Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 105 «Лесная сказка»
муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: «Зима. Автоматизация звука [с] в слогах и словах»
для детей старшего дошкольного возраста
Овсянникова А.Е.
учитель-логопед
г. Симферополь
2017 г.
Программное содержание:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с];
Упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах
и словах;
Продолжать учить определению наличия и место звука в
слове;
Упражнять в правильном употреблении форм родительного
падежа имен существительных;
Продолжать учить подбирать однокоренные слова к слову
«снег»;
Развивать целостное восприятие, внимание, память, мимическую и мелкую моторику.
Материалы и оборудование:
презентация, ноутбук; разрезная картинка «Снеговик»; набор снежинок; набор парных предметных картинок со звуком [с] в названии (с изображением тучки или снежинки с обратной стороны); предметные картинки для определения места звука в слове; основа снежинки, пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нити для лучиков.
1. Организационный момент.
Логопед. Посмотрите, кто-то нам прислал письмо. Давайте его прочитаем.
Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку.
Вы догадались, от кого письмо? (От снеговика).
Логопед. А вот и он сам, в окошко заглядывает и приглашает тебя на прогулку.
2. Основная часть
Давай подразним снеговика. Улыбнитесь ему и покажите,
какие у вас ровные зубки (упражнение «Забор»). А теперь покажем ему язычок, плоский как лопата (упражнение «Лопата»). Подуем на язычок, покажем снеговику, что с ветерком мы очень дружим (упражнение «Ветерок» ). Уберем язычок за зубки и покажем, какие они у нас чистые (упражнение «Почистим нижние зубки».)
А теперь оставим язычок за нижними зубами, сомкнем зубы, улыбнемся и пустим ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У нас получился любимый звук снеговика. Давайте его послушаем.
Аудиозапись «Снег скрипит».
Пройдемся по снегу и послушай, как он скрипит. Делаем шажок и произноси звук [с] в конце каждого моего слова: ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., авто-бу.., анана.. .
Дети договаривают каждое слово звуком [с] и при этом делают шаг.
Посмотрите, как много снега! Давайте поиграем в снежки.
Слепим из снега снежок и бросим его подальше: ас
Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог.
Делаем следующий снежок: ыс (Аналогично обыгрываются слоги ос, ус, эс, ис.)
Похрустим снежком и послушаем, о чем он нам расскажет.
Иско-иско-иско — зимой солнце низко.
Аска-аска-аска — вокруг из снега сказка.
Исто-исто-исто — снег все спрятал, чисто.
Дети повторяют за логопедом слоговые ряды, после чего логопед договаривает чистоговорку.
Посмотрите, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуем их поймать, но ловим снежинку только тогда, когда услышим в слове звук [с].
Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима...
Посмотрите, снега стало намного больше! Из него можно еще одного снеговика слепить.
Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик».По ходу работы логопед задает вопросы: Кого ты слепил? (снеговика); из чего ты слепил снеговика? (из снега); если снеговик из снега, значит, он какой? (Снежный.)
Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег падает из тучки. Нам нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной стороне подошли друг к другу, были парой.
Перед детьми в два ряда лежат картинки: первый ряд — «тучки» — картинки одного комплекта, второй ряд — «снежинки» — картинки второго комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить.
Пары: лиса — слон, кастрюля — сковорода, сыр — колбаса, свитер — сарафан, самосвал — пупс, автобус — самолет.
Пары составлены. Лиса около кого? Самосвал около .., сыр около ... и т.п.
А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие сугробы. Посмотрите внимательно, на что
похожи эти сугробы?
Ребенок. На куст, на слона, на снеговика.
Логопед. А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, конце или середине слова?
(Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус).
Спрячь картинку под нужный сугроб.
Какая странная снежинка к нам прилетели. Какая она?
Ребенок. Грустная.
Логопед. Покажите, какая она грустная.
Ребенок. Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка должна быть лучистая, узорная.
Логопед. Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово — слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть — это слово «снежинка». Давай продолжим.
Комок из снега ... (снежок).
Девочка из снега ... (снегурочка).
Человечек из снега ... (снеговик).
Баба из снега ... (снежная баба).
Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник).
На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг снежинки.
Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи как.
3 Заключительная часть
Итог занятия.
Логопед. Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. А снежинку можно взять с собой? А почему нельзя?
Ребенок. Растает.
Логопед. Пусть она останется на улице, вместе со снеговиком. А развлекать их будет звук, который тебе сегодня помогал на занятии. Что это за звук?
Ребенок. С-с-с.