Цели и задачи занятия | Цель: Учить при изображении животных передавать их характерные особенности. Познакомить с творчеством писателя и художника – анималиста,- Евгения Чарушина. Задачи: Обучающие задачи: -Учить передавать образ обитателей зоопарка, -Учить приёму рисования, используемому анималистом Евгением Чарушиным – « тычок» щетинистой кистью -Учить рисовать животных в движении -Закрепить умение рисовать характерные признаки животных: уши, усы, полоски, пушистый хвост, коготки; - Расширить словарный запас детей, познакомить с термином « художник – анималист» - Закрепить умения детей работать гуашью Развивающие задачи: -Развивать индивидуальность, творческую активность, образное и пространственное мышление; -Развивать координацию движений; -Развивать творческое воображение. Воспитательные задачи: - Воспитывать любовь к животным; -Вызвать желание передавать в работе выразительность образа; -Воспитывать аккуратность, самостоятельность; - Воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе. -Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции и внесении тематических дополнений в работу. |
Организационный этап. Организация внимания. 2.Определение темы занятия, постановка учебной задачи, Дети внимательно слушают песню. Дети активно включаются в деятельность, активизируют мышление. Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД. | Приветствие, проверка готовности к занятию. 1. Приветствие учащихся. 2. Проверка готовности к занятию. 3. Подготовка красок к работе. (Слайд 1). Песня « Пони в зоопарке» в исполнении педагога. Беседа с детьми. - О чём эта песня? - Маленькая лошадка пони катает детей по зоопарку. Что же такое зоопарк? Кто из вас был в зоопарке? - Зоопарк — зоологический парк. Зоология — наука о животных - Раньше зоопарк называли зоологическим садом. Посетители очень любят гулять по его аллеям, а заодно рассматривать заморских зверей. В зоопарке можно увидеть одновременно животных со всех уголков Земного шара: из Америки, Африки, Австралии, России. Сегодня мы с вами будем рисовать животных - обитателей зоопарка. |
Изучение нового материала Актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний. Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других. Рассматривание с детьми книжных иллюстраций. Физкультминутка. Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника. Связь с занятием музыкой. Звучит музыка П.И. Чайковского « Вальс цветов». | Рассказ педагога. Беседа с детьми. Художников, которые рисуют животных, называют анималистами. (Слайд 5, 6). - Как вы думаете, легко или тяжело рисовать животных с натуры? А почему художникам-анималистам так тяжело выполнять рисунки? Верно, рисование живых животных с натуры представляет собой много сложностей. Во-первых, в наше время в городе животные в основном находятся в зоопарке (причем в крупных городах), что очень неудобно с точки зрения учебного рисования. Во-вторых, животные очень подвижны и их трудно, подчас невозможно, изображать с одной, фиксированной точки зрения. Поэтому ограничиваются все анималисты, выполнением быстрых набросков и зарисовок с натуры живых зверей, птиц, рыб, домашних животных. (Слайд 7). Художники в зависимости от поставленных задач, характера формы животного, его шерстяного покрова и оперения выбирают не только определенную изобразительную технику, но и способ выполнения быстрого рисунка. (Слайд 8). Выдающимся художником - анималистом был наш соотечественник, писатель Евгений Чарушин. (Слайд 5). Он рисовал также животных в неволе. Писатель делал это не случайно. Ему важно было не только правдиво описать поведение животных в неволе, но и показать, что они окружены разумной заботой людей, что им стараются создать условия, близкие к природным. Рассматривание иллюстраций художника. Вот птичье озеро в Московском зоопарке. Птицы не покидают его. « Хорошо им тут, вот и не улетают». Вот на площадке молодняка изображены весёлые зверята. Среди них выделяется маленький и угрюмый медвежонок. « Сидит в углу, лапу сосёт и всё время ворчит». Дали ему молока. Обхватил медвежонок бутылку, сосёт, а сам страшно рычит - других пугает. Зоологический сад в ранние утренние часы. Ещё нет посетителей. « Утром все звери играют. Ягуар шар деревянный катает в клетке. Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днём, при народе, он за конфетку стоит - а сейчас сам забавляется. В общей птичьей загородке танцуют журавли - красавки. А наш серый журавль их унимает . Баловства не любит. Чуть где непорядок,- суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица» Так, описывая лишь внешний вид и поведение своих героев, Чарушин умеет точно определять их настроение и характер. Особенно охотно он рисует зверят и птенцов. Это любимые герои не только его рассказов, но и его рисунков. « Я хочу понять животное, понять его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка,- я рад». Обратите внимание на любимый приём художника при рисовании меха - « тычок» щетинистой кистью. Попробуйте сегодня повторить этот приём художника при изображении меха. Физкультминутка. «Маленький гном». ( Слайд 11). Жил - был маленький гном (приседают, встают) У гнома был маленький дом (изображают «крышу» над головой) Гномик кашу варит («помешивают» кашу) И всем – всем – всем говорил: (показывают друг на друга) «Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа) В гости ко мне прибегайте, (бег на месте) Ноги скорей вытирайте, («вытирают» ноги) Садитесь за стол, (приседают) Кашей угощайтесь (имитируют действия ложкой) И друг другу улыбайтесь! (улыбаются). |
4.Практическая часть. Запоминают новые термины и учатся оперировать ими на практике. Словарная работа на доске способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей. Дети рисуют одного или двух животных по выбору. Во время работы ведется съемка на фотоаппарат (Макеты выполнения животных заранее распечатываю из приложения 1). |
В изобразительном искусстве используются широко следующие способы быстрого рисования – одними линиями; – линиями с одновременной проработкой наброска штрихами; – выполнение наброска с применением элементов схемы построения; – выполнение наброска тоном, «пятном». Каждый из вас сегодня нарисует одного или, по желанию, нескольких обитателей зоопарка. Для того, чтобы вам легче было передать характерные особенности выбранного вами для рисования животного, на демонстрационной доске развешены иллюстрации и фотографии с разными животными. |
Задание на дом Подведение итогов, анализ работ, рефлексия занятия. Дети оценивают свои работы. Для оценки предлагается нарисовать мордочки « смайлики» на бумажных кружочках. | Вы работали над разными животными. - Какие ваши впечатления? - Что вам помогло в выполнении работы? -«Какую учебную задачу ставили в начале занятия? Что можете сказать, она достигнута?» - Если вам понравилось занятие, нарисуйте смайлики улыбающимися, если нет- грустными. Спасибо за оценку! Все ребята сегодня хорошо поработали. Понаблюдайте дома за своими питомцами, сделайте зарисовки, как они спят, играют, едят. Наброски потом можно использовать при рисовании. |