Презентация 3 мин.
6 мин
| 2. Повторение терминов. Работа в парах. На слайде записаны термины: пейзаж, антитеза, строфа, рифма, пауза, олицетворение, даны их определения. Найдите соответствие термина и определения, проведите стрелку. ПРОВЕРЬТЕ работы друг друга по ключу ответов. Оцените ответы, на полях проставьте баллы. пейзаж, рифма, пауза, олицетворение Пейзаж - это картина природы Антитеза - ? Олицетворение - это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам . Рифма - повтор звуков, связывающих окончания слов. Пауза - короткий перерыв в речи. (слайд 6) - Какой термин вызвал у вас затруднение? Антитеза. А что это такое, как вы думаете? Где можно узнать точное значение слова? - Так ли это, мы выясним на уроке.
3. Знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова. Стратегия «ЗХУ» (слайд 7) Заполните таблицу «ЗХУ» по творчеству поэта. Индивидуальная работа.
Знакомство с поэтом (подготовленные ученики знакомят с творчеством и жизнью поэта) (слайд 8) – Стихотворение, с которого мы начнем знакомство с поэзией М. Ю. Лермонтова, поэт написал всего за несколько месяцев до гибели. Это стихотворение «Утес». - А что такое утёс? А где можно узнать точное значение слова? Лазурь – голубой цвет неба (слайд №9) | Учащиеся находят соответствия, проводят стрелки.
Дают определение этим терминам. Антитеза - (от греч. antithesis – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или словесных конструкций со значением антонимов.
Антитеза – новое слово, его значение можно узнать в словаре литературоведческих терминов.
Проверка домашнего задания. Ученики дома должны были прочитать о жизни и творчестве поэта, подготовить презентацию. Заполняют таблицу «ЗХУ», зачитывают свои записи.
Абылайхан и Азамат знакомят с творчеством поэта.
В толковом словаре, интернете. Утес – высокая, отвесная скала. жартас; қия; құз | 1 балл за верное определение термина, итого – 5 баллов
1 балл за заполнение таблицы |
Слайдовая презентация. Словарь литературоведческих терминов, толковом словарь, интернет.
Словарь литературоведческих терминов
Стратегия «ЗХУ»
Словарь иностранных слов русского языка |
Основная часть Знакомство со стихотворением 8 мин
Анализ произведения
5. Слушание музыкального фрагмента. 3 мин
6. Частично-поисковый метод 10 мин
Звучит музыка
Дети читают свои переводы, потом для сравнения даю переводы писателей
7.Тест (3 мин)
8. Заполнение «ЗХУ», графу «Узнал» 2 мин
Домашнее задание. 1 мин | 4. Чтение стихотворения учителем или в аудиозаписи. Проверка первичного восприятия. Понравилось стихотворение? Что хочется сказать, какие чувства вызвало? (слайд 10) Беседа. - О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка) - Речь идет только о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих) В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Прочитайте первую строфу. Сравните оттенки слов «туча» и «тучка». Какое слово и почему выбирает автор? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «тучка золотая»? Почему тучка золотая? Что употребляет поэт, чтобы насытить текст красками? Зачем? Какое слово выбирает поэт для характеристики утёса в первой строфе? Какие ассоциации вызывает это слово? Встретили ли вы в первой строфе олицетворение? Что это за приём? Назовите олицетворения. Зачем их использует Лермонтов? Прочитайте про себя первую строфу, приготовьтесь читать вслух. ( работа в парах, читают друг другу) Прочитайте вторую строфу. Какие слова характеризуют утёс в этой строфе? Каким он был вначале и каким стал теперь? Почему именно сейчас говорится о старости утёса? Прочитайте всё стихотворение и подумайте, что ещё изменилось во второй строфе? На каком слове ритм нарушился? Почему? Подготовьте чтение второй строфы с изменением ритма. Найдите эпитеты в стихотворении. Каким словом заканчивается стихотворение? Это слово часто встречается в поэзии Лермонтова. Какой мотив его усиливает? - Попробуйте найти антитезы. - Как вы думаете, для чего автор использовал антитезы? Каждый художник стремиться использовать все художественные средства, чтобы образ его произведения стал ярче, красочнее, живее. Сейчас вы услышите стихотворение «Утёс» в исполнении артиста О.Погудина. Послушайте и подумайте, удалось ли артисту песней нарисовать один из образов стихотворения М.Ю. Лермонтова. Слушание и обсуждение. Игра «Переводчик». (слайд 11) Работа в группах. (3 группы) Переведите на казахский язык и на английский язык содержание стихотворения. Стихотворения Лермонтова в свое время перевел и великий казахский поэт Абай, и вот как звучат эти строки на казахском языке: Абай. Жартас (М. Ю. Лермонтовтан) Қонады бір күн жас бұлт Жартастың төсін құшақтап. Жөнелді ертең, қалды ұмыт, Көк жүзіне ойнақтап.
Ажымды жүзі тершіген Кәрі жартас таң қапты: — Бәрі осы-ay,— деп,— құз деген, Томсарып тұрып жылапты.
Утёс М. Ю. Лермонтов перевод на английский Ольга Рачицкая-поэтесса A golden cloud landed on the cliff's chest – It was so tired and needed some rest. Even the wind was afraid to move and breathe Singing a lullaby to the small cloud on the cliff.
Early in the morning without a "Good-bye" The cloud disappeared in the beautiful blue sky. Only a wet spot was left in the deep wrinkle As if the old lonely cliff was crying about the spring.
- Мы сегодня с вами много говорили о стихотворении, переводили его, пришло время проверить ваше понимание темы. Решите тест. (Слайд 12, 13) 1.В стихотворении «Утес» используется: А) сравнение В) антитеза С) ирония 2. Стихотворение «Утёс» вызывает у читателя: А) интерес к путешествиям В) наводит на раздумья о спокойной жизни без проблем С) раздумья о непрочности человеческих отношений 3. В какой строчке правильно подобраны определения к образу Тучки? А) Беззаботная, легкомысленная, весёлая. В) Неподвижная, беспечная, лёгкая. С) Суровая, одинокая, золотая. 4. В какой строчке правильно подобраны определения к образу Утёса? А) Старый, легкий, весёлый. В) Парящий, могучий, золотой. С) Одинокий, неподвижный, старый. 5. Соотнесите антитезы: А) ночь 1) грусть В) неподвижность утёса 2) утро С) весёлость 3) маленькая тучка Д) великан-утёс 4) движение тучки В начале урока вы заполняли таблицу «ЗХУ», но последняя графа осталась незаполненной. Заполните последнюю графу вашей таблицы. Зачитайте, что вы узнали. Вывод Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством М.Ю. Лермонтова, узнали, каковы основные мотивы лирики поэта. Вместе проанализировали стихотворение «Утес», научились за стихотворными строками угадывать особенности выражения окружающего мира. Каждый из вас сделал для себя вывод. А теперь оцените свою работу, посчитайте свои баллы. На выбор: (слайд 14) 1. Выучить стихотворение «Утёс» наизусть. 2. Написать эссе на тему «О чем меня заставило задуматься стихотворение?» 3. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению. | Ответы детей.
Оно печальное, маленькое, но в нём целая история Высказывания детей утес и тучка
- о душах и судьбах человеческих.
Тучка, она маленькая, нежная.
Залита солнечными лучами Эпитет Эпитет «золотая» - представление о прекрасном, нежном, игривом, весёлом.
Великан могучий, сильный
Картина оживает, чувства созвучны человеческим. Ч тение первой строфы стихотворения друг другу (работа в парах) Самооценка
Был великан, стал старик. Он покинут, он очень одинок, он чувствует тоску.
ритм одиноко ритмическая разорванность подчёркивает душевные страдания.
в пустыне мотив одиночества
Антитезы: ночь-утро весело – грустно молодая – старый великан утес – маленькая тучка неподвижность утеса – движение тучки.
Высказывают свое мнение.
Ребята на казахском языке и на английском языке зачитывают содержание произведения в своем понимании. Учителя казахского языка и английского языка проверяют соответствие переводов смыслу стихотворения.
Обращают внимание на перевод стих-я Абаем, О.Рачицкой. Определяют ключевые слова в стихотворении.
Выполняют тестовое задание по теме. Проверяют друг у друга по ключу ответов. Ставят оценку друг другу по шкале оценок.
Зачитывают, что узнали на уроке. Делают вывод о том, что через неживую природу можно, оказывается, рассказать о человеческих отношениях.
Считают свои баллы, ставят себе оценку, комментируют ее.
|
1 балл за каждый правильный ответ
Оценивают выразительность чтения 3 балла по критериям: 1)Указана фамилия автора и название стихотворения – 1б 2) Безошибочное чтение – 1б 3) Выразительное чтение (соблюдаются паузы, ударение, темп чтения) – 1б
1 балл за правильное рассуждение.
За каждый правильный перевод получают 6 баллов (потом при оценивании делят эти 6б на членов группы, в зависимости от вклада в перевод)
5 баллов Ключи ответов: 1 – В 2 – С 3 - А 4 – С 5 – А-2); В-4); С-1); Д-3).
Шкала оценок: «5»-нет ошибок «4»-1 ошибка «3»-2 ошибки «2»-3 и более ошибок.
1 балл
За каждое правильно выполненное задание ставят себе по одному баллу. Итого: 15-20 баллов - «5» 10-14 баллов - «4» 5-9 баллов - «3» | Аудиозапись 
Слайдовая презентация
Видео «Ночевала тучка золотая»
Русско-казахский словарь. Русско – английский словарь.
Карточки - тесты
Таблица «ЗХУ» |