Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по УМК
«Перспектива».
Тема: Проверка безударного гласного в корне слова.
Вид урока: беседа, исследование.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цели: создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.
Планируемые результаты.
Предметные:
Научатся- определять ударную и безударную гласные, находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверять; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание.
Получат возможность научится:
с опорой на заданный алгоритм находить безударный и ударный гласные звуки в слове;
использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.
Метапредметные:
познавательные- оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
комуникативные- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
регулятивные- овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Оборудование: персональный компьютер для учителя, интерактивная доска, документ- камера, сигнальные карточки, конверты.
Ход урока
Мотивационный этап.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, мои друзья!
Нашей встрече рада я!
Ребята, сегодня у нас гости, поприветствуйте их. Улыбнитесь гостям и друг другу. Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке. Пусть хорошее настроение и желание узнавать новое будут вам надёжными помощниками в работе.
- Проверим, как мы сидим:
-Руки?(На месте)
-Ноги?(На месте)
-Локти?(У края)
-Спина?(Прямая)
Актуализация знаний.
Цели: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; актуализировать первичные знания о гласных буквах и звуках.
Чистописание.
-Откройте, пожалуйста, тетради.
-Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Запишите число.
Слайд
- Посмотрите, пожалуйста, на доску.
-Что объединяет эти буквы? (гласные)
-Сколько гласных букв в русском языке? (10)
-Сколько гласных звуков? (6)
-Почему звуков меньше, чем букв?
-Что вы можете сказать о гласных звуках? (ударные и безударные)
-Какую роль выполняют гласные верхнего ряда?
-Какую роль выполняют гласные нижнего ряда?
-Запишите гласные буквы, распределив их на две группы.
Красиво и чисто в тетради пиши:
Наклон соблюдай,
Никуда не спеши!
-Ребята, пока вы писали, почтальон вам принёс письмо(достаю конверт.)
-Давайте посмотрим от кого оно.
Слайд
Дорогие р_бята! П_шу вам п_сьмо. Мне очень х_телось вас согреть т_плом, порадовать вас, но злая Туча меня закрыла. Освободит, если выполню её задания. Помогите мне освободиться от Тучи. Солнышко. |
-Хотите помочь Солнышку? -Как нам его освободить? -Посмотрите ещё раз на письмо. -Что вы заметили? (в некоторых словах не хватает букв) Постановка учебной задачи. Цель: создать условия для осознания цели учебной деятельности. -Чтобы помочь Солнышку, нам надо правильно написать слова с пропущенными буквами. -Прочитайте второе слово в первом предложении.(Ребята) -Что вы можете рассказать про это слово? (Словарное слово) -Запишите в тетради это слово. Поставьте ударение, назовите ещё два слова из «Словарика». Запишите их в тетрадь. -Посмотрите на письмо. В каких словах тоже есть пропущенные буквы? -Запишите эти слова, пропуская неизвестную букву. -Поставьте ударение. -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ( Написание безударных гласных в словах) -Чему должны учиться? Физкультминутка Для начала мы с тобой Крутим только головой. (вращение головой). Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (повороты в право и в лево) Напоследок потянулись Вверх и в стороны прогнулись. (потягивания в верх и в стороны) От разминки раскраснелись и за парты снова сели. «Открытие» нового знания. Цель: создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению новых знаний; развивать навыки исследования, регулятивные и коммуникативные умения. Слайд С (о,а) ва К (о,а) са Р (и,е) ка |
|
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Туча приготовила первое задание.
-Подумайте, почему в скобках она написала две буквы?
-Какая проблема стоит перед нами? (Не знаем какую букву писать)
-Выскажите предположения какую букву вы написали бы в этих словах? (Дети высказываются)
-Чтобы решить нашу проблему и выяснить кто из вас прав, вы побудете исследователями и проведёте наблюдение.
-Давайте произнесём первое слово и внимательно послушаем, как произносятся звуки.
Сова - сава
-Поставьте ударение в этом слове.
-Что мы видим?
-Какой слышим безударный звук? а
-Какая безударная гласная пишется в слове сова? о
-Что вы заметили? (написание с произношением не совпадает)
-Давайте произнесём второе слово и внимательно послушаем звуки.
Коса - каса
-Поставьте ударение
-Назовите какой слышим безударный гласный звук в этом слове? а
-Какая безударная гласная пишется в слове коса? о
-Что вы заметили? (написание с произношением не совпадает)
-Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударную гласную? (дети высказываются)
-Что вы можете рассказать о слове «коса». (многозначное)
Коса- несколько прядей волос на голове человека, сплетенные вместе.
Коса- сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на
длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.
Река- рика
-Назовите ударный звук. Произнесите слово так, как слышим.
-Какой звук у вас вызывает сомнения?
-Что надо сделать, чтобы безударный гласный звук не вызывал сомнения и слышался отчётливо? (изменить слово так, чтобы безударный стал ударным)
-Давайте изменим форму слова.
-Какой звук слышим под ударением?
-Какой вывод сделаем?
-Какие гласные требуют проверки? (а, о, е, я, и.)
-Как пишутся гласные в ударных и безударных слогах? (одинаково)
-Запишите в тетради пары слов. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
-В этих парах есть проверочное и проверяемое слова.
-Можете ли вы назвать проверочные слова.
-Как вы думаете, какие слова мы называем проверочными?
-Подчеркните проверочные слова.
-А теперь обратимся к учебнику стр.77
-Прочитайте «Узелки на память» (правило).
-Посмотрите на доску, прочитайте стихотворение, запомните его.
Слайд
Безударный гласный! Стоп! Писать его опасно. Чтоб развеять все сомненья, Ставь его под ударенье! |
Первичное закрепление.
Цели: систематизировать знания о проверки безударной гласной в слове; развивать умение анализировать, совершать коммуникативные умения.
-Какие ваши дальнейшие действия? (потренироваться)
Игра «Найди правило»
Работа с СД
Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики сожмём
А потом их разожмём,
Снова пальчики сожмём,
И конечно разожмём,
А теперь потрём ладошки
И подуем в них немножко.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Цели: расширить полученные знания о проверки безударных гласных, научится применять правило в написании слов с безударной гласной.
-Чтобы выполнить следующее испытание, посланное Тучей, вам нужно составить памятку-алгоритм. Но шаги алгоритма расположены не по порядку
Слайд
(Дети составляют алгоритм и заучивают его)
Слайд
На, с_ва, с_сне, с_дит, высокой. |
-Из слов составьте предложение. Поставьте в каждом слове ударение. Вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните их.
-Вспомните алгоритм, как правильно написать слова с безударной гласной.
-Запишите предложение в тетрадь.
-Проверьте по эталону.
-Оцените свою работу.
Слайд
На высокой сосне сидит сова. |
Включение нового знания в систему знаний и повторения.
Работа в группе.
-Туча послала нам ещё одно испытание.
-Чтобы выполнить это испытание и помочь Солнышку нам надо вспомнить правила работы в группе.
Слайд
1.Работаем тихо 2.Уважаем товарищей 3.Подчиняемся правилам поведения в группе 4.Высказываем свою точку зрения |
-Найдите пословицы, поговорки о весне, в которых есть слова на изучаемое правило. Подчеркните красным карандашом опасные места.
-Какое правило изучаем?
-Повторите алгоритм проверки безударной гласной.
Карточка
Вода потекла, весну принесла. Апрель с водой, май с травой. Кто спит весною, плачет зимою. |
-Прошу оценщика из группы сообщить результаты.
-В чём были трудности?
-Проверьте по эталону.
Эталон
Вода потекла, весну принесла. Апрель с водой, май с травой. Кто спит весною, плачет зимою. |
Итог.
Рефлексия.
Цель: организовать рефлексию учебной деятельности.
-Оцените свою работу по следующему плану.
Слайд
Я научился … Я узнал о … Я смогу … Мне пригодится … |
Слайд
Гласные звуки - лукавый народ: В слабой позиции кто их поймёт? Сделай ударным сомнительный звук- Себя ты избавишь тем самым от мук. |
-Какие шаги в алгоритме вы запомнили?
-Мы справились с поставленной задачей?
-Как вы думаете, удалось вам спасти Солнышко?
-Посмотрите на доску, вам пришло сообщение.
Слайд
Спасибо, ребята! Вы молодцы! Туча меня освободила. |
-Достаньте, пожалуйста конверт.
-Оцените свою работу на уроке (если школьник доволен своей работой, то он поднимает зелёный кружок, если он ошибался, но понял свои ошибки-синий, если не понял материал-красный)
-Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали на уроке. Активно помогали Солнышку. Спасибо всем за урок.