Конспект открытого урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Имя существительное. Комплексный анализ текста.
Цель урока: закрепить уже имеющиеся знания; учиться работать с текстом, ставить и решать проблемные вопросы.
Задачи:
• образовательные: формировать умение анализировать текстовой материал;
• развивающие: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
• воспитательные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать текст.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний;
Оборудование: интерактивная доска; презентация к уроку, карточки с заданиями, карточки – ладошки ..
Ход урока
Мотивация.
Известный мастер афоризмов Леонид Сухоруков задавался вопросом: «Что лучше освещать: проблему или дорогу к её решению?» А как вы считаете? Какой это вопрос? (проблемный). Почему? (содержит противоречия).
- А где мы сталкиваемся с проблемами? (в художественной литературе) (поиск информации, исследования, обсуждение, анализ).
Сегодня мы будем учиться разрешать проблемы, ставить проблемные вопросы)
Определение темы.
Слайд №3
Эпиграф к нашему уроку
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и может хоть на время забыть о своих интересах, о себе.
Д.С.Лихачев
Запишите его с свою тетрадь.
Назовите однокоренные слова ( счастье, счастливыми). Определите часть речи, способ образования слова счастливым ( суффиксальный) .
Какое слово соответствует схеме - корень суффикс окончание.
Ребята, перед вами карточки с высказываниями великих людей. Прочтите их и определите главную мысль.
Слайд №4
1)«Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других» (А. Энштейн)
2) «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов)
3) «Сострадание – есть горе о чужом несчастье» (Плутарх)
4) «Милосердие – это свобода отдавать что – либо от всей души» (Неизвестный)
5) «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия)
-Прочитайте высказывания. Что их объединяет?
Какие слова требуют объяснения?
Слайд №5,№6
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Милосердие - готовность помогать людям бескорыстно из любви к ним.
-Можно ли сказать, что эти высказывания затрагивают нравственные проблемы?
Запишите данные слова и сделайте их морфемный анализ.
Проверка домашнего задания.
Дома вы работали над сочинением о доброте. Зачитайте.
А вот такое высказывание. Как вы его понимаете?
Слайд №7
«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?
Давайте запишем его в тетради. Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость) Слайд №8
Словарная работа (работа с кроссвордом) Слайды № 9 - 15
1.От существительного привет образуйте прилагательное мужского рода (приветливый).
2.Запишите антоним к слову до свидания (здравствуйте).
3.Запишите синоним женского рода к прилагательному красивый (прекрасная)
4 Пословица. Вставьте пропущенное слово
В каком (народе) живёшь, такого обычая и держишься.
5.Совокупность людей, объединённых общим делом, где проявляют заботу друг о друге (коллектив).
Выпишите слова себе в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные. Прочтите ключевое слово.
Запишите транскрипцию данного слова - терпение.
- А что обозначает слово «терпение»?
Вот как толкуется это слово в словаре – «Терпение – способность терпеть. Терпеть – безропотно и стойко переносить что-нибудь; мириться с наличием, существованием кого - чего-нибудь; испытывать что-нибудь; не требовать срочного исполнения, немедленного решения».
Слово Учителя
Многие произведения классической литературы затрагивают проблемы толерантности, взаимопонимания и взаимоприятия. Обратимся с вами к тексту Л. Н. Толстого «Бедные люди». Давайте, ребята вспомним , о чем рассказывает писатель в своём произведении Слайд № 16
Проблема, которую автор поднимает в своём произведении.
Определите позицию автора.
Перед вами карточки с текстом (отрывки из произведения). Вставьте пропущенные буквы и прочтите. Слайд №17
Вариант 1
1)В рыбачьей хижине с… дит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит ст… рый парус. 2)На дв… ре
Св… стит и воет вет… р и, плескаясь и ра… биваясь о берег, гудят волны... 3)На дв… ре т…мно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине т… пло и уютно. 4)З… мляной пол чисто выметен; в печи не потух ещё огонь; на полке бл…стит посуда. 5)На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро д… тей под завывание бурного моря.6) Муж-рыбак с утра вышел на своей ло… ке в море и не возвращался ещё. 7)Слышит рыбачка гул волн и рёв ветра. Жутко Жанне.
Вариант2
1)Спать ещё рано.2) Жанна встаёт, накидывает на гол… ву толстый пл… ток, зажигает фонарь и выходит на улицу посм… треть, не тише ли стало море, не св…тает ли, и горит ли лампа на маяке, в не видать ли лодки мужа. 3)Но на море ничего не видно. 4)Ветер рвёт с неё пл… ток и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна всп… минает о том, что она ещё с веч… ра хотела зайти проведать б… льную сосе… ку.5) "Некому и приглядеть за ней", - подумала Жанна и постучала в дверь.6) Прислушалась... 7)Никто не отвечает.
1.Обменяйтесь карточками проведите проверку
2.Найдите и запишите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова (3 примера).
3.Найдите и запишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова (3 примера).
4.Определите падеж имён существительных (1 вариант – предложение 2; 2 вариант – предложение 4).
5.В предложениях выделить грамматическую основу.
Слово учителя Слайд №18
Милосердие, терпимость , сострадание все это и есть толерантность.( Обратимся к слайдам.)
Слайды№ 19 - 21
16 ноября отмечают праздник – день толерантности. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Толерантность (сообщение одного из учеников)
Понятие связано с именем Талейрана Перигора, князя Беневентского, бывшего министром иностранных дел при разных французских правительствах: и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII.
Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем, не ущемляя интересы других людей. При этом он сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Значение термина: терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; принятие другого таким, какой он есть; уважение прав других; прощение, милосердие, уважение человеческого достоинства; сотрудничество, дух партнёрства.
Рефлексия.
Сегодня мы с вами говорили о взаимопомощи, терпении, милосердии, сострадании. Узнали , что значит быть толерантными.
Составьте, пожалуйста, синквейн. (работа в парах)1 ряд – милосердие, 2 ряд – терпение, 3 ряд – толерантность. Слайд № 22
Домашнее задание: 1.Может кто-то уже совершал благие поступки и захочет об этом написать сочинение – миниатюру «Как моя любовь помогла другому человеку».
Слово учителя.
- А.П.Чехов: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные, и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».
«Крыжовник», 1898 год
Хочется крикнуть людям:
“Будьте щедрей на ласку!”
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
Как скопидом монеты,
Ласку не прячьте, люди,
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет. Слайд № 23