Открытый урок по
окружающему миру на тему
«ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?» 1 «Б» кл.
учитель СТЕПАНЦОВЫА О. В.
2015 г.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
3. Актуализация знаний.
4. Проверка домашнего задания по теме «Где живут слоны?». –
слайд 1,2,3.
5. Самоопределение к деятельности. -
Не может наш Муравьишка без загадок.
Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать.
слайд 4
1.В деревне есть часы такие, Не мертвые, а живые, Ходят без завода, Они птичьего рода. (Петух.)
2.Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает. (Воробей.)
3.Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь.)
-Ребята, среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая?
4 Ответы детей.(Воробей, т.к. петух и гусь- домашние птицы.) –
слайд 5
6.Ребята, послушайте внимательно рассказ и предположите, о чём пойдет речь на уроке.
- Птиц на земле очень много — около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин. Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел. Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.
слайд 6
Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о птицах?)
Кто такие птицы? (животные тела, которых покрыто перьями)
слайд 7,8
7. Работа по теме урока.
Откроем учебники на странице 16 и прочитаем тему урока. Вот о том где зимуют птицы мы и будем сегодня говорить.
слайд 9,10
1.Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка).
2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней Кто же это? (соловей)
3. Он прилетает каждый год,
Туда, где птичий домик ждёт. (скворец)
4. В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ёжится, зябнет на ветке росистой.
Но песни не бросит певец голосистый:
На яблоньке звонко поёт, не смолкая,
Встречая зарю долгожданного мая. (зяблик)
5.У речке слышен звук весёлый...
И наклоняет иву ветер,
И прячется в густой осоке.
Чуть свет блеснёт, она задорно
Уже поёт на ветке тонкой.
Два цвета - золотой и чёрный -
За что она "лесною кошкой"
Народом исстари зовётся. (Иволга)
6.Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли на ходу ли
Им с ходулей не сойти (Журавли)
7. Ещё в низинах снег и лёд,
Но небеса весенние,
И он летает и поёт,
Блистая опереньем.
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения,
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
слайд 11,12,13,14.
8.Продолжение работы по теме урока. -
1. Трещала с самого утра;
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!" А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит ....(сорока)
2. В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрост-приятель!"
и ставит подпись .....(дятел).
3. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-Чирик! Не робей!
Я бывалый ......(воробей).
4. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ....(сова).
Физминутка.
Рассмотрите рисунок на странице 16.
слайд 15, 16.
9. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на ..Луну. Добираются туда будто 60 дней и погружаются в спячку. Ласточки вообще никуда не улетают – зимуют под водой, зарывшись в ил. Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы. Учитель. – А как они это сделали? Подумайте. -А поможет вам ответить на этот вопрос иллюстрации на стр 17. Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. Давайте рассмотрим эти кольца на рисунке и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся) На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Так они узнали куда улетают птицы.
10.ФИЗМИНУТКА прослушивание пение птиц.
11.Выполнение заданий в рабочей тетради. Учитель: Откройте рабочие тетради на стр.14 и рассмотрите иллюстрацию . Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения с названиями птиц.
слайд 17
12. - Ребята, а как вы думаете легко ли птицам в зимнее время года? - А как мы можем помочь птицам зимой? - Чем мы можем покормить птиц зимой?
А теперь давайте послушаем стихотворение «Покормите птиц зимой» Дети рассказывают стихотворение
А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
1.Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
2.Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – И не страшна Будет им зима!
3.Сколько гибнет их- не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
4.Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
5.Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
Учитель: - Спасибо!
слайд 18.
13. Итог урока.
- Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.