрепление. 7 минут
6. Оценка деятельности учащихся на уроке.
7. Внеурочная деятельность.
Ход урока.
1. Организационный момент
Приветствие:
Здравствуйте ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Для работы на уроке необходимо иметь следующие материалы цветной картон для основы открытки (на выбор один из предложенных цветов - желтый, золотой, красный, синий), элементы из квиллинга (заготовки листиков и цветов – ромашки, незабудки, гвоздики), бумага для квиллинга или набор двухсторонней цветной бумаги, ножницы, маникюрные ножницы, клей ПВА, 2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик, распечатка поздравлений ветеранам.
2. Презентация
(На экране идёт показ презентации 1стр.)
- Сегодня на занятии вы будите выполнять открытки ветеранам Великой Отечественной войны.
- Когда празднуется День Победы? (ответ детей - 9 мая)
- Почему он называется День Победы? (ответ детей - В этот день закончилась Великая Отечественная война)
- История праздника День Победы ведется с 9 мая 1945 года, потому что именно в этот день в пригороде Берлина произошло подписание акта о безоговорочной и полной капитуляции гитлеровской Германии, и была провозглашена победа Красной Армии против немецко – фашистских захватчиков.
- Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории страны. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали.
- 9 мая вечером в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов.
(На экране идёт показ презентации 2 стр.)
- Война - это страшное слово. Сколько жизней унесла она, сколько ни в чём не повинных людей погибло. Нет в нашей стране ни одной семьи, из которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. К счастью, мы не видели её, но мы всегда должны помнить о тех, кто защищал нашу землю; кто, не жалея себя и своей жизни, боролся на полях сражений.
- К сожалению, с каждым годом остается все меньше очевидцев и участников тех страшных военных событий, но у нас с вами ещё есть возможность поблагодарить их за мужество и героизм, за то, что мы с вами живём в мирное время!
-Хотите поздравить этих замечательных, смелых людей с Днём Победы? (ответ детей – Конечно, да)
- Выразить огромную благодарность и почтение нашим дорогим ветеранам в День Победы можно разными способами. Но в этот символический день нашим ветеранам главное знать, что их дети и внуки, правнуки помнят про них, про их подвиг.
Давайте же и мы порадуем их открытками в технике квиллинг, которые вы сегодня сделаете своими руками ко Дню Победы. Взяв в руки ваши поздравления, Ветераны вспомнят свою молодость, боевых товарищей.
(На экране идёт показ презентации 3 стр.)
-Посмотрим на символы Победы, используемые в открытке. Какие детали вы видите? (ответ детей - Звезду, георгиевскую ленту, гвоздики, щит).
-Каждая деталь этой открытки символизирует своё отношение к победе, защите или боевой заслуге.
Георгиевская Лента
(На экране идёт показ презентации 4 стр.)
- Впервые Георгиевская Лента появилась вместе с Георгиевским Орденом в 1769 году. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость».
- Кто-нибудь знает, что означают цвета на георгиевской ленте? (Ответы детей)
- Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя.
- Георгиевская Лента имеет славную историю и заслуживает того, что бы её цвета символизировали Великую Победу.
Звезда
(На экране идёт показ презентации 5 стр.)
- А кто может сказать, что символизирует красная звезда? (Ответы детей)
- Красная звезда́ — геральдический знак, который был символом Красной армии, присутствовал на флаге и гербе СССР. Во время Великой Отечественной войны появился целый ряд боевых наград, посвященных звезде или в основу которых положен этот знак.
Щит
(На экране идёт показ презентации 6 стр.)

- Вы знаете, что такое щит и для чего он нужен? (Ответы детей)
- Щит — главное оборонительное оружие древнего и средневекового воина, надежно прикрывавшее его от вражеских стрел, копий, мечей и сабель, символ защиты, победы, славы и воинской чести.
- В наши дни, когда все эти символические нюансы давно забылись, за старинным оружием сохранилось лишь его основное, наиболее очевидное значение, звучащее в словах: «защита», «защитник», «подзащитный», «щиток» и т.п.
Гвоздика
(На экране идёт показ презентации 7 стр.)

- Если задать вопрос, с чем ассоциируется День Победы, то в перечне таких символов как Вечный Огонь, Парад Победы, Салют, Георгиевская ленточка, красная гвоздика занимает не последнее место.
- Ведь гвоздика издавна считается цветком, который символизирует невинно пролитую кровь. Вот почему этот цветок занимает почетное место среди символов Дня Победы. Еще при СССР гвоздику стали изображать на открытках посвященных 9 Мая. Также гвоздика олицетворяет мужество и храбрость, победу и преодоление трудностей.
-Вместе с тем одним из популярных цветов, которые дарят ветеранам, является тюльпан, непременно красного цвета. А на параде 1945 года дарили полевые цветы, поэтому и сегодня многие дарят ветеранам букеты из полевых цветов, ромашек и незабудок, словно в память о том далеком счастливом дне. Незабудка – это напоминание о тех, кого нет рядом и о тех, кого нет уже на этой земле. Она символ не скорби, а светлой памяти о прошлом и надежды на счастливое будущее.
Инструкция по технике безопасности при использовании требуемых инструментов
- Ребята, я надеюсь, что вы узнали что-то для себя новое о символах Победы, а теперь, прежде чем приступить к изготовлению открытки, вспомним о технике безопасности работы с ножницами и клеем.
(На экране идёт показ презентаций 8-9 стр.)

(Дети перечисляют правила)
4. Практическое задание (Изготовление открытки).
(На экране идёт показ презентации 10 стр.)
- Для начала выполнения поздравительной открытки необходимо выбрать цвет для фона. Основа будет сделана из цветного картона (золотой, красный, желтый, синий).
- Форма открытки может быть любой, круглой и традиционной прямоугольной формы.
(СХЕМЫ КОМПОЗИЦИЙ) С учащимися обсуждается схема композиций на открытке. Показать основные приемы работы при создании оформления. Проанализировать с учениками, какие элементы подойдут для украшения.
- Посмотрите на шаблоны, как выполнить гвоздику.
-Есть несколько способов выполнения цветка гвоздики.
(1 способ) Берём бумажную полосу длиной 20см и шириной 1,5- 2 см, складываем несколько раз и надрезаем с одной стороны, называется приём «бахрома». Затем скручиваем в ролл, конец полоски закрепляем капелькой клея. Подождать пусть чуть подсохнет и расправить бахрому в форме цветка.
(2 способ) Для выполнения другого способа, потребуется следующие базовые элементы квиллинга – бардового цвета бумажная полоса 30 см из нее получить три больших свободных круга ролла Ø 1,5 – 2 см, 6 красного цвета свободных круга Ø 1- 1,5 см. Сформировать лепестки гвоздики. Затем 1 ряд лепестки бардового цвета закрепить между собой по боковой стороне, а сверху на них закрепить лепестки красного цвета.
Далее, нижнюю часть, заматываем зелёной полоской, предварительно промазав клеем начало и конец. В конце можно приклеить удлинённые листики.
Незабудка
Для незабудки потребуется 5 свободных круга ролла Ø 1 см, из них сложить лепестки, придавить в форме капли с одной стороны. Разложить в форме круга с узкой стороны и закрепить с помощью клея. В серединку маленький тугой ролл желтого цвета.
Ромашка
Для ромашки потребуется 8-10 свободных круга ролла Ø 1,5 см, из них сложить лепестки, придавить в форме капли с одной стороны. Разложить в форме круга с узкой стороны и закрепить с помощью клея. В серединку вложить тугой ролл из бахромы желтого цвета.
Звезда.
- Также есть несколько способов выполнения звезды.
(1 способ) Вырезать заготовку из красной бумаги (распечатку) и сложить по линиям сгиба.
(2 способ) Традиционный для квиллинга. Создать базовую форму для лучей звезды потребуется 5 штук - свободный круг Ø 2,5 см, для одного лучика две бумажные полоски закрепить между собой, чтобы в итоге луч был более тугой. Закрутить свободный круг, придавить с одной стороны до середины, а с другой стороны на половину середины, чтобы сформировать луч звезды.
-Также в композицию открытки можно включить лавровую веточку, голубей, вечный огонь, фронтовое письмо. (ШАБЛОНЫ)
Примерное расположение элементов вы можете увидеть на примере работ или использовать свое воображение и создать собственную композицию. (слайд ЛУЧШИЕ РАБОТЫ)
Ребята делают собственные эскизы в виде схем украшения открыток. Далее следует практическая работа учащихся.
В завершении урока открытки ставим на один стол.
5. Закрепление.
Анализ проделанной работы.
- А теперь вернемся к теме и задачам урока. Вы поняли, как выполнять украшения для поздравительной открытки в технике квиллинг?
(ответ детей - Да. Мы поняли, как выполнять украшения в технике квиллинг.)
-Молодцы! А теперь приведем рабочее место в порядок, клей, ножницы убираем в отведенные места.
Выставка работ.
Рефлексия результатов работы обучающихся (в форме беседы):
-Ребята, посмотрите, какие получились у вас замечательные поздравительные открытки. Они могут стать отличным подаркам для ветеранов Великой Отечественной войны.
Что ж, наш урок подходит к завершению. Подведем итоги
- Вам понравился наш урок?
- Что нового вы узнали?
- Что научились делать?
- Как вы думаете, зачем нам нужен был этот урок?
А теперь, давайте вместе, оценим вашу работу на сегодняшнем уроке.
6.Оценка деятельности учащихся на уроке.
Обсуждение (анализ “+” и “-”).
Выбрать хорошую работу, похвалить автора. Объяснить ученикам, что верно и что ошибочно в остальных работах.
В конце урока сообщить учащимся, что эту работу необходимо завершить дома и на следующий урок выставим оценки. Давая задание на дом, нужно сказать, чем дополнить работу.
-Молодцы, ребята!
- Вы, наверное, почувствовали, что работа в технике «квиллинг» требует много терпения, зато результаты обязательно обрадуют и вас, и ваших близких.
Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мир.
Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!
7. Внеурочная деятельность.
Организация и оформление выставки к 9 мая «Открытка ветерану»
Литература:
1. Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи/ Перевод с анг.- М.: Контэнт, 2010.- 48 стр.
2. Зайцева А.А. Квиллинг: новые идеи для творчества.- М.: Эскмо,2010.- 96 стр.
3. Хелен У. Популярный квилинг: цветы, птицы, животные из бумажных лент/ Перевод с анг.- М.: Ниола-пресс, 2008.-104стр.
4. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги.- М.: Мир Книги,2008.-58 стр.