1. | Организационный момент Водная беседа. Актуализация знаний. | Слайд №1 (4 картинки с изображением весенних народных праздников) | Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие - мы будем путешествовать во времени. Мы отправимся далеко назад в прошлое, туда, где наши далекие родственники выращивали хлеб своими руками, обрабатывая землю сохой и бороной, сами строили избы и сами шили себе наряды Посмотрите на слайд и догадайтесь, где мы сегодня окажемся. | Организация класса, проверка готовности к уроку Учитель здоровается. Предлагает ученикам подумать, о чём пойдёт речь на уроке. Выслушивает предположения, уточняет. Записывает на доске тему | Приветствие друг друга, подготовка рабочего места Знакомство с технологической картой урока. Ответы учащихся. Называют тему урока. (Дети отвечают Слушают. Высказывают предположения. Ученики формулируют вопросы по теме урока). | 1 4 | К.: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р.: Прогнозирование своей деятельности. Предметные: воспроизводить знания, Познавательные: анализировать информацию Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов Регулятивные: определять цели УД (направления своего познания). |
2. | Практический. Актуализация знаний учащихся | Слайд №2 (картинка с изображением масленичного колядования) Слайд №3 Видеофрагмент "Поход иудеев через море" | А путешествовать мы будем с помощью музыки. (Учитель подходит к коробу). Всюду раньше звучали народные инструменты. Один из инструментов сейчас в этом коробе и его звуки перенесут нас в далекое прошлое. Угадайте, что это! (загадывает загадку) "Была березовая чурка, Валялась, где лежат дрова. Потом из чурки вышло чудо, Точнее не одно, а два" (ложки) Итак, мы отправляемся на народный праздник. Но как он называется, нам придется определить по его обычаям. Отгадка в содержании песенки, под которую мы начнем путешествовать. Прослушивание аудиозаписи народной песни "Мы давно блинов не ели". Ребята, назовите обычай, который вы видите на слайде. Учитель: Масленица - христианский или языческий праздник? Весело на Руси проходила масленица - с шутками, песнями, скоморохами, колядованием. Какие действующие лица нам нужны для этого действа? Почему коза? – Символ плодородия, богатства, здоровья, выносливости. Дети: 2 хозяйки! Звучат песни: "Ой, казали Масленой", "Коляда-маледа", "Богатые мужички". Дети под музыку "Коляда" начинают двигаться и встречаются со злой, а затем с доброй хозяйкой. Звучат реплики. Дети ведут козу. Коза пляшет и приглашает всех плясать. Учитель: Добрая хозяйка, спасибо тебе за угощение! Хозяйка: Гости, оставайтесь со мной да потанцуйте! Звучат "Камаринского" и "Светит месяц" Учитель: Наше путешествие продолжается. Вот отзвенела Масленица, закончился Великий пост после нее, звучат по всей России колокола, возвещают о приходе следующего весеннего праздника. Чтобы узнать, о каком празднике речь, нужно разгадать следующее слово. В слове 5 букв. Что означает слово "пасха?" Обучающиеся: - Исход, избавление. Учитель: верно. Сейчас мы посмотрим видео фрагмент, а вы мне скажите, избавление, исход от чего? С древнееврейского Песах -исход. Обучающиеся: - Моисей вывел иудеев из египетского рабства. А мы празднуем христианскую Пасху - первый и главный христианский праздник - Воскресение Иисуса Христа. Учитель: Назовите главный атрибут праздника пасхи Обучающиеся: Крашеные яйца. Учитель: правильно. А теперь посоревнуемся, мы же на празднике пасхи. У нас две команды, каждая из которых может придумать загадки про пасхальное яйцо. У какой команды таких загадок будет больше? Учитель: - Ребята, а почему именно яйца красят на пасху? Назовите главную пасхальную детскую забаву. Дети: - катание яиц. | После отгадывания загадки учитель вынимает инструменты из короба и предлагает под веселый стук ложек и песенку отправиться на праздник. Погружает детей в традиции праздника. Задает вопросы для закрепления материала и предлагает "оживить" картинку. Погружает детей в традиции праздника. Погружает детей в традиции праздника. Задает вопросы для закрепления материала и корректирует ответы детей. Организовывает соревнование двух групп учащихся. Задает вопросы с целью закрепления материала. Проводит игру с детьми. | Прослушивание аудиозаписи песни. Игра на деревянных ложках и определение праздника масленицы по традиционному блюду (из содержания звучавшей песни). Называние названия народного праздника. Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся распределяют роли, поют народные песенки-колядки, обыгрывая сценку колядования. Прослушивание аудиозаписей народных наигрышей "Камаринского" и "Светит месяц". Учащиеся танцуют под наигрыши деревенские танцы в парах. Учащиеся разгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы учителя Просматривают видеофрагмент Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Выполняют творческое задание (придумывают загадки). Работают в группах. Загадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя Играют в игру "Катание яиц" с пасхальной горки. | 10-11 | Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации. Логические – построение логической цепи рассуждения цели урока. Познавательные: решать творческие задачи на уровне импровизаций; анализировать получаемую информацию, -Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П). - анализировать объекты (П); Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; строить рассуждения об объекте. -дидактическая игра решает задачу усвоения и закрепления темы (игра на исполнительский и воспроизводительный вид деятельности). -договариваться, приходить к общему решению (К) - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (Р); -допускать существование различных точек зрения; . -Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П). (Используются способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач). |
3. | Постановка учебной задачи. | Слайд №4 (картины весны) | Учитель: Целую неделю длился светлый праздник Пасхи. Весна вступала в свои права - растапливала снега, распускала листья. Помогал теплый весенний дождик. Вода - великая природная сила, без которой человеку не прожить, поэтому люди старались оберечь себя изображением воды и вышивали ее символы на одежде. Ребята, давайте представим себя на месте наших далеких родственников, и как бы мы с вами обозначали весеннюю воду? Как эти символы будут выглядеть? Предлагаю вам расписать символами воды этот плетеный поясок. (Каждому учащемуся выдается трафарет пояска). Вот и май к концу подошел. Пора прощаться с весной и встречать лето. Физкультминутка | Погружает в народную символику, дает творческие задания. | Слушают произведение "Подснежник" П.И. Чайковского из цикла "Времена года". Творчески подходят к решению поставленной задачи. Выбирают наиболее характерный "весенний" геометрический символ воды. | 3-4 1 | Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Личностные: принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме, осознавать неполноту собственных знаний. -формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания (Л); Умения: - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (Р); -допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П). |
4. 5. | Открытие нового знания Включение нового знания в систему знаний | Слайд №5 (троицкие хороводы и гадание на венках), видеофрагмент | И мы оказались и в следующем народном празднике. Его название Троица. В Троицу водили хороводы, а в их движениях остался сохраненным разгаданный нами символ воды - извилистая линия. Давайте попробуем водить хороводы, но ведущими будете вы, надо в плавном движении хоровода передать древний секрет - изображение весеннего ручейка. В рощах собирались девушки, парни из разных деревень и, держась за сплетенные венки, завивали хоровод. Попробуем это сделать и мы (используют венки из листьев - искусственный материал). Девушки гадали - пускали веночки по реке - куда пристанет, оттуда и дружка жди. Весенний праздник Троицы завершает цикл весенних праздников народного календаря. И в этом празднике существуют красивые традиционные обычаи празднования. Главным почитаемым деревцем на Троицу была русская белоствольная березка. Это был символ молодости, красоты. В знак почитания березку наряжали разноцветными ленточками. А потом, красивую, яркую носили по деревне и вечером торжественно опускали в водоем - озеро или речку. У нас есть такая березка, давайте ее нарядим. (Используются разноцветные ленточки для украшения березки и макет березки (сухая ветвь). Физкультминутка | Приглашает перенести геометрию выбранного рисунка в игру -хоровод. Корректирует готовность учащихся. Предлагает к просмотру видеофрагмент. Погружает детей в народную обрядность через творческие задания. Задает вопросы с целью закрепления выученного материала. | Творчески подходят к решению поставленной задачи. Самоорганизовываются, выбирают ведущего и изображают волнистую линию в змейке - дети водят хоровод под аудиозапись троицкого хоровода Самарской области "Роща зеленая". Просматривают видеофрагмент. Дети разучивают песню и наряжают березку разноцветными ленточками под пение 1 куплета рнп "Ты, березка, ты кудрявая". | 7-8 1 | Познавательные, логические универсальные действия, умения. Логические – построение логической цепи рассуждения. - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; Творчески подходят к решению поставленной задачи. -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П). |
Закрепление изученного материала и контроль | Слайд №6 (4 картинки с изображением весенних народных праздников) | Солнце окончательно вступало в свои права на праздник Троицы и ребята повсеместно играли в игру, прославляющую солнце. Это игра ... | Предлагает выполнить задание на контроль усвоения информации о принадлежности песен, обрядности к разным праздникам (тестирование в виде дерева с ветками и листочками. Ветки - 3 праздника, листочки - смысловое содержание). Нужно соединить ветки с определенными листьями. Предлагает угадать название игры | Учащиеся выполняют задание, выбирая тот или иной уровень сложности предложенного теста. Дети отвечают название игры, поют и играют в рни "Золотые ворота". | 4-5 | П: Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения. Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция. К: Самоопределение с целью получения наивысшего результата. Интегрироваться в группу, умение слушать, самоопределяться |
6. | Подведение итогов урока. Рефлексия | | Ребята, мы сегодня побывали на весенних народных праздниках, назовите, каких? Что узнали нового? Вы - молодцы, замечательно пели, отвечали на вопросы, играли. В следующий раз мы еще раз совершим путешествие в народную обрядность, но уже окажемся в зимних праздниках народного календаря. | Задает вопросы с целью закрепления материала Задает домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению | Рефлексируют, рассказывают, что запомнилось на уроке. | 2 1 | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действий. Регулятивные: - использовать речь для регуляции своего действия - контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Личностные: принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме, осознавать неполноту собственных знаний. -формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания. |