Конспект открытого урока по музыке 4 класс «Что за прелесть эти сказки».
Цель:
познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра;
развивать познавательный интерес, мышление, речь;
формировать умение передавать содержание произведения мимикой, жестами, пластикой;
воспитывать у детей устойчивый интерес к актерскому мастерству, вырабатывать навыки публичного выступления;
пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству.
Организационный момент.
– Проверить готовность к уроку.
Постановка целей.
– На доске запись:
Кошкиндом
Жилабылакошка
– Разделите строчки на слова.
– Что вы заметили? Какие предложения получились?
– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
– Давайте заглянем в толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Как определяется в словаре слово «сказка»? (вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание)
Актуализация знаний.
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.
Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что - то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
– Даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…». Продолжите пословицу.
Изучение нового материала.
– Посмотрите на доске теремок. Какие сказки вы знаете где есть теремок вам знакомы?
– Давайте одну из сказок проинсценируем. Это сказка «Кошкин дом».
Распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.
– Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки читали вы дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.
Проверка домашнего задания.
– Вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется (пересказы детей).
Закрепление изученного.
– Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар - птица, Сивка - бурка и т. д. )
Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:
наличие устаревших слов;
устойчивые словосочетания;
зачин;
волшебные предметы;
троекратный повтор;
борьба добра и зла;
добро побеждает зло;
концовка сказки.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите - ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Литературная игра.
– Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.
Весь материал - смотрите документ.
Цель: развитие у учащихся фантазии, воображения, творческого потенциала.
Задачи:
Обучающая: закреплять у детей знания русских народных сказок;
Развивающая: развивать психические процессы: речь, память, мышление;
Воспитывающая: прививать детям любовь к чтению, к русскому фольклору.
Оборудование: плакат – кроссворд, 2 ковра, жетоны, маркер, иллюстрации сказок, рисунки детей, маски животных, шкатулка, пёрышко, горошек, игла, кольцо, яйцо, соломинка, манная крупа, сарафан, платок, книги для выставки.
Ход занятия.
Ведущая. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на нашем занятии, давайте отгадаем кроссворд ( на стенде ).
Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев( рукавица ).
У – эта птица иногда превращается в кривенькую девочку (уточка).
С – имя девицы из сказки « о молодильных яблочках» (Синеглазка).
С – кличка сказочного коня (Сивка).
К – без этого домашнего животного не обходится большинство сказок (конь).
И – жилище Бабы – Яги (избушка).
Е – имя героя, который использовал необычный вид транспорта (Емеля).
С – предмет, благодаря которому царевич нашёл себе жену (стрела).
К – в чем нёс медведь девочку вместе с пирожками (короб).
А – сестра Иванушки (Алёнушка).
З – этим подавился петушок (зёрнышко).
К – посуда , из которой журавль кормил лису (кувшин).
И – на её кончике смерть одного из сказочных героев (игла).
Ведущая. Русские народные сказки создавались, развивались и распространялись творчески, то есть передавались от человека к человеку устным путем, рассказыванием. Возникшие в глубокой древности, они переходили из поколения в поколение, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Большинство крестьян в те времена были неграмотны.
Сказительница. Ни радио, ни кино в ту пору не было. Газет и журналов крестьяне не выписывали. О театре слыхом не слыхивали, а потому сказка заменяла и театр, и книгу, и газету. Сказки были желанными гостями на вечеринках, но особенно в избе, где семья коротала за работой долгие вечера. И любили их слушать не только дети, но и взрослые.
Ведущая. В народных сказках воспеваются человеческие добродетели:
справедливость, геройство, трудолюбие, верная любовь, честность.
И осуждаются людские пороки: трусость, лень, жадность, глупость, самодурство.
А.С.Пушкин, отмечая глубокий смысл народных сказок, говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».В сказке каждое слово означает особую сказочную правду. Течёт тёплая река Сказки, перетекает в нашу жизнь и так смешивается с ней, что разделить их трудно.
Сказительница. Вот вам, ребятки, сказочка «Ворон и яблоки». А вы мне скажите, в чём урок?
«Повадился ворон яблоки воровать в саду. Хозяин думал – думал, да и придумал. В бочку смолы налил, а сверху яблок положил. Ворон хотел яблоки своровать – сразу прилип. Хвост отлепит – клюв приклеивается, клюв отлепит – хвост приклеивается».
В чём в этой сказке урок? (Ответы детей).
КОНКУРС «ПОДУМАЕМ НАД СКАЗКОЙ».
(раздать по классам названия р.н. сказок)
- Надо подумать и сказать:
1) Сколько героев в сказке?
2) Какие слова в ней чаще всего повторяются?
3) Какова мораль сказки?
КОЛОБОК – 7 героев (дедушка, бабушка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).
Слова: «Я колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужён».
Мораль: не надо забывать об осторожности с хитрецами. (Простота хуже воровства.)
РЕПКА – 7 героев (репка, дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка).
Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут – а вытянуть не могут».
Мораль: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось».
ПЕТУШОК - ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК – 4 героя (петух, лиса, кот, дрозд).
Слова: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Ведущая. Русские народные сказки весьма разнообразны. Возникшие в глубокой древности, они рассказывают о животных, поведение которых напоминает поведение людей. Небольшие по объёму сказки о животных служат прекрасным средством воспитания.
Сказительница. Вот вы так мудрёно сказываете, а ребята-то поняли?
Ведущая. Уверена, ребята хорошо знают сказки и их героев. Скажите, какие звери встречаются в русских сказках ? (Ответы детей).
У каждого свой характер. Вот (выходят дети в масках) хитрая лисичка, глупый волк, трусливый заяц, неуклюжий медведь, храбрый петух, умный кот. И другие животные создают богатую галерею разнообразных типов и характеров. Очень много создано народом волшебных, или чудесных сказок. Эти сказки населены разного рода чудесами: добрыми и злыми чудовищами, волшебными персонажами, необыкновенными превращениями.
Сказительница. Верно. Много в наших сказках диковинок. Какие чудо – вещи вы, ребята, знаете? (Ответы детей: шапка – невидимка, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, гусли – самогубы, ковёр – самолёт, летучий корабль).
ФИЗМИНУТКА «ПОЛЁТ НА КОВРЕ - САМОЛЁТЕ»
Ведущая. В русских сказках почти любой предмет может оказаться сказочным. Сейчас мы в этом убедимся.
КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ВЕЩИ».
Я вам буду показывать обычные вещи, а вы сделаете их сказочными, то есть назовёте, в какой сказке они упоминаются. (Шкатулка с вещами).
Соломинка – «Пузырь, соломинка и лапоть».
Пёрышко – «Фенист – Ясный Сокол».
Горошек – «Кот, петух и лиса».
Кольцо – «Волшебное кольцо», «12 месяцев».
Яйцо – «Курочка Ряба», «Царевна – лягушка».
Манная крупа – «Лиса и журавль».
Ведущая. Есть сказки об обычной жизни, без волшебства – бытовые сказки, которые наиболее популярны у взрослых. В них рассказывается о лодырях и тружениках, об удачных и неудачных супружеских парах, о бедных и богатых соседях.
Сказительница. Герои этих сказок: сметливый бедный мужик, бывалый отставной солдат, как правило, ставят в смешное положение глупую барыню, помещика, попа.
Ведущая. Ребята. В сказках есть ЗАЧИН (вступление). Какие вы знаете зачины? (Ответы детей: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были …»; «Жили – были дед и баба…»).
А какие КОНЦОВКИ обычно у русских сказок? (Ответы детей: «Тут и сказка вся, больше врать нельзя»; «И стали они жить – поживать, да добро наживать»; «Завели они пир на весь мир. И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Есть и другие ПРИСКАЗКИ. Я начну читать, а вы продолжайте.
1. «Скоро сказка сказывается…»(да не скоро дело делается).
2. «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине…»(не перебивается).
3. «Ни в сказке сказать…»(ни пером описать).
4. «Стань передо мной…»(как лист перед травой).
5. «Избушка, избушка на курьих ножках, повернись…(ко мне передом, а к лесу задом).
6. «Растёт не по дням…(а по часам).
Ведущая.Мастерица – сказительница! Как же вы все сказки помните?
Сказительница. Что помню – рассказала, да ещё приду – расскажу. А что не помню, так для этого грамотными людьми сказки русские в книги записаны. А вот русская народная пословица говорит: «Напишешь пером, не вырубишь топором».
Ведущая. Напоминаю всем о том:
Вас ждет волшебный
Книжкин дом!
Приходите скорей!
Приводите друзей!
Вместе почитаем!
Всех вас приглашаем!