– воспитывать бережное отношение к музыкальному наследию.
Материалы и оборудование: видеопроектор, компьютер, записи песни «Солнечный круг» в различном исполнении, карточки с названиями стилей музыки.
Предварительная работа. За несколько недель до занятия детям дается задание провести исследование с целью определения художественной ценности песни «Солнечный круг» и причины её популярности до сегодняшнего дня.
(Приложение 1).
Ход занятия.
I. Вводная часть.
(Слайд 1) Педагог: здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия сегодня «Творчество Аркадия Островского. Песня на все времена». Думаю, вам будет интересно узнать уникальные факты из жизни этого замечательного композитора и истории его песен. Ну а прежде, чем мы встретимся с его замечательными песнями, нам необходимо, прежде всего, подготовиться к пению.
В качестве учебно-тренировочного материала используются следующие упражнения:
Проработка продыха. (вдох как хлопок, выдох на слоге «кш») (по Решетниковой Н.С.).
Упражнение для снятия напряжения. Расслабление нижней челюсти.
Комплекс упражнений на развитие артикуляторов по Судорогиной Е.Н.
Упражнения на развитие правильного звукообразования в мажорном и минорном ладу.
Упражнение на выработку дикции.
II. Основная часть.
П.: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся поближе с историей одного из самых, наверное, знаменитых произведений композитора Аркадия Ильича Островского. Эту песню мы с вами все любим. Несмотря на то, что мы с вами уже знакомы с ней, её история заслуживает особого внимания.
П.: Вами была проведена исследовательская работа, в процессе которой мы с вами оперировали таким понятием как «художественная ценность». В гипотезе нашего исследования мы предположили, что популярность песни до настоящего времени обусловлена именно художественной ценностью этого произведения Аркадия Островского. В качестве основного понятия мы приняли, что художественная ценность произведения определяется тем духовным, энергетическим эмоциональным, эстетическим и мыслительным посылом, тем образом, обеспечивающим и содержащим вышеперечисленные «составляющие», являясь источником и проводником знаний, носителем и передатчиком (от поколения к поколению) одновременно, являясь хранителем, генератором и двигателем искусства [4].
П.: хотелось бы познакомить вас с интересными фактами из биографии Аркадия Островского и рождением идеи песни «Пусть всегда будет солнце!»
(Слайд 4)Эта песня появилась на свет благодаря маленькому мальчику Косте Баранникову, которому только что объяснили смысл слова «всегда». И припев этой песни написал именно он, давайте вспомним эти слова (дети проговаривают слова). Все остальные слова принадлежат поэту Льву Ошанину. Мне интересно, а как бы вы ответили на вопрос «Что значит всегда? И что бывает всегда, независимо от нас?»
Много замечательных песен было написано композитором. Я думаю, вы сможете их назвать.
(ответы детей)
Конечно, вы их знаете, любите и поете с самого раннего детства. Например: «Спят усталые игрушки», «Песня не прощается с тобой» и многое другое.
25 февраля2004 года, в день, когда композитору исполнилось бы 90 лет, в Москве на площади перед концертным залом «Россия» появилась звезда с его именем.
И, конечно же, всем нам знакомая песня «Солнечный круг». Она стала гимном детства в нашей стране. Ее знают и ваши бабушки, и ваши мамы и вы сами поете эту песню. Значит, мы можем с уверенностью сказать, что эта песня написана на все времена. И этому еще множество доказательств.