1.Организационный этап. Чтение молитвы « Отче наш». Организация внимания. Дети встают вместе с педагогом на молитву перед иконами. Педагог читает молитву, контролируя, чтобы дети правильно и неспешно накладывали крестное знамение. 2.Определение темы занятия, постановка учебной задачи. Дети внимательно слушают стихотворение. Дети активно включаются в деятельность, активизируют мышление. Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД. | Приветствие, проверка готовности к занятию. 1. Приветствие учащихся. 2. Проверка готовности к занятию. 3. Подготовка красок к работе. Ребята, перед каждым делом что мы должны сделать? Попросить у Святой Троицы благословения. Когда мы молимся, Господь помогает нам справиться с самым сложным делом. Господи, благослови! Учитель читает стихотворение П.Синявского «Хохлома». Хохломская роспись Алых ягод россыпь. Отголоски лета В зелени травы. Рощи-перелески. Шелковые всплески Солнечно-медовой Золотой листвы. У красы точеной – Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд? Роспись хохломская Словно колдовская В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий, Всех чудес чудесней Наша Хохлома! 2. Анализ восприятия литературного произведения. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Какие картины вы себе представили? Какие цвета вы бы использовали для написания ваших картин? О каком русском промысле сочинил свое стихотворение поэт П.Синявский? Тема урока: «Искусство Хохломы» (на экране – слайд с названием темы)
|
3.Изучение нового материала. Актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний. Обсуждение и уточнение информации. Демонстрация презентации, приводит к выводу названия темы. 4. Физкультминутка Плавные движения под русскую народную песню « Вдоль по улице». Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника. Связь с занятием музыки. | Изучение нового материала: Сегодня мы продолжим наше знакомство с народными промыслами России. Тема нашего занятия: “Золотая хохлома”, именно так называют этот промысел в народе. (Слайд №1). На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с его историей, узнаете приемы, способы и виды этой росписи. И превратитесь в мастеров по росписи деревянной посуды. (Слайд №2). Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. (Слайд №3). Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из дерева заготовки, а женщины их грунтовали. В 1916г. в городе Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена “Знак Почета” “Хохломская Роспись” (Слайд № 4). С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие “Хохломская Роспись” является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы. (Слайд №5). Город находится в 68 километрах на северо-восток от Нижнего Новгорода, возле извилистой лесной реки Керженец. Восемьдесят процентов территории района покрыто лесами. (Слайд №6). В этом городе сохранилось много интересных старинных зданий и сооружений, представляющих историческую и архитектурную ценность. (Слайд №7). Одной из главных достопримечательностей города стал открытый в 2008 году Музейно-туристический центр “Золотая Хохлома”. (Слайд №8). Ручная хохломская роспись изделий показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка. (Слайд №9). В росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Прежде чем стать золотым изделие проходит несколько стадий производства. (Слайд №10). Стадии производства изделий хохломской росписи. 1. На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая “бельем”. “Белье” еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке. (Слайд №11). 2. Лужение. В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. После чего они становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. (Слайд №12). 3. Покрытие лаком. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от размеров изделия. Так, серебро превращается в “золото”, и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. (Слайд №13). 4. Роспись готового изделия. Расписывают изделие беличьими или колонковыми кистями, используя для этого масляные краски. Кроме черного, красного и золотого цвета – традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. (Слайд №14). В хохломской росписи сложились два вида письма "фоновое" и "верховое". “Фоновая” роспись. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. (Слайд № 15) При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь выделяют три типа орнамента: "травка", роспись "под листок" или "под ягодку ". (Слайд №16). “Травка” - главный мотив хохломской росписи. "Травная роспись" напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. (Слайд № 17). Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют "под листок" или"под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. ( Слайд №18). Сегодня хохломскую роспись можно увидеть не только на деревянной посуде. В этом стиле можно расписывать и другие современные вещи. Например, новогодние шарики, компьютерную клавиатуру и даже автомобиль. (Слайд №19). Где используется “верховая” роспись, а где “фоновое” письмо? (Слайд №20). Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель можно увидеть на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей. (Слайд №21). В настоящее время предприятие “Хохломская роспись” работает и развивается. В производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые новые рабочие места. (Слайд №22). 4. Физкультминутка (Учащиеся выполняют упражнения за учителем). По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками). И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, И красненьким и жёлтеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами). Возьму у солнца чашку я, Водички я напьюсь. И хохломскому мастеру За это поклонюсь. (Поклон). |