СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению на тему "Великие русские писатели"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для обобщения, повторения о великих русских писателях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению на тему "Великие русские писатели"»


Конспект

урока по литературному чтению

учителя начальных классов Кузиной Ф.Д.

(Обобщающий урок по теме: «Великие русские писатели». Проверочная работа.)

Цель:

-обобщить знания биографий и произведений Пушкина, Толстого, Крылова;

предметные:

-обобщить знания биографий и произведений Пушкина, Толстого, Крылова;

- формировать умения относить произведения к жанрам;

- формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой( про Билибина)

метапредметные:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать и понимать других, умение осуществлять личную рефлексию, учиться высказывать свое предположение, ориентироваться в учебнике, делать выводы.

личностные:

-воспитывать нравственные качества личности;

-формировать умение выражать свои эмоции;

-формировать умение делать свой нравственный выбор, сочувствовать другим, сопереживать.

Оборудование:

портреты: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, , названия произведений на карточках, карточки с текстом стихотворения, которое надо восстановить, карточки с отрывками из произведений, презентация по теме «Великие русские писатели», жетоны.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока

Снова зазвенел звонок

Начинается урок.

Вы друг другу улыбнитесь;

И гостям вы улыбнитесь.

Да и мне вы улыбнитесь.

-Вот видите, от ваших улыбок в классе стало уютнее и светлее.

2. Проблемная ситуация, постановка цели урока.

О ком же мы будем говорить, чьё творчество вспоминать, узнаем, ответив на вопросы:

* У этого поэта была любимая няня, о которой все знают. (А.С.Пушкин)

* Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром, писал басни. (И.А.Крылов)

* Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука»

(Л. Н.Толстой)

- Назовите писателей, которым мы посвящаем наш урок . (Вывешиваются портреты)

(Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов. Лев Николаевич Толстой)

(Они получают по одному командному жетону.)

- А творчество этих писателей нам знакомо? ( Да, мы читали их произведения)

-Значит, что же мы будем делать на уроке? ( Обобщать, повторять, проверять)

-Сегодня у нас будет урок-игра, где вы будете выполнять разные интересные задания, а за правильно выполненные задания получите жетоны, за которые в конце урока вы получите оценки. Помогать вам будут внимание, сообразительность и ваши знания . Наши правила: внимательно слушай других, чтобы не повторяться.

Отвечай четко, быстро.

Говори по существу.

Читай выразительно.

Надеюсь, что вместе у нас всё получится.

  1. Актуализация знаний

1 задание.«Узнай великого русского писателя»

- На доске видим портреты великих русских писателей. Вам нужно определить кто из них кто и годы жизни. Ответы выбираем и прикрепляем под портретами. (А.С.Пушкин-1799-1837,И.А.Крылов1769-1844, Л.Н.Толстой-1828-1910)

- Один портрет остался не угаданным. Чей портрет мы видим? Кто это? (Иван Яковлевич Билибин, иллюстратор)

- Как вы думаете, почему же я повесила его портрет рядом с портретами великих русских писателей? ( Он сделал иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина)

-Что такое иллюстрация? Для чего нужна? (Помочь понять пояснить или дополнить содержание текста)

-Вам было задано на дом подготовить биографию этого иллюстратора. Давайте послушаем Алину.

2 задание: соединить название произведения с его автором. ( На листочках написаны названия произведений. Дети их читают и называют автора )

(если ученики сделали правильно, получают жетон)

3 задание. - А сейчас попробуем сами сочинить стихотворение, переделав данный текст, то есть вам нужно правильно собрать строчки, чтобы получилось правильное стихотворение великого писателя. (восстановить стихотворение)


То, как путник запоздалый,

То заплачет, как дитя,

Буря мглою небо кроет,

То по кровле обветшалой

К нам в окошко постучит.

Вдруг соломой зашумит,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,


Правильно:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.


-Как называется стихотворение и кто автор?(Александр Сергеевич Пушкин) Какое настроение у Пушкина? В стихотворении говорится, что буря. Посмотрим в окно. Какая сегодня погода? Что можете сказать?

4 задание. . Слушаете рассказ и узнать о каком писателе идет речь. Слушаете до конца, кто узнал поднимаете руку (на фоне плавной музыки рассказ о писателе).

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу, было запрещено. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чистая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд - вот и всё, что можно увидеть, если заглянуть в широкие ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу. Говорит, что хочет учить их грамоте.

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко - редко какой грамотей находился в деревне. И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Граф вышел на крыльцо - плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка оробели, когда он окинул их острым взглядом из - под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил - и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой же встречи началась дружба. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. Меня зовут ..., так и зовите.

-Как звали учителя? (Лев Николаевич Толстой)

-Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

Граф Толстой играл со своими учениками. Давайте мы тоже поиграем в одну из его игр. Мы с этой игрой с вами уже знакомились.

Игра «Метелица».


Вдоль по улице метелица метёт,

Скоро все она дорожки заметёт.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметёт.


(Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристёгивают.)


Запряжём мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей.


(Дети вприпрыжку бегают всё скорее и скорее.)


Рысью друг за другом поспешим

И скорёхонько до леса докатим.

Ай, жги, ай, жги, говори.

И скорёхонько до леса докатим.


(Внезапно останавливаются, идут медленнее — приехали в лес.)

Топорами мы ударим дружно в раз,

Только щепочки по лесу полетят.


(Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов все устали от работы.)


А из леса мы тихонечко пойдём

И в ладоши так пришлёпывать начнём.

А ногами-то притоптывать все в раз.

Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.


 5 ЗАДАНИЕ По предложенному плану определи произведение, напиши его название и автора. Восстанови последовательность пунктов плана, расставляя цифры в окошечках. Работаем только по интерактивной доске.

Название ______________________ автор ________________________

 Артиллерист стреляет из пушки.

 Купание в паруснике.

 Мальчики увидели акулу.

 Остановка корабля.

 Появление акулы.

 Спасение мальчиков.

 Мальчики плавают.


6 задание. – Ответить как называются произведения, отрывки из которых прочитаете? И найти эти строчки в учебниках.

  1. «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море». («Акула» Л.Н.Толстой)

  2. «Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет» ( «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин)

-К какому жанру относится это произведение? (сказка в стихах)

  1. «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.» («Чиж и «голубь» И.А.Крылов)

  2. «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье». («Лев и собачка»)

- Какое впечатление произвел на вас это произведение?

«Собачка умерла, а лев не выдержал разлуки с ней, и умирает тоже.» - Лев Толстой изобразил льва как человека и показал, как он переживает горе, утрату. Чтобы не было равнодушных и безжалостных людей.

- Представьте на минуту, что будет с людьми, если исчезнут добро, красота, любовь.

Хаос – на первое место встанут все отрицательные эмоции. (все человеческие пороки .)

-Останутся только недостатки. О недостатках людей через животных нам какой жанр произведения показывает? (Басня)

-Кто из великих писателей пишет басни?

7 задание. «Творчество Ивана Андреевича Крылова»

- К какому литературному жанру относятся произведения И.А.Крылова?

-В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а... (иносказательно).- Какой прием используют писатели в баснях, что бы показать недостатки людей? (Иносказание)

-Какие качества высмеиваются в баснях? (В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень, глупость и т.д.)

- Какие добрые, положительные качества вы знаете?( Доброта, любовь, уважение, радость. и т.д.

Узнай басню по морали. Ответы пишем на листочках.

  • Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!». («Чиж и Голубь»)

  • «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)

  • «Когда в товарищах согласья нет,

на лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука». ( «Лебедь, рак и щука»)


8 задание. Слушаем отрывок из басни и записываем на листочках название.

  1. «Ворона и Лисица»

2. «Чиж и Голубь»

3. «Квартет»

9 задание. «Творчество Александра Сергеевича Пушкина»

Викторина по биографии А.С.Пушкина . Ученики записывают ответы на листочках и показывают учителю.

  • Где родился Пушкин? (в Москве)

  • Когда он родился? (6 июня 1799)

  • Назови язык, которым первым овладел А.С.Пушкин? (французский)

  • Как звали няню Пушкина?(Арина Родионовна)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте сейчас мы подведем итоги нашему уроку. Посчитаем наши жетончики.

- Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время нашего урока.

- С каким впечатлением уходим с урока? Какой смайлик вы можете сегодня выбрать и почему?

Я благодарю вас за отличные знания, за чёткую и быструю работу.

Дом.зад.- Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Чтобы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?

-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне хочется, чтобы вы проанализировали свои собственные мысли и поступки. На партах каждого из вас лежат листочки, попытайтесь быть честными с самим собой, напишите те поступки и тёмные мысли, которые бы вы хотели оставить. Будьте уверены, если вы честно и правдиво подойдёте к оценке себя, то сможете стать лучше( уч-ся под музыку заполняют карточку).

- Ребята, сложите ваши листочки так, чтобы никто не видел, что вы написали. У некоторых народов в древности было поверье: если ты хочешь, чтобы с тобой чего-то никогда не повторилось, сожги вещь, предмет, который напоминает тебе об этом, а пепел разбросай по ветру. А мы разорвём листочки на маленькие кусочки и бросим перед выходом из класса. Оставим за порогом тёмные мысли, дурные поступки и тогда обязательно придёт вам удача и счастье.

Я надеюсь, что герои прочитанных произведений научили нас доброте, состраданию, уважению.

И в завершение я хочу прочитать такие слова.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть.

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

На досуге я рекомендую почитать книги великих русских писателей.

На этом урок окончен. Всем спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!