Конспект открытого урока в 5классе. Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
10.04.2009 МЕТОДИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
Цели: 1. обобщить и систематизировать знания по теме «имя существительное», показать практическую значимость данной темы.
Повторить наиболее трудные орфограммы, учить рассуждать пользуясь таблицами и схемами.
2. корригировать сохранение и воспроизведение памяти путем неоднократного обобщения по таблицам, вопросам, тесту.
Развивать зрительное внимание через упражнение в расшифровывании темы урока.
3. воспитывать навыки адекватной само- и взаимооценки ,привычки здорового образа жизни
Оборудование: тетради, маркеры, тесты, планшеты самооценки, план, памятки, таблицы: части речи, алгоритм доказательства части речи, слова на доске., изографы, минидоклады учащихся, перфокарты
Ход урока:
1 орг. момент (настрой, посещаемость, оформление тетрадей, раздать памятки для слабых, планшеты)
Коррекционное упражнение: -Начать наш урок я хочу с небольшой беседы о здоровье , я напечатала слова, вы должны их разделить на две группы : для здоровья – хорошо – плохо (радость,чистота,злость,грязь,болезнь,пыль,плесень,зарядка,закаливание,проветривание)
2.определение темы и постановка задач:
-Что объединяет все эти слова, к какой части речи они относятся?
-сегодня на уроке мы обобщим наши по этой теме (запись на доске) знания по плану:
План урока:
Имя существительное. Понятие.
Род. Число. Склонение
Трудные орфограммы.
Выполнение теста.
-Оценивать вы сегодня будете себя и товарища по парте по таким планшетам: запишите свою фамилию и товарища по парте
Критерии: | Фамилия, имя |
Я | |
Ни разу не отказался выполнить задание или ответить на вопрос | | |
Могу ответить на все устные вопросы по этой теме | | |
Точно отбираю слова для выражения мыслей | | |
Внимательно слушал учителя и товарищей | | |
Активно работаю сам и помогаю другому | | |
Итоговая оценка. | | |
3. воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного ПЛАН
Минидоклад: имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озера, горы, государства, события, качества, действия – все названо, все имеет свое имя, и все это имена существительные.
Разгадать изографы, прочитать слова и доказать по алгоритму принадлежность к имени существительному. ПЛАН
Как узнать род имени существительного? Зарисовать схему, примеры слов и по ней рассказать.
Как изменяется существительное по числам? Зарисовать схему. И по ней рассказать
Назовите падежи имен существительных.
Минидоклад: слово «падеж» произошло от латинского «касус» (падение).
Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение». Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.
В русском языке шесть падежей. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только 4, а у финнов целых 15!
Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы легко, грамотно и красиво.
К доске воспроизвести таблицу склонений (3 склонения- 3 учащихся), остальные проверяют, исправляют, помогают с примерами.
ПЛАН
Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться? грач
Шевельнул бородкой гном – и вошел хозяин в дом.(ключ)
Зимой все ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет. (Печь)
Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
Черная корова весь мир поборола. (Ночь)
Ходит вдоль каравая, его вдоль разрезая. (нож)
Стоит над водой тресет бородой. (камыш)
Его бьют ,а он не плачет, веселее только скачет. (мяч)
Камышь, мыш, ноч, сычь, грачь, ключь ,печ, ножь,мячь
Физминутка
Упраж их гимнастики ума.
правой рукой 1,2,3; левой-4,5,6(смотря на кончики пальцев), 6,7,8 кончиком носа (большие цифры и с точечкой), двигая одними глазами, без головы - ногами под партой(обоими)
ленивые восьмерки – кладем на бок (работает спина, внимание, сосредоточение, предупреждение близорукости (ладонями. Не шевеля головой, следить глазами)
Упражнения, снимающие утомление глаз.
3) Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы теку способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
2) выполняется сидя. Быстро моргать в течении 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения
Существительные, каких склонений в п.п. имеют окончание Е? (работа по памятке)
Назовите окончания сущ. 1скл. В дат. И предл. Падежах
«Существительное всегда является подлежащим»
« В именительном падеже существительное в предложении всегда является подлежащим»
Какая из двух фраз верна? Докажите неправильность первой фразы.
тест по существительному
Тест, выбрать правильный ответ из предложенных на карточке, взаимопроверка, озвучивание результатов.
Дополнительное задание для сильной группы: перфокарты
Д.З.доделать тест
итог урока:
что повторяли на уроке? ОБРАТИМСЯ К ПЛАНУ. Какое задание больше понравилось? Трудно ли было выполнить тест?
Оцените свою работу на уроке и своего товарища по парте
РОД ЧИСЛО  | 1СКЛ 2СКЛ 3СКЛ | ПОЛЯ, ТРАКТОРА – 1СКЛ |
| КАМЫШЬ, НОЧ, СЫЧЬ,МЫШ, грачь, ключь ,печ, ножь,мячь | Существительное всегда является подлежащим В именительном падеже существительное в предложении всегда является подлежащим |













5