II. Систематизация знаний учащихся. Фронтальный опрос Словарная работа Словарная работа | Фронтальный опрос класса по теме прошлого урока: «Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения». Учитель предлагает учащимся разгадать загадки. Учитель по ходу отгадывания загадок вывешивает на доску иллюстрации транспорта. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Проведу вас под землёй. Что за чудо – этот дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. Для этого коня еда – Бензин, и масло, и вода. На лугу он не пасётся, По дорогам он несётся. Спозаранку за окошком, Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. Две пары ног на мостовой, И две руки над головой. Что это? Какие вы молодцы все загадки отгадали! Как можно назвать этот транспорт? общественный (учитель размещает слово на доске, напоминает правописание, объясняет происхождение слова) Зачем нужен общественный транспорт? Где люди ожидают общественный транспорт? Как найти остановку? Выберите и назовите, какими дорожными знаками обозначаются остановки общественного транспорта? Когда ты выходишь на улицу, идёшь к остановке ты становишься кем?….. (пешеходом). Пешеход (учитель размещает слово на доске, напоминает правописание, объясняет происхождение слова) Отгадайте загадки о дорожных знаках, которые должен знать и соблюдать пешеход. Найдите на доске его обозначение. 1) Знак «Движение пешеходов запрещено».
 В дождь и в ясную погоду, Здесь не ходят пешеходы. Говорит им знак одно: «Вам ходить запрещено!» 2) Знак «Пешеходная дорожка». В голубом иду я круге, И понятно всей округе, Если вдуматься немножко – (пешеходная дорожка). 3) Знак «Велосипедная дорожка». Шли из школы мы домой, Видим – знак на мостовой: Круг, внутри велосипед, Ничего другого нет… (Велосипедная дорожка). 4) Знак «Дети»
 И хочу спросить про знак, Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. 5)Знак «Пешеходный переход»
 По полоскам чёрно-белым Пешеход шагает смело. Кто из вас ребята знает – Знак что этот означает? Дай машине тихий ход….. (пешеходный переход)
6)Знак «Подземный пешеходный переход»
 Где ведут ступеньки вниз, Ты спускайся, не ленись. Знать обязан пешеход: Тут …? (Подземный переход) 7) Светофор Днем и ночью я горю, Всем сигналы подаю. Есть три сигнала у меня. Как зовут меня друзья? 8) Езда на велосипедах запрещена. Красный круг, а в нём мой друг, Быстрый друг – велосипед. Знак гласит: здесь и вокруг На велосипеде проезда нет. | Ответы учащихся: - метро - автобус - автомобиль - трамвай - троллейбус - общественный транспорт - это средство передвижения - на остановках - перед остановками установлены знаки, которыми они обозначаются Учащиеся выбирают на доске иллюстрации с обозначением остановок общественного транспорта, называют их обозначение. - пешеходом Учащиеся отгадывают загадки, находят на доске его обозначение. Движение пешеходов запрещено Пешеходная дорожка. Разрешается движение только пешеходам Велосипедная дорожка Предупреждающий знак «Дети» Пешеходный переход Подземный пешеходный переход Светофор Езда на велосипедах запрещена | Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал. Корригировать и развивать устную речь учащихся, логическое мышление, внимание, воображение. Прививать учащимся познавательный интерес к русскому языку. Вызвать интерес, концентрировать внимание. Развивать аналитико – синтетические способности. Прививать учащимся познавательный интерес к русскому языку. Развивать логическое мышление, воображение. Развивать речь учащихся. | Мусаев Р, Медведев Ю – коррекция поведения Кисов А.- помогает учителю выбирать иллюстрации транспорта Мусаев Р, Медведев Ю – коррекция поведения |
III. Сообщение нового материала. Объяснение, беседа Словарная работа Показ презентации: Рассказ учителя. Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Физкультминутка. Слайд №12 Ролевая игра: «Я пассажир». | «Правила поведения в общественном транспорте» Сегодня мы будем говорить о правилах поведения в общественном транспорте. Как называют людей, которые входят в салон автобуса, трамвая или троллейбуса? Правильно. Пассажир - это человек, едущий в любом транспортном средстве. Пассажир (учитель размещает слово на доске, напоминает правописание, объясняет происхождение слова) И так! Все, кто едут в транспорте, называются пассажирами. Кажется, что ничего сложного здесь нет - сел и поехал. Однако и для пассажира существуют правила поведения и безопасности в транспорте, которые вывешиваются в салоне общественного транспорта. Каждый учащийся должен их знать и неукоснительно соблюдать. Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте. Безопасное поведение начинается с остановки. Остановка это важная часть дороги. Ждать автобус, троллейбус, трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги. Запомни! На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя могут нечаянно толкнуть, и ты окажешься под колёсами. Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки транспорта. Не садись в транспорт в последний момент, тебя может прищемить дверями. Может быть, ты не успеешь на этот автобус или трамвай, зато будешь в безопасности. Запомни! Посадка в транспорт требует внимания и осторожности. Во время посадки следует соблюдать очередь, пропускать вперёд пожилых людей, инвалидов, беременных женщин и пассажиров с детьми. При входе и выходе помогай пожилым пассажирам. Не мешай закрытию дверей. В салон автобуса следует заходить спокойно. Возле дверей лучше не стоять. Там тебя будут постоянно задевать те, кто выходит, а открывающаяся дверь может и прищемить. Запомни! Во время движения нужно сидеть, а если нет мест, то необходимо держаться за поручни. Иначе можно упасть и сильно удариться. При поездке в маршрутном такси вообще стоять запрещено. При входе в транспорт не расталкивай пассажиров. Если вы кого – то толкнули или наступили на ногу, следует обязательно извиниться. Оплачивай проезд своевременно. Не входи в транспорт с мороженым и напитками. Надо быть вежливым и уступать места пожилым людям, инвалидам, пассажирам с детьми и беременным женщинам. Нельзя отвлекать водителя во время движения, шуметь, мешать другим пассажирам громким разговором или смехом. Ни в коем случае нельзя: покидать автобус, выпрыгивая на ходу, стоять на ступеньках, мешая закрытию дверей, высовываться и выставлять руки в открытые окна. Запомни! Когда пассажир соблюдает правила – он в безопасности! Терроризм очень опасен для людей. Террористы очень жестоки и могут устроить взрыв в пассажирском транспорте. Если ты заметил, что кто – то оставил под сиденьем сумку или коробку и вышел на остановке, немедленно сообщи об этом взрослым или водителю. Запомни! В вещах оставленных в салоне, может оказаться взрывное устройство. Притрагиваться к ним нельзя ни в коем случае! Упражнения для профилактики нарушения осанки, зрения. Как дорогу перейти? Ты с дорогой не шути! Чтобы эту переправу, Не волнуясь, одолеть, И налево, и направо Надо быстро посмотреть. ( дети с учителем совершают движения по тексту – шаги на месте, повороты) Сейчас мы с вами будем играть в пассажиров. Учитель с учащимися разыгрывает сценки по теме: «Поведение пассажиров в общественном транспорте». | Ответы учащихся: - Пассажиры Учащиеся выполняют упражнения совместно с учителем. Учащиеся наблюдают, участвуют в игре. | Развивать память. Прививать учащимся познавательный интерес к русскому языку. Концентрировать внимание, вызвать интерес к изучению нового материала, снизить психоэмоциональное напряжение. Соблюдать режим охраны здоровья. Предупреждение утомляемости глаз, снятие напряжения. Вырабатывать устойчивые стереотипы поведения в транспорте. Закрепить нормы безопасного поведения в общественном транспорте и его остановках. | |