СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме "Реакции разложения и соединения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлен ход открытого урока химии в 8-м классе по теме "Реакции разложения и соединения. На уроке использованы видео-опыты,  эксперимент, игровые ситуации. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме "Реакции разложения и соединения"»







План учебного занятия

по химии в 8 классе

по теме

«Реакции разложения

и

соединения»



Подготовила учитель химии

высшей категории

МКОУ СОШ №8 с. Ульновка

Заева Ольга Владимировна













2014 – 2015 учебный год

Цель урока: сформировать знания о реакциях разложения и соединения.

Задачи урока:

Образовательные: Формировать умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии.

Развивающие: Развивать исследовательские компетенции, умение работать с химическим оборудованием, писать уравнения химических реакций.

Воспитывающие: Формировать толерантность, уважение к научному познанию, умение работать в группе.

Оборудование: раздаточный материал (оксид кальция кристаллический, вода, раствор фенолфталеина, оксид марганца (IV) порошок, пероксид водорода, спиртовка, спички, медная проволока). Для учителя: компьютер и проектор для показа презентации, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Стадия вызова. 4 мин.

«Ассоциация». Вхождение в тему.

Учитель: Свой урок я хочу начать такими словами:

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без химических реакций невозможна жизнь и всё многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.

Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня у нас на уроке пойдёт разговор?

Высказывания обучающихся:

Учитель: Отгадайте ещё и загадку, чтобы подтвердить ваши предположения.

Она идёт, она прошла!

Никто не скажет, что пришла!

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Реакции разложения и соединения». Запишите её в рабочую тетрадь.

Учитель: Давайте вместе определим цель нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

Высказывания обучающихся:

Учитель: Какими способами, по- вашему мнению, мы будем достигать поставленной цели?

Высказывания обучающихся:

Учитель: Решая следующие задачи, мы вместе достигнем поставленной цели.

  • провести реакции разложения и соединения;

  • совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций;

  • научиться определять их тип.

Учитель: У нас сегодня будет необычный урок, мы вместе совершим небольшое путешествие в мир химических реакций. Проходить оно будет по следующим этапам:

1 этап. «Собери рюкзак»

2 этап. «Водопад реакций»

3 этап. «Привал»

4 этап. «Река опытов»

5 этап. «Путь домой»

Учитель: Отправляясь в любое путешествие, нужно собрать рюкзак. Как словом-синонимом можно заменить слово рюкзак? Правильно словом «багаж». В нашем случае – это багаж необходимых знаний.

  1. Актуализация знания. 3 мин.

  1. Установите соответствие.

Учитель: На каких картинках изображены физические явления, а на каких – химические? По какому принципу вы их разделили?

Ответы обучающихся:

Учитель: 2. Что такое химические реакции?

Ответы обучающихся:

Учитель: 3. По каким признакам можно определить, что прошла химическая реакция?

Ответы обучающихся:

  • Выделение газа;

  • Образование осадка;

  • Выделение (поглощение) тепла и света;

  • Изменение цвета;

  • Изменение запаха.

Учитель: Мы успешно преодолели 1 этап - подготовительный и теперь готовы отправиться в путь. Он будет нелёгким, нас ждёт восхождение в гору.

  1. Изучение нового материала. 17 мин.

2 этап «Водопад реакций»

Учитель: По каким признакам можно классифицировать приведённые реакции?

1. Cu(OH)2 → CuO +H2O

2. Fe + S → FeS

3. CuO → Cu + O2

4. Mg + HCl → MgCl2 + H2

5. AlCl3 + KOH → Al(OH)3 + KCl

6. СаО + H2O → Ca(OH)2

7. 2H2 + O2 → 2 H2O


Ответы обучающихся:

Учитель: Теперь нас ждёт 3 этап «Привал». Мы посмотрим видео-опыты и постараемся составить уравнения химических реакций.

  1. Взаимодействие меди и хлора.

Учитель: Проверяем составленное вами уравнение реакции.

Сколько веществ вступило в реакцию и образовалось?

Какие они по составу?

Ответы обучающихся:

Учитель: Найдите определение реакции соединения в учебнике (§ 31) и прочитайте его.

Обучающиеся находят и зачитывают определение вслух.

Учитель: Теперь вы сами в парах проделаете опыт. Но прежде вспомним технику безопасности при проведении эксперимента.

Как нужно обращаться с химическими веществами, стеклянной посудой и нагревательными приборами?

Как потушить спиртовку после проведения опыта?

Ответы обучающихся:

Учитель: В первой пробирке находится белый порошок оксида кальция. Возьмите склянку с водой под № 9 и осторожно прилейте воду к этому порошку?

Что наблюдаете?

Теперь добавьте несколько капель фенолфталеина (склянка № 45).

Как изменилась окраска?

О чём это говорит?

Эта реакция протекает, когда готовят гашённую известь для побелки стен, деревьев, бордюров.


*Это вещество едкое и с ним надо обращаться осторожно.


Напишите уравнение этой реакции и проверьте свои записи с уравнением, показанном на слайде.

Учитель: Смотрим следующий видео-опыт. Составим уравнение её реакции.

Сколько веществ вступило в эту реакцию?

Сколько образовалось?

Какие это вещества по составу?

Ответы обучающихся:

Учитель: Найдите в учебнике (§ 30) определение реакций разложения и прочитайте вслух.

Учитель:

Обучающиеся находят и зачитывают определение вслух.

! Какую особенность вы заметили в реакциях разложения и соединения?

Учитель: Проведём следующий опыт. В пробирке находится порошок чёрного цвета оксид марганца (IV), а в другой, закрытой ваткой, прозрачная жидкость – перекись водорода.


* Где вы встречали это вещество?

Для чего его используют?

Ответы обущающихся:

Учитель: Осторожно прильём жидкость к порошку?

Что наблюдаем?

Какой газ выделяется?

Как можно доказать, что этот газ – кислород?

Ответы обучающихся:

Учитель: Пока вы не всыпали оксид марганца (IV) в пробирку с пероксидом водорода, выделение кислорода не было заметно. Оксид марганца выполняет роль катализатора. В §30 нашего учебника прочитайте, что такое катализаторы. Давайте вместе составим уравнение этой реакции.

Учитель: Многие из вас в детстве разбивали коленки и локти, ваши ранки для обеззараживания обрабатывали перекисью водорода. Вы также могли наблюдать бурное выделение кислорода. Ускорял эту реакцию биологический катализатор, содержащийся в крови – фермент каталаза.

Большинство реакций в живых организмах протекает с участием ферментов.

* Они же входят в состав многих стиральных порошков и помогают отстирывать пятна крови, белков, чая.

Давайте прочитаем определение ферментов.

! Если вы заметили, в уравнениях реакций после формул газообразных веществ стоит стрелочка, направленная вверх. Это значит, вещество уходит из сферы реакции.

Учитель: Следующий этап «Река опытов».

Лабораторный опыт №15

Прокаливание меди в пламени спиртовки

Стр. 181

  1. Опишите внешний вид медной проволоки.

  2. Каковы условия проведения этой реакции?

  3. Какой признак реакции наблюдали?

  4. Составьте уравнение проведённой реакции.

  5. Назовите исходные вещества и продукты реакции.

  6. Изменилась ли масса медной проволоки?

Ответы обучающихся:

Учитель: Следующий этап «Путь домой» (Первичное закрепление материала) 4 мин.

1. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а) замещения;

б) соединения;

в) разложения.

2. Катализаторы – это вещества, которые:

а) ускоряют химическую реакцию;

б) замедляют химическую реакцию;

в) не изменяют её скорость.

3.Уравнение реакции разложения:

а) СаО + SiО2 = CaSiO3;

б) 2КС1О3 = 2КС1 + 3О2 ↑;

в) FeS + 2НС1 = FeCl2 + H2S.

4. Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:

а) Н2 + С12→2НС1;

б) Са + О2→2СаО;

в) Zn + НС1→ZnCl2 + Н2 ↑.

5. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

А1 + С12 → A1C13, равна:

а) 4;

б) 5;

в) 7.


Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку. Ещё раз поменяйтесь тетрадями и проведите самопроверку. Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал.

Учитель: Теперь подведём итоги урока. 2 мин.

  1. Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

  2. Как вы считаете, удалось ли нам достичь цели урока?

  3. Что нового узнали на уроке?

  4. Какой опыт понравился больше всего?

  5. Что было трудным для выполнения?

  6. Подумайте, кого из одноклассников ты бы отметили за работу на уроке? Почему?

Учитель: Домашнее задание вы получите по уровням. Вы все хорошо сегодня поработали на уроке, поэтому думаю, что вы выберите задание потруднее.


Всем спасибо за работу на уроке!!!



Самоанализ занятия

по химии в 8 классе

по теме

«Реакции разложения и соединения»



  • Обучающиеся имели теоретические знания для изучения нового материала в полном объёме согласно требованиям программы.

  • Я считаю, что поставленная цель урока «сформировать знания о реакциях разложения и соединения» была достигнута через решение образовательных, развивающих и воспитывающих задач.



Образовательные: Формировать умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии.

Развивающие: Развивать умение работать с химическим оборудованием, умение писать уравнения химических реакций.

Воспитывающие: Формировать толерантность, уважение к научному познанию, умение работать в группе.



При решении образовательных задач были достигнуты следующие предметные результаты: усвоены основные понятия урока (реакции разложения и соединения, катализаторы, ферменты), опознавание разных типов реакций и их анализ, закрепление знаний о физических явлениях и признаках химических реакций, совершенствование умений составлять уравнения химических реакций.

При решении развивающих задач были достигнуты такие матапредметные результаты, как адекватное понимание основной и дополнительной информации, способность извлекать информацию из различных ис­точников, способность свободно, правильно излагать свои мысли.

При решении воспитывающих задач были достигнуты личностные результаты, например, такие как овладение важнейшими общеучебными умениями и универ­сальными учебными действиями (умения формулировать це­ли деятельности, планировать её); раз­витие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать научные факты; овладение на этой основе культурой устной речи.


  • Урок был построен в форме игры, что позволило каждому обучающемуся чувствовать себя непринуждённо, выполнять задания и чувствовать себя успешным.

  • Повторение основных требований техники безопасности перед выполнением лабораторного опыта помогло обучающимся активно применить их с целью сохранения здоровья.

  • Демонстрация видео-опытов, самостоятельное проведение эксперимента, постановка проблемных вопросов, игровые ситуации вызывали положительные эмоции, что не давало нарастать утомляемости, улучшало запоминание, формировало положительное отношение к обучению.

  • На уроке была возможность анализировать, делать выводы, высказывать собственное мнение, то есть развивалась познавательная активность обучающихся и исследовательская компетентность.

  • Созданы условия, которые позволили осмысленно принять и запомнить новый материал.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!