2.Вхождение в тему урока | - Сегодня мы с вами окунемся в мир сказки. Но не простой, а симфонической, музыкальной. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? - Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая от слова симфония. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. - Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. | -Ответы детей. -Дети обращают внимание на экран (слайд «Симфонический оркестр») -Учащиеся рассматривают на экране из чего состоит «симфонический оркестр» - На доске – определение тембра – окраска звука | - Личностные УУД: развитие доброжелатель- ности и эмоциональной отзывчивости. Информационные УУД: показать портрет С. Прокофьева, презентация Информационные УУД: плакат «Симфонический оркестр» |
3. Углубление в тему Домашнее задание | -С. Прокофьева «Петя и волк». Композитор сочинил эту сказку в 1936 году всего лишь за 4 дня!!! Что же необычного в этой сказке, что она стала знаменита на весь мир??? В отличие от оперы, где артисты поют свою тему, в симфонической сказке С. Прокофьева темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра. Сюжет сказки рассказывает рассказчик, а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты. Давайте скорей познакомимся с героями сказки и их музыкальными темами. - Обратите внимание на то, что у каждого персонажа есть свой музыкальный инструмент. И это не случайно. Композитор заставил «говорить» героев сказки языком музыкальных инструментов. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос – тембр, как говорят музыканты. Поэтому мы никогда не спутаем голос скрипки и пианино, голос гитары и баяна и т.д. Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим иллюстрации, познакомимся с персонажами, и послушаем темы главных героев. -Сейчас мы прослушаем симфоническую сказку « Петя и волк »Слушайте внимательно, после прослушивания вам необходимо ответить на вопрос: какие темы подобрал композитор каждому герою? - Давайте остановимся на каждой теме поподробнее: 1) Слушаем тему Пети. Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие инструменты исполняют тему Пети? А знаете ли вы как играть на: скрипке, виолончели, контрабасе? - Покажите движениями рук, как на них играют. –Кто хочет побывать в роли Пети? (вам необходимо с помощью движений передать настроение Пети) 2) Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). - Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Слушание темы дедушки. - Какой же характер у дедушки? - В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Фагот-инструмент, исполняющий тему Дедушки (густой, низкий). –Кто хотел бы побывать в роли дедушки, передать его походку, настроение? 3) Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? Слушание темы птички. - Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички. 4) Звучит тема кошки. Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Почему вы решили, что это кошка? Какой у нее характер? Тему Кошки исполнял инструмент кларнет (показываю как на нем играют). -Кто желает показать жестами, как движется это персонаж? 5) Слушание темы уточки. Кого из героев сказки изображает эта мелодия? Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой. - Покажите движениями рук, как на играют на этом муз. инструменте. 6) Кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема? Какой характер у этого героя? Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Волка. 7). Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы забыли упомянуть? Слушают тему охотников (выстрелы охотников изображают ударные инструменты: литавры и большой барабан). Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему охотников. - Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке. -Ребята пока мы разбирались с героями нашей сказки у нас перепутались муз. инструменты. -Ваша задача определить к какому герою принадлежит какой инструмент. - С помощью родителей вам необходимо дома самостоятельно просмотреть «Симфоническую сказку» до конца. | -Слушают информацию о возникновении симфонической сказки. -Знакомятся с героями сказки и их музыкальными темами. -Рассматривают каждого персонажа и его музыкальный инструмент. -Слушают отрывок из симфонической сказки. -Птичка, утка, кошка, дедушка, волк , Петя , выстрелы охотников. - Петя – главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. И это неслучайно. Ведь Петя – мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Тему Пети исполняют струнные смычковые инструменты: скрипка, альт и виолончель. -Ответы детей. -Сердитый. -Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. -Показывают дедушку. -Птичка. Мелодия звучала быстро. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками. - Дети под музыку имитируют игру на флейте. -Кошка. - Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный. - Под музыку изображают образ утки. -Уточка. Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает. -Показывают как играть на гобое. - Волк. Характер страшного волка изображают валторны. -Показывают. - Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли из ружей. -Дети изображают игру на инструменте. исполняющего тему охотников. -Определяют какой инструмент принадлежит какому герою. -Записывают домашнее задание. | - Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них. - Регулятивные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию. Личностные УУД: уважительное отношение к произведениям разных видов искусства. Коммуникатив- ные УУД: уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения. Познавательные УУД пластическая импровизация - игра на скрипке Познавательные УУД: если б я был композитором… Познавательные УУД: пластическая импровизация - игра на флейте Познавательные УУД: драматизация персонажа Кошка Коммуникативные УУД: участие в коллективном исполнении произведения. Личностные УУД: интерес к различным видам творческой деятельности. |