Конспект коррекционного занятия по песочной терапии
«В поисках радуги»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: гармонизация эмоционально-волевого состояния детей, развитие познавательных процессов ( память, внимание, восприятие, воображение, воображение, мышление, речи, мелкой моторики, тактильные ощущения).
Материалы к занятию: песочниц, кукла«Песочная фея», конверт- телеграмма, листок ; цветы с тактильными покрытиями,«живой»песок, следы кляксы, зонтик, Клякса, речной песок,сундук, ключ, картинка радуги, цветной песок- (манка); музыкальное и интерактивное сопровождение.
Ход занятия
Психолог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! Сегодня мне из Песочной страны от Песочной феи пришла срочная телеграмма. Сейчас мы ее прочтем.
Психолог читает телеграмму: Помогите! Помогите! Быстрее, быстрее меня к себе вызовите! Песочная фея. Какая странная телеграмма. Что же нам дети делать?
Дети: (Ответы детей)
Психолог ( ритуал «входа» в Песочную страну): Конечно, мы сейчас Песочную фею вызовем сюда и все выясним,чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди,
Песочная фея, приди!
Звучит музыка. Психолог берет в руки куклу – Песочную фею.
Психолог: Откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, кто к нам пришёл?
Дети: (Ответы детей)
Психолог: Давайте для нашей гостьи повторим правила Песочной страны.
Музыка затихает. Дети вместе с психологом повторяют правила поведения в песочной стране:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить -
Горы, реки и моря – Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать, Ничего не разорять!
Это мирная страна. Дети, поняли меня?
Рассказ Песочной феи: Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы получили и прочитали мою телеграмму. Вы не представляете, что случилось с моей страной. В нашей песочной стране побывала Черная клякса и перекрасила радугу в черный цвет. Не будет в нашей стране больше добра, тепла и света!
Психолог:А что случится без ярких красок, ребята?
Дети: (Ответы детей)
Психолог: Не волнуйся Песочная фея, мы с ребятами поможем твоей стране вернуть на небо разноцветную радугу. Поможем дети?
Дети: (Ответы детей)
Психолог: Дети, волшебная фея оставила нам волшебный листок, чтобы нам найти дорогую.
Психолог: Ты лети, лети, листочек, Мимо елок, мимо кочек, Покружи, покружи Нам тропинку покажи.
Звучит музыка. Говорят все вместе и показывают движения.
Психолог: Ребята, мы пришли с вами на цветочную полянку. Взгляните, чем украшена полянка?
На полу расположены цветы с различными тактильными покрытиями: горох, гречка, рис.
Дети: цветами!
Психолог: Выберите себе любой цветок, потрогайте его пальцами и скажите какой он на ощупь?
Дети: (Ответы детей).
Психолог: Возьмите свой цветок, найдите песок, такого же цвета, как ваш цветок. А сейчас, мы ненадолго станем волшебниками. Мы будем лепить волшебные цветы из песка, но не из простого песка, а из «живого».
Садятся за столы- лепят цветы. Звучит музыка.
Психолог:Какие цветы у вас получились?
Дети: (Ответы детей).
Психолог:Какое настроение у было у вас, когда вы лепили цветок из песка?
Дети: (Ответы детей).
Психолог:Возьмите, смайлики и изобразите Ваше настроение на лице.
Дети изображают радость, удивление, огорчение.
Психолог:Ребята, посмотрите, что это, как вы думаете, чьи это следы?Психолог показывает на следы Кляксы на полу.
Дети: (Ответы детей).
Психолог:А я думаю, что это следы Кляксы, вы со мной согласны.Давайте посмотрим, может, под ними спрятаны краски радуги?
Дети смотрят вместе с психологом под следы.
Психолог:Но там ничего нет. Краски мы с вами не нашли. Где наш волшебный листок? Ты лети, лети, листочек, Мимо елок, мимо кочек, Покружи, покружи Нам тропинку покажи.
Звучит музыка. Говорят все вместе и показывают движения.
Психолог:Куда привел нас листочек?
Дети: (Ответы детей).
Психолог:Прислушайтесь, как журчит ручей?
Дети: (Ответы детей).
Психолог:Давайте спросим у ручейка, где краски радуги?
Дети: (Ответы детей).
Ручей: Я не знаю. Может, мои капельки вам подскажут. Возьмите их и попробуйте подняться высоко в небо. Возможно, там вы найдете разноцветную радугу.
Психолог:Ребята, смотрите на капельки и повторяйте за ними.
Физминутка «Капелька» (на экране). Дети имитируют, что поднимаются высоко в небо.
Раздается грохот грома. Появляется - клякса.
Психолог: Ой ребята, что это ?! Скорее идемте ко мне.
Клякса: Ха-ха-ха! Здесь нет радуги! Здесь мои черные тучи. Сейчас я вас оболью своей черной водой! (брызгает на детей водой, дети убегают и закрываются ярким зонтиком).
Психолог:Ребята спрячемся скорее от Кляксы под ярким зонтиком.
Клякса: Ой, боюсь, боюсь ярких цветов. Убегаю, убегаю.
Психолог: Где же нам найти краски радуги? Давайте обратимся к нашему волшебному листочку! Ты лети, лети, листочек, Мимо елок, мимо кочек, Покружи, покружи Нам тропинку покажи.
Звучит музыка. Говорят все вместе и показывают движения.
Психолог с детьми подходит к песочнице.
Психолог: Ребята, волшебный листочек привел нас к песочной стране.
Что это? Дети?
Дети: (Ответы детей).
Психолог:Как Вы думаете, в этом сундуке Клякса могла ли спрятать волшебные краски радуги?
Дети: (Ответы детей).
Психолог:Куда же она подевала ключ от сундука?
Дети: (Ответы детей).
Психолог:Попробуем, найти ключ ребята, в песочной стране. Искать надо двумя пальчиками.
Дети с психологом ищут в песке, что спрятала Клякса, и находят ключ от сундука. Дети подходят к сундуку и открывают его.
Психолог: Что в сундуке?
Дети: (Ответы детей).
Психолог:Посмотрите на экран ребята.
Лунтик: Ребята , что вы знаете о радуге? Какие цвета радуги Вы знаете?
Психолог:Молодцы ребята!Посмотрим, что Лунтик, знает о радуге?
Психолог: Давайте сами попробуем раскрасить радугу!
На экране Лунтик рассказывает о радуге.
Психолог: Ребята , давайте вы цветным песком раскрасим радугу. Садитесь за столы, возьмите разноцветный песок и украсьте радугу!!!
Дети садятся за столы. Звучит музыка.
Психолог:Какая чудесная радуга у вас получилась! Молодцы!Посмотрите на Песочную Фею, она повеселела.
По окончании работы психолог предлагает детям вытереть руки влажными салфетками.
Песочная фея: Какая красивая стала опять моя страна, к ней вернулись яркие краски, она теперь еще лучше прежней. Спасибо вам, ребята, вы спасли мою страну.
Рефлексия занятия
Психолог: Сегодня мы с вами, мои милые волшебники, встретились с кем?
Дети: (Ответы детей)
Психолог: как мы помогли ей? Как вы думаете, у жителей Песочной страны какое сейчас настроение? А у вас?
Дети: (Ответы детей)
Психолог(ритуал «выхода» из Песочной страны): Но у каждой сказки есть конец, вот и наша сказка окончилась.
В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!
После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочной страной. Звучит музыка.