СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме толерантного отношения Урок проводился на муниципальном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку»

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Имя существительное. Комплексный анализ текста.

Цель урока: закрепить уже имеющиеся знания; учиться работать с текстом, ставить и решать проблемные вопросы.

Задачи:

• образовательные: формировать умение анализировать текстовой материал;

• развивающие: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

• воспитательные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать текст.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний;

Оборудование: интерактивная доска; презентация к уроку, карточки с заданиями, карточки – ладошки ..

Ход урока

Мотивация.

Известный мастер афоризмов Леонид Сухоруков задавался вопросом: «Что лучше освещать: проблему или дорогу к её решению?» А как вы считаете? Какой это вопрос? (проблемный). Почему? (содержит противоречия).

- А где мы сталкиваемся с проблемами? (в художественной литературе) (поиск информации, исследования, обсуждение, анализ).

Сегодня мы будем учиться разрешать проблемы, ставить проблемные вопросы)

Определение темы.

Слайд №3

Эпиграф к нашему уроку

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и может хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Д.С.Лихачев

Запишите его с свою тетрадь.

Назовите однокоренные слова ( счастье, счастливыми). Определите часть речи, способ образования слова счастливым ( суффиксальный) .

Какое слово соответствует схеме - корень суффикс окончание.

Ребята, перед вами карточки с высказываниями великих людей. Прочтите их и определите главную мысль.

Слайд №4

1)«Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других» (А. Энштейн)

2) «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов)

3) «Сострадание – есть горе о чужом несчастье» (Плутарх)

4) «Милосердие – это свобода отдавать что – либо от всей души» (Неизвестный)

5) «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия)

-Прочитайте высказывания. Что их объединяет?

Какие слова требуют объяснения?

Слайд №5,№6

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие - готовность помогать людям бескорыстно из любви к ним.

-Можно ли сказать, что эти высказывания затрагивают нравственные проблемы?

Запишите данные слова и сделайте их морфемный анализ.

Проверка домашнего задания.

Дома вы работали над сочинением о доброте. Зачитайте.

А вот такое высказывание. Как вы его понимаете?

Слайд №7

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Давайте запишем его в тетради. Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость) Слайд №8

Словарная работа (работа с кроссвордом) Слайды № 9 - 15

1.От существительного привет образуйте прилагательное мужского рода (приветливый).

2.Запишите антоним к слову до свидания (здравствуйте).

3.Запишите синоним женского рода к прилагательному красивый (прекрасная)

4 Пословица. Вставьте пропущенное слово

В каком (народе) живёшь, такого обычая и держишься.

5.Совокупность людей, объединённых общим делом, где проявляют заботу друг о друге (коллектив).

Выпишите слова себе в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные. Прочтите ключевое слово.

Запишите транскрипцию данного слова - терпение.

- А что обозначает слово «терпение»?

Вот как толкуется это слово в словаре – «Терпение – способность терпеть. Терпеть – безропотно и стойко переносить что-нибудь; мириться с наличием, существованием кого - чего-нибудь; испытывать что-нибудь; не требовать срочного исполнения, немедленного решения».

Слово Учителя

Многие произведения классической литературы затрагивают проблемы толерантности, взаимопонимания и взаимоприятия. Обратимся с вами к тексту Л. Н. Толстого «Бедные люди». Давайте, ребята вспомним , о чем рассказывает писатель в своём произведении Слайд № 16

Проблема, которую автор поднимает в своём произведении.

Определите позицию автора.

Перед вами карточки с текстом (отрывки из произведения). Вставьте пропущенные буквы и прочтите. Слайд №17

Вариант 1

1)В рыбачьей хижине с… дит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит ст… рый парус. 2)На дв… ре

Св… стит и воет вет… р и, плескаясь и ра… биваясь о берег, гудят волны... 3)На дв… ре т…мно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине т… пло и уютно. 4)З… мляной пол чисто выметен; в печи не потух ещё огонь; на полке бл…стит посуда. 5)На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро д… тей под завывание бурного моря.6) Муж-рыбак с утра вышел на своей ло… ке в море и не возвращался ещё. 7)Слышит рыбачка гул волн и рёв ветра. Жутко Жанне.

Вариант2

1)Спать ещё рано.2) Жанна встаёт, накидывает на гол… ву толстый пл… ток, зажигает фонарь и выходит на улицу посм… треть, не тише ли стало море, не св…тает ли, и горит ли лампа на маяке, в не видать ли лодки мужа. 3)Но на море ничего не видно. 4)Ветер рвёт с неё пл… ток и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна всп… минает о том, что она ещё с веч… ра хотела зайти проведать б… льную сосе… ку.5) "Некому и приглядеть за ней", - подумала Жанна и постучала в дверь.6) Прислушалась... 7)Никто не отвечает.

1.Обменяйтесь карточками проведите проверку

2.Найдите и запишите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова (3 примера).

3.Найдите и запишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова (3 примера).

4.Определите падеж имён существительных (1 вариант – предложение 2; 2 вариант – предложение 4).

5.В предложениях выделить грамматическую основу.

Слово учителя Слайд №18

Милосердие, терпимость , сострадание все это и есть толерантность.( Обратимся к слайдам.)

Слайды№ 19 - 21

16 ноября отмечают праздник – день толерантности. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Толерантность (сообщение одного из учеников)

Понятие связано с именем Талейрана Перигора, князя Беневентского, бывшего министром иностранных дел при разных французских правительствах: и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем, не ущемляя интересы других людей. При этом он сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Значение термина: терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; принятие другого таким, какой он есть; уважение прав других; прощение, милосердие, уважение человеческого достоинства; сотрудничество, дух партнёрства.

Рефлексия.

Сегодня мы с вами говорили о взаимопомощи, терпении, милосердии, сострадании. Узнали , что значит быть толерантными.

Составьте, пожалуйста, синквейн. (работа в парах)1 ряд – милосердие, 2 ряд – терпение, 3 ряд – толерантность. Слайд № 22

Домашнее задание: 1.Может кто-то уже совершал благие поступки и захочет об этом написать сочинение – миниатюру «Как моя любовь помогла другому человеку».

Слово учителя.

- А.П.Чехов: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные, и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

«Крыжовник», 1898 год

Хочется крикнуть людям:

“Будьте щедрей на ласку!”

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скопидом монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет. Слайд № 23






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!