СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературе в 4 классе В.Катаев "Сын полка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературе в 4 классе В.Катаев "Сын полка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе в 4 классе В.Катаев "Сын полка"»

Предмет: Литературное чтение

Тип урока:Закрепление

Технологическая карта изучения темы:Отрывок из повести Валентина Петровича Катаева “Сын полка”

Тема

Валентина Петровича Катаева “Сын полка”

Цели


Образовательные:

- познакомить с новыми героями повести

- упражнять в чтении предложений по цепочке;

- формировать умение находить главную мысль.

– формировать умение различать положительных героев от отрицательных;

– формировать умение находить ответ в тексте;

– формировать навык сознательного чтения;

– формировать умение правильно ставить логическое ударение;

– формируем умение работать в паре;

– формируем умение анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

Расширять словарный запас учащихся и кругозор;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Предметные:

  • продолжать знакомить детей с творчеством В.П.Катаева;

  • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении;

  • учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям);

  • развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему и жанр;

  • учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению (выбирать нужный тон и темп чтения);

  • отрабатывать навык чтения вслух и молча, развивать навыки общения.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Дети войны

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные



- учебник -хрестоматия по литературному чтению 4 класс 2часть

- электронные физкультминутки

- презентация к уроку

Организация пространства


Фронтальная работа, групповая работа,в парах

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;









ΙΙ. Актуализация знаний

Цель: закрепить и обобщить знания и умения уч-ся по изученному материалу





















ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания


Учитель:

Здравствуйте,ребята,уважаемые гости!(звучит музыка дети импровизируют мирную жизнь детей, выключается свет ,слышится тиканье часов, затем раздается вой сирен,начинается паника,звучит голос Левитана о начале ВОВ, девочки становятся по краям, мальчики выстраиваются в 2 шеренги ,надев пилотки уходят на войну и все садятся на места. Дети читают стихи о войне -3 чел.)

Учитель: Скажите, какая тема нашего урока?

А она выбрана случайно?

Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Произведения о детях войны”. Поработаем с отдельными главами повести Валентина Петровича Катаева “Сын полка”, поделимся своими впечатлениями о прочитанном, поработаем с текстом, поразмышляем над поступками героев, их взаимоотношениями.


– О Ване и о людях, которые помогли и повели его по жизни мы с вами поговорим на нашем уроке.







По жанру наше произведение – повесть. А чем повесть отличается от рассказа? (В повести в отличие от рассказа, описывается целый период жизни героя. Действующими лицами повести являются обычно несколько персонажей.)

  • На прошлом уроке мы составили план,давайте его вспомним и запишем на доске.

1. Совсем один.

2. Жизнь у разведчиков.

3. Тыл (Территория, расположенная сзади боевой линии, позади фронта.)

(Так же вами были нарисованы рисунки к этой повести,давайте их расположим в соответствии с планом)







  • О каких событиях рассказал нам Катаев в своей повести? (Повесть возвращает нас к трудным, но героическим событиям военных лет-1941г.-1945г. Великая Отечественная война.)

  • Кто главный герой нашего произведения? (Героем стал юный участник войны подросток – Ваня Солнцев.)

Перечитать описание первого знакомства с мальчиком. Прочитать по цепочке..

(Ученики читают эпизод знакомства разведчиков с мальчиком и описание его портрета, отмечают, как автор говорит о Ване, какие слова выбирает, чтобы показать страдающего от войны ребенка)



– Каким же образом маленький мальчик мог узнать, что перед ним свои шлемы, свои автоматы, свои плащ палатки?

– Откуда у него опыт наблюдения?

-Как жил Ваня до встречи с разведчиками? В каких словах слышится огорчение мальчика?(Ученики указывают сравнения и слова, передающие переживания Вани, его нежелание расстаться с разведчиками, страх мальчика потерять обретенную было семью-приютивших его разведчиков. )

– Сколько раз сбегал Ваня от разведчиков? (из 6 главы)

– Какие качества проявил он при своих молниеносных побегах?

(быстрота решения, быстрая ориентация, выдумки, фантазии) (пересказ о втором побеге)

-На что решился Ваня после не удачного побега?(инсценировка 9 главы: Разговор с Енакеевым)

ФИЗМИНУТКА ( танец под песню журавли)

Вступительная беседа о братьях Газдановых.Более 110 тысяч сыновей и дочерей Осетии

ушли на фронт. Каждому второму не суждено было

снова ступить на родную землю. 36 осетин стали

Героями Советского Союза; столько же стали

генералами. Для маленького народа это большие

цифры. Слово "осетин" с уважением произносилось

на всех фронтах Отечественной войны, осетины

показали себя храбрыми, честными воинами.

Великая победа дается лишь ценой великих потерь. Мы можем победить лишь сплотившись.

В сорок первом это понимали все. В семье Газдановых было семеро братьев и каждый,

услышав о мобилизации, не задумываясь ушел на фронт, и не один из них не вернулся

домой. Газдановы получали похоронки одну за другой. На крутом берегу горной реки Фиагдон над черной скалой взметнулись в небо семь

белых журавлей. Это семь братьев Газдановых, которые, отстояв любимую Отчизну ценой

своей жизни, вернулись в родное село, белыми журавлями. Стоит их седая мать Тассо.

Шершавой рукой она гладит немую скалу. Здесь застыли в вечном полете семь ее отважных

сыновей. К этому памятнику каждый год приезжают сотни туристов.





Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;



Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;












Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);











Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируем умение ориентироваться на развороте учебника;












Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;






формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируем умение ориентироваться на развороте учебника (познавательные УУД)







формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (коммуникативные УУД)


















формируем умение слушать и понимать других

(коммуникативные УУД)формируем умение находить от-веты на вопросы в иллюстрации; формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; (познавательные УУД)
































Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;



ΙV. Применение нового знания

Цели:

  • обогащать читательский опыт и формировать умение работать с текстом;

  • развивать интерес к умению анализировать текст;

  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении, о поступках героев;

  • формировать умение работать с текстом и обогащать читательский опыт;

  • воспитание патриотических чувств.

  • V.Рефлексия учебной деятель-ности на уроке

(5 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.




Работа в группах:



1гр: из цифр собрать дату начало иконец ВОВ

2гр: найти пионеров -героев и подписать их имена

3гр:расшифровать и прочитать послание ветеранов.

4 гр: подобрать пословицу,которая выражает главную мысль текста.

– Чем привлекает вас как читателей Ваня Солнцев?

– Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?

– Как вы думаете, каким человеком вырастет Ваня Солнцев в будущем?































Учащиеся выходят по очереди к доске:

1 ряд:дата начала иконца ВОВ

2ряд:фото пионеров-героев

3ряд:пословица «Когда народ един ,он непобедим!»

4ряд:дети с цветами читают стихи о славе великой победе!

Учитель:







Написать небольшое сочинение по теме:

  1. История из жизни Вани Солнцева.

  2. Как Ваня стал настоящим сыном полка?

  3. Каким ты представляешь себе будущее Вани Солнцева?



9