Учебная дисциплина: Русский язык и литература
Тема занятия: М.Горького.Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.
Вид занятия урок
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель занятия: дать представление о жизненном и творческом пути А.М.Горького, научить анализировать текст, выделять главное, делать собственные выводы, используя аналитический метод познания
Образовательные:
- познакомиться с биографией М.Горького;
- повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;
- выявить особенности романтических произведений М.Горького
Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма;
- способствовать воспитанию чувства уважения к собеседнику, его мнению;
- способствовать воспитанию интеллектуальной культуры личности.
Развивающие:
- совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;
- развивать навыки устной монологической речи;
- развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.
Междисциплинарные связи: «История»
Учебное оборудование (оснащение) занятия: мультимедийный проектор (просмотр презентаций), аудиозаписи (Э.Морриконе и Вагнера).
Методическое обеспечение занятия: Презентации в PowerPoint «Биография А.М.Горького», «Романтические рассказы А.М.Горького», тексты художественной литературы (рассказы А.М.Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»), раздаточный материал (карточки-задания,таблица, тест)
Опережающие задания студентам: 1) Подготовка докладов и презентаций по биографии М.Горького; по романтическим рассказам А.М.Горького, о романтизме,чтение романтических рассказов А.М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Ход урока
Вступление
Звучит музыка Э.Морриконе «Ветер, плачь». Преподаватель читает стихотворение Т.Гришиной «Все до мелочей здесь нам знакомо» (на экране комнаты в доме тех лет М.Горького):
Все до мелочей здесь нам знакомо:
Скрип колодца и калитки стук.
Много лет хозяев нету дома,
И давно уж "в люди" вышел внук. . .
Жизнь ушла куда-то по соседству,
Ящерицей юркнула в траву,
Но осталось в этом доме детство -
Горьковское детство наяву...
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний наш урок посвящен жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького. Для нас с вами это не просто один из известных русских, советских писателей. Он – нижегородец, а значит наш земляк. Его биография – часть нашей истории, истории Нижнего Новгорода, Нижегородского края. И нам важно знать биографию М.Горького, памятные места, связанные с его именем. Вы изучали в школе автобиографическую трилогию Горького, его детские и юношеские годы. Сегодня мы с вами познакомимся со всеми вехами жизни нашего земляка, поговорим и о его творчестве – во 2-ой части урока мы обратимся к романтическим рассказам Горького.
Запишите число и тему занятия «Максим Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества».
Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова АлексеяМаксимовича: "Человека создает его сопротивление окружающей среде" (М. Горький)
Поскольку нам необходимо составить опорный конспект по теоретическому материалу о жизни и творчестве Максима Горького, мы будем придерживаться следующего плана работы. Вы видите его на слайде. Запишите его в тетради и работайте в соответствии с ним. По окончании занятия я соберу тетради и каждому выставлю оценку.
I.Жизнь и творчество Алексея Максимовича Горького.
Алексей Максимович Горький был и остается центральной фигурой литературного процесса конца XIX – первой трети ХХ веков, одним из главных действующих лиц советской литературы. О его ранних годах нам расскажет Галенко Сергей.По выступлению вам нужно записать основные моменты.
1.этап. РАННИЕ ГОДЫ. (готовит студент от 1группы). (По выступлению нужно записать основные моменты биографии писателя, в помощь будет презентация)
Алексей Максимович Пешков (М. Горький — псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. Отец, Максим Савватиевич Пешков, столяр-краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина, дочь владельца красильной мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь бабушки-Акулины Ивановны. В 6 лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал: рассыльным в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходах. И очень много с жадностью читал, особенно русскую литературную классику.
Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая поступить в университете. Там познакомился со студентами, бывал на их сходках, читал запрещенную литературу. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником Михаилом Антоновичем Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах. Пережитое за все эти годы вошло в автобиографическую трилогию М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». В Нижнем познакомился с Владимиром Галактионовичем Короленко, который поддержал его творческие начинания и назвал «самородком с несомненным литературным талантом».
2.этап. Становления писателя. (готовит студент от 2группы),нам расскажет Сазонова Люба.(Опять записываем основные даты в тетрадь).
Весной 1891 г. Горький покидает Нижний Новгород и отправляется по стране, в Тифлис, где местная газета в сентябре 1892 г. напечатала дебютный рассказ 24-летнего Максима Горького – «Макар Чудра». В октябре того же года Горький возвращается в Нижний Новгород, и потом там создает свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1901году лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым, под их влиянием прозаик впервые обратился к жанру драматургии, написав пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). Перенесенные на сцену, они пользовались огромной популярностью. «Мещан» поставили в Берлине и Вене, что принесло Горькому известность европейского масштаба.
В апреле 1901 года Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге, а затем в мае выслан в Арзамас под надзор полиции, но в августе 1902 г. «дело» Горького было прекращено за недостаточностью оснований для обвинения, и арзамасская ссылка закончилась. Горький не остался в стороне от революции 1905 г., осенью стал членом Российской социал-демократической рабочей партии, в эмиграции он пишет роман «Мать», который положил начало новому направлению в литературе - социалистического реализму. В 1913 г. Горький вернулся в Россию, приступает к написанию художественной автобиографии. Если Февральскую революцию Максим Горький встретил с энтузиазмом, то на события октября 1917 г. его реакция была более противоречивой. Тем не менее уже во 2-ой половине 1918 г. Горький является союзником власти большевиков, хотя демонстрирует несогласие с рядом их принципов и методов, в частности, по отношению к интеллигенции.
3.этап. Период эмиграции и последние годы жизни. (готовит студент от 3группы).О нем нам расскажет Маркин Даниил. (Опять составляем консп-т),
В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Согласно широко распространенной версии, он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился за здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора в 1928 г. советское правительство и лично Сталин пригласили Горького приехать в Советский Союз, организовав ему торжественный прием. В 1932 г. Максим Горький возвращается на родину окончательно и становится лидером новой советской литературы. Великий пролетарский писатель, как его стали называть, ведет активную общественно-организаторскую работу, основывает большое количество печатных изданий, не забывая и о литературном творчестве (пьесы «Егор Булычев и другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г., 18 июня, страну облетело известие о том, что Максима Горького не стало.
Творчество Максима Горького носило противоречивый характер и подверглось влиянию разнообразных и значимых исторических событий. Расставить акценты в данных противоречиях нам поможет следующий видеосюжет. (Ролик).
II. Романтизм молодого Горького как художественно-эстетическая система (характеристика раннего этапа творчества).
Ранний период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни.М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей, выявление которых и станет нашей с вами целью на ближайшее время. Но прежде чем приступить к анализу текстов, мы прослушаем выступление об основных чертах такого литературного направления, как романтизм.
(Выступление студента о романтизме и его чертах, романтизме раннего творчества Горького). Нам расскажет Виткина Настя. (Основные моменты опять фиксируем себе в тетрадь).
Романтизм – направление в литературе, особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Черты романтизма: (записываем сразу ребята)
провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;
интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;
тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
мучительное переживание героя разлада с действительностью;
отказ героя от обыденного;
стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.
В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, бог – частица его разума и сердца...». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».
Именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме. Молодого писателя интересует характер, личность как проявление индивидуального, особенного. Это яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество. Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького: сильные, гордые, свободолюбивые,
одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные, загадочные. И основными романтическими произведениями М.Горького стали «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
III. Анализ романтических рассказов М.Горького.(«Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).
Мы вспомнили основные черты романтических произведений М.Горького, а наша с вами задача на уроке проанализировать романтические рассказы А.М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Сейчас мы разделимся на группы, каждая из которых получит задание по одному из рассказов.
Группа 1 – работа с рассказом «Макар Чудра»,где нужно определить:
1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)
2. Найдите описание романтических героев: Лойко Зобара и Рады :
- внешность (по тексту)
- черты характера (докажите текстом)
- судьба героев
3. Сформулируйте авторскую позицию.
2 и 3 группы будут работать с рассказом «Старуха Изергиль»
Группа 2 – работа с эпизодом «Легенда о Ларре» (по тем же заданиям).
1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)
2. Найдите описание романтического героя Лары:
- внешность (по тексту)
- черты характера (докажите текстом)
- судьба героя
3. Сформулируйте авторскую позицию
Группа 3 – работа с эпизодом «Легенда о Данко» (по тем же заданиям).
1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)
2. Найдите описание романтического героя Данко:
- внешность (по тексту)
- черты характера (докажите текстом)
-судьба героя
3. Сформулируйте авторскую позицию.
В рамках работы над этими заданиями вам предстоит заполнить таблицу, которую вы видите на слайде. Заполняя таблицу, обращайтесь к произведениям, вспоминайте то, о чём вы читали дома.
(Идёт работа с таблицами и текстами)
Давайте посмотрим, к каким выводам пришли каждая из групп, какие особенности романтических рассказов выявили ребята.
1 группа работала с рассказом «Макар Чудра». Давайте посмотрим отрывок из фильма по мотивам этого произведения режиссера Эмиля Лотяну, снятого в 1976 году. Фильм называется «Табор уходит в небо» (Ролик «Песня Рады»).
Ну что ж, посмотрим, как вы проанализировали это произведение (работа с таблицей №1).
Анализ рассказа «Макар Чудра» |
1. Тематика произведения | О ценностях жизни, о выборе: ( О любви, о воле и свободе, готовых ради нее на смерть). |
2. Характер конфликта | У обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. |
3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров | «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.» «Так вот он, Лойко Зобар! Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.» Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше… У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» |
4. Особенности судеб героев | Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, которое может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы. |
5. Отношение писателя к героям | Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы. |
2 группа работала с легендой о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль». И мы посмотрим видеосюжет по этой легенде, подготовленный студентом I курса нашего техникума (Ролик Сухова).
А теперь обратимся к вашим анализам этой легенды (работа с таблицей №2).
Анализ рассказа «Легенда о Ларре» |
1. Тематика произведения | О смысле жизни: (Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними) |
2. Характер конфликта | Конфликт толпы и героя (в основе которого лежит его гордыня, крайний индивидуализм, он презрительно и высокомерно относится к людям, считает себя первым на земле). |
3. Внешность героя и отличительные черты характера | «..Юноша, красивый и сильный,...он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал…» Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость |
4. Особенности судьбы героя | Одиночество и вечное существование (бессмертие). Превращается в тень (тьма, холод) |
5. Отношение писателя к герою | Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность. |
3 группа работала с легендой о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». Эту легенду нам проиллюстрирует ещё один видеосюжет (Ролик легенды).
И работая с этой легендой, мы обращаемся к анализам, которые сделала 3 группа (работа с таблицей №3).
Анализ рассказа «Легенда о Данко» |
1. Тематика произведения | О смысле жизни: (Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей) |
2. Характер конфликта | Конфликт толпы и героя (так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко, они готовы его растерзать, а им движет любовь к людям) |
3. Внешность героя и отличительные черты характера | «Данко -- один из тех людей, молодой красавец.Красивые –всегда смелы…Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.» Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню |
4. Особенности судьбы героя | Данко совершает подвиг, спасая людей, он выводит их из тьмы к свету и гармонии, вырывая из груди свое сердце. Голубые искры (свет, тепло) |
5. Отношение писателя к герою | Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям |
Спасибо, ребята, вы очень хорошо поработали. И как вы увидели, в своих рассказах Горький показывает нам традиционных для романтических произведений героев, свободолюбивых, гордых, своенравных, но одиноких. Тех людей, которые не могут примириться с несовершенством человека, которые готовы бросить вызов обществу, стихии, всему, что противоречит представлениям о свободе, достоинстве. Увидели авторское отношение к ним.
А теперь дайте обобщим знания, которые вы получили на сегодняшнем занятии, выполним тест по «Биографии и творчеству М.Горького» по 2 вариантам.(1вариант-нечетные задания, 2вариант-четные задания). На выполнения теста ориентировочное время отводится 10мин. Исправления за ошибку. Тетради закрываем. Начинаем работать. А теперь выполним самопроверку, посмотрите правильные ответы на слайде и поставьте себе за правильные ответы +, а неправильные -. Сосчитайте их. И поставьте себе оценки по следующим критериям. Если у вас получилось:
От 5-6 правильных ответов- «3»;
От 7-8 правильных ответов – «4»;
От 9-10 правильных ответов – «5».
IV. Заключение.
Слово учителя. Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…” Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.
V. Рефлексия. Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подумаем о том, что каждый из вас узнал нового о жизни нашего земляка-писателя, чему научился за эти 2 часа. Вопросы (на слайде):
- Чему я научился сегодня на занятии?
- Была ли тема урока интересной для меня?
- Доволен ли я своей работой?
- Что заставило меня задуматься?
-Что мне больше всего запомнилось?
Исходя из сказанного вами, я могу сделать вывод, что наше занятие прошло плодотворно, вы много узнали о жизни и творчестве Максима Горького, о жизни его героев, их характерах, мотивах поступков.
Все ребята, подготовившие сообщения к сегодняшнему занятию, получают отличные оценки. За активную работу в процессе анализа произведений (ФИО студентов)______________________получают оценки _________ (4 и 5). И сдайте,пожалуйста,тетради с письменными работами (опорный конспект и анализ произведений) на проверку.
VI. Домашнее задание: читать пьесу М. Горького «На дне».
Литература:
1.Литература:учебник для студентов, в 2-х частях, под ред. Г.А. Обернихиной – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
2.Егорова Н. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2007
3.Журавлев В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. – М., 2007.
4.Маранцман В. Литература (ч. 1, 2). 11 кл.– М., 2009.
5.Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
6.Петелин В. «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…». // Литература в школе. – 2008. - №7. – с.18-24.
7.Примочкина Н. Горький сегодня. // Литература в школе. – 2008. - №7. – с.2-6.
8.Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.
9.Сорокина С. Пешком по Капри, сверяясь с Горьким // Эхо планеты. – 2006. - №3. – с. 22 – 27.
10.Интернет-ресурсы
Приложение №1 Таблица для заполнения по рассказу «Макар Чудра»
Анализ рассказа «Макар Чудра» |
1. Тематика произведения | |
2. Характер конфликта | |
3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров | |
4. Особенности судеб героев | |
5. Отношение писателя к героям | |
Приложение №1 Таблица для заполнения по рассказу «Макар Чудра»
Анализ рассказа «Макар Чудра» |
1. Тематика произведения | О ценностях жизни, о выборе: ( О любви, о воле и свободе, готовых ради нее на смерть). |
2. Характер конфликта | У обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. |
3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров | «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.» «Так вот он, Лойко Зобар! Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.» Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше… У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» |
4. Особенности судеб героев | Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, которое может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы. |
5. Отношение писателя к героям | Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы. |
Приложение №2 Таблица для заполнения по рассказу о Ларе.
Анализ рассказа «Легенда о Ларре» |
1. Тематика произведения |
|
2. Характер конфликта | |
3. Внешность героя и отличительные черты характера | |
4. Особенности судьбы героя |
|
5. Отношение писателя к герою | |
Приложение №2 Таблица для заполнения по рассказу о Ларе.
Анализ рассказа «Легенда о Ларре» |
1. Тематика произведения | О смысле жизни: (Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними) |
2. Характер конфликта | Конфликт толпы и героя (в основе которого лежит его гордыня, крайний индивидуализм, он презрительно и высокомерно относится к людям, считает себя первым на земле). |
3. Внешность героя и отличительные черты характера | «..Юноша, красивый и сильный,...он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал…» Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость |
4. Особенности судьбы героя | Одиночество и вечное существование (бессмертие). Превращается в тень (тьма, холод) |
5. Отношение писателя к герою | Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность. |
Приложение №3 Таблица для заполнения по рассказу о Данко
Анализ рассказа «Легенда о Данко» |
1. Тематика произведения |
|
2. Характер конфликта | |
3. Внешность героя и отличительные черты характера | |
4. Особенности судьбы героя |
|
5. Отношение писателя к герою | |
Приложение №3 Таблица для заполнения по рассказу о Данко
Анализ рассказа «Легенда о Данко» |
1. Тематика произведения | О смысле жизни: (Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей) |
2. Характер конфликта | Конфликт толпы и героя (так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко, они готовы его растерзать, а им движет любовь к людям) |
3. Внешность героя и отличительные черты характера | «Данко -- один из тех людей, молодой красавец.Красивые –всегда смелы…Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.» Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню |
4. Особенности судьбы героя | Данко совершает подвиг, спасая людей, он выводит их из тьмы к свету и гармонии, вырывая из груди свое сердце. Голубые искры (свет, тепло) |
5. Отношение писателя к герою | Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям |