СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по предмету «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия». на тему урока: «Решение логарифмических уравнений».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по предмету «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»  на тему  «Решение логарифмических уравнений». Разработка для 1 курса СПО

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по предмету «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия». на тему урока: «Решение логарифмических уравнений».»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА (45 мин.)

по предмету «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия».


Тема урока: «Решение логарифмических уравнений».


Колотий Елена Александровна – преподаватель математики

группа 192ТП, первый год обучения

профессия – Технология продукции в общественном питании

место проведения: кабинет № 13.

Дата проведения: 19.10.2015г.


План:

  1. Объяснение нового материала(19 мин)

    1. Определение логарифмического уравнения;

    2. Способы решения логарифмических уравнений;


  1. Объяснение нового материала

«Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь».


(
французский математик, астроном

П.С. Лаплас)

а. Определение логарифмического уравнения

Попробуйте сформулировать определение логарифмического уравнения. (Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма).

Рассмотрим простейшее логарифмическое уравнение: log аx = b

(где а0, a ≠ 1). Так как логарифмическая функция возрастает (или убывает) на множестве положительных чисел и принимает все действительные значения, то по теореме о корне следует, что для любого b данное уравнение имеет, и притом только одно, решение, причем положительное.

Вспомните определение логарифма. (Логарифм числа х по основанию а – это показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить число х). Из определения логарифма сразу следует, что аb является таким решением.

  1. Способы решения логарифмических уравнений;


1. По определению логарифма.

Так решаются простейшие уравнения вида .

 

Решить уравнение:

Как вы предлагаете его решать? (По определению логарифма).

Решение. , Отсюда 2х – 4 = 4; х = 4.

Ответ: 4.

В этом задании 2х – 4 0, так как 0, поэтому посторонних корней появиться не может, и проверку нет необходимости делать. Условие 2х – 4 0 в этом задании выписывать не надо.


  1. Потенцирование (переход от логарифма данного выражения к самому этому выражению).

Рассмотрим пример:

Какую особенность вы заметили? (Основания одинаковы и логарифмы двух выражений равны). Что можно сделать? (Потенцировать).

При этом надо учитывать, что любое решение содержится среди всех х, для которых логарифмируемые выражение положительны.

Решение 1. ОДЗ:

Потенцируем исходное уравнение , получим уравнение 2x + 3 = х + 1.

Решаем его: х = -2. Это решение не подходит ОДЗ, значит, данное уравнение корней не имеет.

Можно решить это уравнение иначе – переходом к равносильной системе:

Уравнение

(Система содержит избыточное условие – одно из неравенств можно не рассматривать).

Решение 2. Уравнение  равносильно системе:

Эта система решений не имеет.

Есть еще один вариант решения – переход к следствию из данного уравнения. При неравносильных преобразованиях найденное решение необходимо проверить подстановкой в исходное уравнение.

Решение 3. .

Сделаем проверку: неверно, так как не имеет смысла.

Ответ: корней нет.

Вопрос классу: Какое из этих трех решений вам больше всего понравилось? (Обсуждение способов).

Вы имеете право решать любым способом.


3. Введение новой переменной.

Рассмотрим пример .

Что вы заметили? (Это квадратное уравнение относительно log3x).

Ваши предложения? (Ввести новую переменную)

Решение. ОДЗ: х 0.

Пусть , тогда уравнение примет вид:. Дискриминант D 0. Корни по теореме Виета:.

Вернемся к замене: или .

Решив простейшие логарифмические уравнения, получим:

; . Ответ: 27;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!