СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "открытого" урока по курсу "Народная культура" для 3 класса "Путешествие по праздникам народного календаря".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Путешествие по праздникам народного календаря"  

Просмотр содержимого документа
«Конспект "открытого" урока по курсу "Народная культура" для 3 класса "Путешествие по праздникам народного календаря".»

2.2 Сценарий занятия/конспект «открытого урока» с использованием ЭОР / новых образовательных технологий, проведенного в межатестационный период.


Конспект "открытого" урока и технологическая карта __Предмет_Народная культура__________

ФИО Рубцова Ирина Петровна

Место работы МБОУ Гимназия № 3

Должность учитель

Предмет: Внеурочная деятельность. Народная культура.

Класс 3

Тема и номер урока в теме "Путешествие по весенним праздникам народного календаря"


Базовый учебник-

1. Народная культура. Хрестоматия , 1 часть, "Русский дом" 2004 г.184 С.

2. "Народная культура в школе: Народный календарь и фольклор: Методическое руководство. - Самара. ИЭКА "Поволжье", САмГПУ. Изд-во СамГПУ,.


Цель урока: закрепить знания весенней обрядности, познакомить с праздником Троица.


Задачи: Задачи урока:

-формировать понятия: «календарные праздники», «русская обрядность», «традиция»

- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения (сравнивать, обобщать, общаться друг с другом);

- развивать организационные общеучебные умения.

Формируемые УУД:

Коммуникативные:

-умение выражать в речи свои мысли и действия;

- умение строить понятные для партнера высказывания;

- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- умение аргументировать свою позицию в совместной деятельности.

Познавательные:

- умение использовать знаково-символические средства для решения творческих задач;

- умение встраивать новые знания в систему уже полученной информации;

- умение осуществлять анализ и синтез новых знаний.

Регулятивные:

–умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- умение различать способ и результат действия;

- умение контролировать процесс и результаты деятельности;

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

- готовность целенаправленно использовать  знания родной традиционной обрядности, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

- соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности,

-испытывать гордость за принадлежность к гражданам России.

Предметные результаты:

- уметь интонировать русские народные песни;

 -уметь пользоваться известными приёмами народной вокальной техники для исполнения песен,

-уметь рассказать о традициях каждого народного весеннего праздника.


Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.


Тип урока: Комплексный

Формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, парная

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, экран, муз. центр.

Методы работы: частично- поисковый, практический, моделирование, проблемный, самостоятельная работа.

Педагогические технологии: системно - деятельностный подход, педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), ИКТ- технология, здоровьесберегающие.

План урока:

1.Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности (самоопределение к деятельности)- 1 мин

2. Актуализация знаний- 4 мин

3. Постановка учебной задачи (проблема)- 3-4мин. Физкультурная минутка- 1 мин.

4. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения - 10-11 мин

5. Первичное закрепление. 4-5 мин. Физкультурная минутка для глаз-2 мин.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.4-5 мин.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение -7-8мин.

8.. Рефлексия деятельности. Оценивание.- 2 мин.

9.Домашнее задание.- 1 мин.


Оборудование:

Для учителя: 1. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество, детство. М., Изд. "Художественная литература" 1991., С. 592;

2. Народная культура. Хрестоматия , 1 часть, "Русский дом" 2004 г.184 С.

3."Народная культура в школе: Народный календарь и фольклор: Методическое руководство. - Самара. ИЭКА "Поволжье", САмГПУ. Изд-во СамГПУ,.

проектор, компьютер, презентация «Весенние народные праздники земледельческого календаря»,

Для учеников: линейка, карандаш, палетка.






Этап урока

Название используемых ЭОР



Содержание учебного материала


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Время

(мин.)



Формируемые УУД


1.

Организационный момент












Водная беседа. Актуализация знаний.

















Слайд №1

(4 картинки с изображением весенних народных праздников)



Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие - мы будем путешествовать во времени. Мы отправимся далеко назад в прошлое, туда, где наши далекие родственники выращивали хлеб своими руками, обрабатывая землю сохой и бороной, сами строили избы и сами шили себе наряды

Посмотрите на слайд и догадайтесь, где мы сегодня окажемся.








Организация класса, проверка готовности к уроку


Учитель здоровается.





Предлагает ученикам подумать, о чём пойдёт речь на уроке.


Выслушивает предположения, уточняет.

Записывает на доске тему

Приветствие друг друга, подготовка рабочего места


Знакомство с технологической картой урока.








Ответы учащихся.


Называют тему урока.

(Дети отвечают

Слушают.

Высказывают предположения.

Ученики формулируют вопросы по теме урока).

1











4















К.: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: Прогнозирование своей деятельности.





Предметные: воспроизводить знания, Познавательные: анализировать информацию

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов

Регулятивные: определять цели УД (направления своего познания).

2.

Практический.

Актуализация знаний учащихся













































































































Слайд №2

(картинка с изображением масленичного колядования)




















































Слайд №3

Видеофрагмент "Поход иудеев через море"

А путешествовать мы будем с помощью музыки. (Учитель подходит к коробу).

Всюду раньше звучали народные инструменты. Один из инструментов сейчас в этом коробе и его звуки перенесут нас в далекое прошлое. Угадайте, что это!

(загадывает загадку)

"Была березовая чурка,

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее не одно, а два" (ложки)



Итак, мы отправляемся на народный праздник. Но как он называется, нам придется определить по его обычаям.


Отгадка в содержании песенки, под которую мы начнем путешествовать.

Прослушивание аудиозаписи народной песни "Мы давно блинов не ели".






Ребята, назовите обычай, который вы видите на слайде.


Учитель: Масленица - христианский или языческий праздник?

Весело на Руси проходила масленица - с шутками, песнями, скоморохами, колядованием. Какие действующие лица нам нужны для этого действа?

Почему коза? – Символ плодородия, богатства, здоровья, выносливости.

Дети: 2 хозяйки!

Звучат песни: "Ой, казали Масленой", "Коляда-маледа", "Богатые мужички".


Дети под музыку "Коляда" начинают двигаться и встречаются со злой, а затем с доброй хозяйкой. Звучат реплики.

Дети ведут козу. Коза пляшет и приглашает всех плясать.

Учитель: Добрая хозяйка, спасибо тебе за угощение!

Хозяйка: Гости, оставайтесь со мной да потанцуйте!

Звучат "Камаринского" и "Светит месяц"









Учитель: Наше путешествие продолжается. Вот отзвенела Масленица, закончился Великий пост после нее, звучат по всей России колокола, возвещают о приходе следующего весеннего праздника.

Чтобы узнать, о каком празднике речь, нужно разгадать следующее слово. В слове 5 букв.

Что означает слово "пасха?"

Обучающиеся: - Исход, избавление.

Учитель: верно.

Сейчас мы посмотрим видео фрагмент, а вы мне скажите, избавление, исход от чего?

С древнееврейского Песах -исход.

Обучающиеся: - Моисей вывел иудеев из египетского рабства.


А мы празднуем христианскую Пасху - первый и главный христианский праздник - Воскресение Иисуса Христа.

Учитель: Назовите главный атрибут праздника пасхи

Обучающиеся: Крашеные яйца.

Учитель: правильно.

А теперь посоревнуемся, мы же на празднике пасхи.

У нас две команды, каждая из которых может придумать загадки про пасхальное яйцо.

У какой команды таких загадок будет больше?


Учитель: - Ребята, а почему именно яйца красят на пасху?

Назовите главную пасхальную детскую забаву.

Дети: - катание яиц.
























После отгадывания загадки учитель вынимает инструменты из короба и предлагает под веселый стук ложек и песенку отправиться на праздник.


Погружает детей в традиции праздника.










Задает вопросы для закрепления материала и предлагает "оживить" картинку.






Погружает детей в традиции праздника.













Погружает детей в традиции праздника.

















Задает вопросы для закрепления материала и корректирует ответы детей.





















Организовывает соревнование двух групп учащихся.







Задает вопросы с целью закрепления материала.


Проводит игру с детьми.

















Прослушивание аудиозаписи песни.

Игра на деревянных ложках и определение праздника масленицы по традиционному блюду (из содержания звучавшей песни).


Называние названия народного праздника.




Учащиеся отвечают на вопросы







Учащиеся распределяют роли, поют народные песенки-колядки, обыгрывая сценку колядования.











Прослушивание аудиозаписей народных наигрышей

"Камаринского" и "Светит месяц".

Учащиеся танцуют под наигрыши деревенские танцы в парах.









Учащиеся разгадывают кроссворд.

Отвечают на вопросы учителя





Просматривают видеофрагмент


Отвечают на вопросы учителя







Отвечают на вопросы учителя



Выполняют творческое задание (придумывают загадки).

Работают в группах.

Загадывают загадки.


Отвечают на вопросы учителя



Играют в игру

"Катание яиц" с пасхальной горки.


10-11


Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации.




Логические – построение логической цепи рассуждения

цели урока.








Познавательные:

решать творческие задачи на уровне импровизаций; анализировать получаемую информацию,




-Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П).


- анализировать объекты (П);





Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; строить рассуждения об объекте.



-дидактическая игра решает задачу усвоения и закрепления темы

(игра на исполнительский и воспроизводительный вид деятельности).











-договариваться, приходить к общему решению (К)








- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (Р);

-допускать существование различных точек зрения;

.


















-Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П).







(Используются способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач).













3.

Постановка учебной задачи.








Слайд №4

(картины весны)

Учитель: Целую неделю длился светлый праздник Пасхи. Весна вступала в свои права - растапливала снега, распускала листья.

Помогал теплый весенний дождик.

Вода - великая природная сила, без которой человеку не прожить, поэтому люди старались оберечь себя изображением воды и вышивали ее символы на одежде.

Ребята, давайте представим себя на месте наших далеких родственников, и как бы мы с вами обозначали весеннюю воду? Как эти символы будут выглядеть?

Предлагаю вам расписать символами воды этот плетеный поясок. (Каждому учащемуся выдается трафарет пояска).














Вот и май к концу подошел.

Пора прощаться с весной и встречать лето.

Физкультминутка














Погружает в народную символику, дает творческие задания.










Слушают произведение "Подснежник" П.И. Чайковского из цикла "Времена года".










Творчески подходят к решению поставленной задачи.

Выбирают наиболее характерный "весенний" геометрический символ воды.


3-4








































1

Регулятивные УУД (целеполагание)

(прогнозирование)


Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера



Личностные: принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме, осознавать неполноту собственных знаний.

-формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания (Л);

Умения:

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (Р);

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П).



4.







































































5.

Открытие нового знания


Включение нового знания в систему знаний



















































Слайд №5

(троицкие хороводы и гадание на венках),














видеофрагмент


И мы оказались и в следующем народном празднике. Его название Троица.

В Троицу водили хороводы, а в их движениях остался сохраненным разгаданный нами символ воды - извилистая линия.

Давайте попробуем водить хороводы, но ведущими будете вы, надо в плавном движении хоровода передать древний секрет - изображение весеннего ручейка.





В рощах собирались девушки, парни из разных деревень и, держась за сплетенные венки, завивали хоровод. Попробуем это сделать и мы (используют венки из листьев - искусственный материал).






Девушки гадали - пускали веночки по реке - куда пристанет, оттуда и дружка жди.


Весенний праздник Троицы завершает цикл весенних праздников народного календаря. И в этом празднике существуют красивые традиционные обычаи празднования.

Главным почитаемым деревцем на Троицу была русская белоствольная березка. Это был символ молодости, красоты. В знак почитания березку наряжали разноцветными ленточками. А потом, красивую, яркую носили по деревне и вечером торжественно опускали в водоем - озеро или речку.

У нас есть такая березка, давайте ее нарядим.

(Используются разноцветные ленточки для украшения березки

и макет березки (сухая ветвь).


Физкультминутка










Приглашает перенести геометрию выбранного рисунка в игру -хоровод.


Корректирует готовность учащихся.










Предлагает к просмотру видеофрагмент.







Погружает детей в народную обрядность через творческие задания.












Задает вопросы с целью закрепления выученного материала.















Творчески подходят к решению поставленной задачи.




Самоорганизовываются, выбирают ведущего и изображают волнистую линию в змейке - дети водят хоровод под аудиозапись троицкого хоровода Самарской области "Роща зеленая".



Просматривают видеофрагмент.




Дети разучивают песню и наряжают березку разноцветными ленточками под пение 1 куплета рнп "Ты, березка, ты кудрявая".










7-8































































1


Познавательные, логические универсальные действия, умения.




Логические – построение логической цепи рассуждения.


- задавать вопросы по существу;


- использовать речь для регуляции своего действия;












Творчески подходят к решению поставленной задачи.





-самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П).



Закрепление изученного материала

и контроль



Слайд №6

(4 картинки с изображением весенних народных праздников)























Солнце окончательно вступало в свои права на праздник Троицы и ребята повсеместно играли в игру, прославляющую солнце. Это игра ...

Предлагает выполнить задание на контроль усвоения информации о принадлежности песен, обрядности к разным праздникам (тестирование в виде дерева с ветками и листочками. Ветки - 3 праздника, листочки - смысловое содержание). Нужно соединить ветки с определенными листьями.



Предлагает угадать название игры

Учащиеся выполняют задание, выбирая тот или иной уровень сложности предложенного теста.
















Дети отвечают название игры, поют и играют в рни "Золотые ворота".


4-5

П: Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения.


Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция.


К: Самоопределение с целью получения наивысшего результата.








Интегрироваться в группу, умение слушать, самоопределяться

6.

Подведение итогов урока.


Рефлексия


Ребята, мы сегодня побывали на весенних народных праздниках, назовите, каких?

Что узнали нового?




Вы - молодцы, замечательно пели, отвечали на вопросы, играли.

В следующий раз мы еще раз совершим путешествие в народную обрядность, но уже окажемся в зимних праздниках народного календаря.

Задает вопросы с целью закрепления материала










Задает домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению




Рефлексируют, рассказывают, что запомнилось на уроке.

2












1

Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действий.


Регулятивные:

- использовать речь для регуляции своего действия

- контроль и оценка своей деятельности в рамках урока


Личностные: принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме, осознавать неполноту собственных знаний.


-формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания.







Зам. дир по УВР МБОУ Гимназия №3 ______________________________И.В. Урчева