Образовательная область: познание, социум, творчество
Раздел: ознакомление с окружающим, основы экологии, рисование
Тема: «Ознакомление со свойствами воздуха»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого.
Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.
Развивать навыки проведения опытов.
Дать элементарное представление о значении чистого воздуха.
Развивать познавательную активность, любознательность, мыслительную деятельность.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Билингвальный компонент: воздух - ауа
Словарная работа: невидимый, легкий, воздух
Материал и оборудование: Воздушные шарики, полиэтиленовые мешочки, стаканы с водой, трубочки, веера, альбомные листы, гуашь, кисти, таз с водой, камешки, игрушки.
Этапы деятельности
Деятельность воспитателя
Действия детей
Мотивационно-побудительный
Организационный момент-два шарика
Проявляют интерес.
Организационно-поисковый
Сообщает: К нам в гости прилетели два шарика. Смотрите, один шарик – красивый, веселый, а второй – худой, грустный.
Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?
Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.
А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?
Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Правильно, воздух. А что такое воздух?
Вывод: Воздух, то чем мы дышим, он нас окружает везде. Но какой он воздух и как проверить, что он существует? Сегодня на занятии мы попробуем узнать о воздухе как можно больше нового и интересного.
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Воздух нельзя увидеть, но его можно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. «Воздух невидимка» (С полиэтиленовым пакетом).
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Вывод: Воздух невидимый, но его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
3. Опыт «Можно ли воздух услышать? »
-Как вы думаете, дети, можем ли мы услышать воздух?
- Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его.
-Что вы слышали?
-Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали.
Значит, воздух можно услышать.
4. Опыт «Воздух легкий или тяжелый? »
- Как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? - Попробуем сравнить воздух и камушки. Таня, возьми камешек, а ты, Бахтияр, яблоко - муляж. Посмотрите, камешек, какой? (маленький) .
-А яблоко? (Большое) .
-Что же легче, камешек или яблоко, как вы думаете? (Ответы детей) .
-Давайте проверим. Таня, брось камешек в тазик с водой.
-Что с ним случилось? -Камешек утонул. Значит он какой?
-А теперь, Бахтияр, положи в воду яблоко.
-Утонуло? Нет, значит, игрушки надутые воздухом легкие, поэтому они не тонут.
-Что же легче, камешки или воздух?
-Запомнили, какой воздух.
5. Опыт «Ветер – это движение воздуха»
А теперь давайте ещё поиграем. Возьмите веера и помашите ими. Что вы чувствуете?
- Правильно ветер. Ветер – это движение воздуха!
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.
Ребята, хотите устроить ветер?
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Значит, когда воздух движется, получается ветер.
А сейчас я вам предлагаю как настоящим волшебникам нарисовать при помощи воздуха.
Ребята, пожалуйста, рассаживайтесь за столы.
6. Опыт «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
На лист бумаги наносим кисточкой несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны.
Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью. Вам нравится?
Ребята, сегодня мы много узнали о воздухе. Что вы узнали нового и интересного о воздухе?
Молодцы, правильно
Сегодня мы узнали о воздухе:
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Но его можно поймать,
Что внутри людей есть воздух
Воздух можно услышать
Он легкий
Им можно рисовать
А еще без воздуха ничто живое не может жить;
А как вы думаете, без воздуха могла бы быть жизнь на земле?
Правильно, ребята, воздух нужен всем. И нам с вами и всем людям, животным, птицам. А какой воздух лучше чистый или грязный? А если воздух будет пыльный, нам хорошо будет жить на земле?
Значит, нам с вами надо беречь воздух, не загрязнять его. А как это можно сделать, как вы думаете?
Правильно, ребята, а еще нужно сажать растения. Потому, что растения вырабатывают кислород.
Дети предлагают разные версии
Отвечают.
Отвечают. Экспериментируют
Ответы детей
Отвечают. Выполняют. Делают выводы.
Ответы детей – легкий
Отвечают: Ветер
Машут
Отвечают: В лицо дует ветерок.
Слушают, смотрят.
Рисуют воздухом.
Отвечают.
Ответы детей
Участвуют в беседе.
Отвечают. Обобщают.
Рефлексивно-корригирующий
И в заключении я хочу прочитать вам стихотворение.
Читает стихотворение.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой
Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Слушают
Делятся впечатлениями
Ожидаемый результат:
Знать: о свойствах воздуха и его значении для всего живого
Иметь: представление о значении чистого воздуха, навыки проведения опытов
Уметь: овладевать некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности