СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 5классе. Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» 10.04.2009 МЕТОДИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. обобщить и систематизировать знания по теме «имя существительное», показать практическую значимость данной темы.

     Повторить наиболее трудные орфограммы, учить рассуждать пользуясь таблицами и схемами.

  2. корригировать сохранение и воспроизведение памяти путем неоднократного обобщения по таблицам, вопросам, тесту.

      Развивать зрительное внимание через упражнение в расшифровывании темы урока.

   3. воспитывать навыки адекватной само- и взаимооценки ,привычки здорового образа жизни

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 5классе. Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» 10.04.2009 МЕТОДИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ»

Конспект открытого урока в 5классе. Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

10.04.2009 МЕТОДИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ

Цели: 1. обобщить и систематизировать знания по теме «имя существительное», показать практическую значимость данной темы.

Повторить наиболее трудные орфограммы, учить рассуждать пользуясь таблицами и схемами.

2. корригировать сохранение и воспроизведение памяти путем неоднократного обобщения по таблицам, вопросам, тесту.

Развивать зрительное внимание через упражнение в расшифровывании темы урока.

3. воспитывать навыки адекватной само- и взаимооценки ,привычки здорового образа жизни

Оборудование: тетради, маркеры, тесты, планшеты самооценки, план, памятки, таблицы: части речи, алгоритм доказательства части речи, слова на доске., изографы, минидоклады учащихся, перфокарты


Ход урока:

1 орг. момент (настрой, посещаемость, оформление тетрадей, раздать памятки для слабых, планшеты)

Коррекционное упражнение: -Начать наш урок я хочу с небольшой беседы о здоровье , я напечатала слова, вы должны их разделить на две группы : для здоровья – хорошо – плохо (радость,чистота,злость,грязь,болезнь,пыль,плесень,зарядка,закаливание,проветривание)

2.определение темы и постановка задач:

-Что объединяет все эти слова, к какой части речи они относятся?

-сегодня на уроке мы обобщим наши по этой теме (запись на доске) знания по плану:

План урока:

  1. Имя существительное. Понятие.

  2. Род. Число. Склонение

  3. Трудные орфограммы.

  4. Выполнение теста.

-Оценивать вы сегодня будете себя и товарища по парте по таким планшетам: запишите свою фамилию и товарища по парте

Критерии:

Фамилия, имя

Я


Ни разу не отказался выполнить задание или ответить на вопрос



Могу ответить на все устные вопросы по этой теме



Точно отбираю слова для выражения мыслей



Внимательно слушал учителя и товарищей




Активно работаю сам и помогаю другому



Итоговая оценка.












3. воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного ПЛАН

  • -Какая часть речи называется именем существительным? (Таблица части речи)

Минидоклад: имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озера, горы, государства, события, качества, действия – все названо, все имеет свое имя, и все это имена существительные.

  • Работа с алгоритмом доказательства, по цепочке.

Разгадать изографы, прочитать слова и доказать по алгоритму принадлежность к имени существительному. ПЛАН

  • Как узнать род имени существительного? Зарисовать схему, примеры слов и по ней рассказать.

  • Как изменяется существительное по числам? Зарисовать схему. И по ней рассказать

  • Можно ли менять число у существительного?, а род? Доказать.

  • - а что еще можно определить у существительного?

Назовите падежи имен существительных.

    • -как мы помогаем себе запомнить названия падежей по порядку? (скороговорка)

Минидоклад: слово «падеж» произошло от латинского «касус» (падение).

Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение». Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

В русском языке шесть падежей. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только 4, а у финнов целых 15!

Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы легко, грамотно и красиво.

  • - что называется склонением? Как определить склонение? Сколько склонений?

К доске воспроизвести таблицу склонений (3 склонения- 3 учащихся), остальные проверяют, исправляют, помогают с примерами.

  • Почему сущ. ПОЛЯ, ТРАКТОРА имеют окончания А,Я а к 1скл не относятся?

ПЛАН

    • Отгадать загадки, объяснить правописание существительных – исправить ошибки на доске:

Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться? грач

Шевельнул бородкой гном – и вошел хозяин в дом.(ключ)

Зимой все ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет. (Печь)

Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)

Черная корова весь мир поборола. (Ночь)

Ходит вдоль каравая, его вдоль разрезая. (нож)

Стоит над водой тресет бородой. (камыш)

Его бьют ,а он не плачет, веселее только скачет. (мяч)

Камышь, мыш, ноч, сычь, грачь, ключь ,печ, ножь,мячь

Физминутка

Упраж их гимнастики ума.

  1. правой рукой 1,2,3; левой-4,5,6(смотря на кончики пальцев), 6,7,8 кончиком носа (большие цифры и с точечкой), двигая одними глазами, без головы - ногами под партой(обоими)

  2. ленивые восьмерки – кладем на бок (работает спина, внимание, сосредоточение, предупреждение близорукости (ладонями. Не шевеля головой, следить глазами)

Упражнения, снимающие утомление глаз.

3) Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы теку способствует улучшению кровообращения и рас­слаблению мышц глаза.

2) выполняется сидя. Быстро моргать в течении 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения

  • Существительные, каких склонений в п.п. имеют окончание Е? (работа по памятке)

  • Назовите окончания сущ. 1скл. В дат. И предл. Падежах

    • Прочтите две фразы:

«Существительное всегда является подлежащим»

« В именительном падеже существительное в предложении всегда является подлежащим»

Какая из двух фраз верна? Докажите неправильность первой фразы.

  1. тест по существительному

Тест, выбрать правильный ответ из предложенных на карточке, взаимопроверка, озвучивание результатов.

Дополнительное задание для сильной группы: перфокарты

  1. Д.З.доделать тест

  2. итог урока:

что повторяли на уроке? ОБРАТИМСЯ К ПЛАНУ. Какое задание больше понравилось? Трудно ли было выполнить тест?

Оцените свою работу на уроке и своего товарища по парте


РОД ЧИСЛО

1СКЛ 2СКЛ 3СКЛ

ПОЛЯ, ТРАКТОРА – 1СКЛ


КАМЫШЬ, НОЧ, СЫЧЬ,МЫШ, грачь, ключь ,печ, ножь,мячь


Существительное всегда является подлежащим

В именительном падеже существительное в предложении всегда является подлежащим












5