МБУДО «Дом детского творчества №4»
Адрес: ул. Мориса, 82а, г. Новокузнецк, Кемеровская область
План-конспект занятия по вокалу
«Весело- грустно»
подготовила
педагог дополнительного образования
Арышева Светлана Ивановна
г. Новокузнецк
2017
Направленность: художественно-эстетическая
Электронное методическое пособие ориентировано на обучающихся первого года обучения (6 -7 лет)
Цель: Знакомство с понятиями мажор и минор как важного средства выражения различных настроений.
Задачи:
Формировать и развивать представления о различиях веселого и грустного настроения в музыке.
Развитие навыков воспроизведения признаков веселого и грустного настроения посредством собственной мимики и интонации
Развивать слуховое восприятие посредством музыкальных произведений
Развитие музыкального слуха
Развитие памяти, внимания, мышления
Воспитание терпения
Способ организации деятельности обучающихся:
Групповая
Форма проведения: занятие- репетиция.
Оборудование занятия:
Фортепиано;
Музыкальная аппаратура;
Сборник нот;
Фоннограмы.
Ход занятия
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.
- А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?
- В чем заключается разница между этими приветствиями?
1.Организационный момент, введение в тему:
Музыкальное приветствие.
Педагог: поет Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте Светлана Ивановна!
Педагог: Музыкальное приветствие поется два раза: сначала в мажоре,а затем в миноре.
- А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе?
-В чем заключается разница между этими приветствиями?
Дети: Второе приветствие звучит необычно, печально, грустно.
Педагог: Правильно. Первое приветствие прозвучало в веселом настроении, а второе в грустном.
Сегодня мы поговорим о настроении в музыке!
2.Основная часть.
Педагог: Эти настроения в музыке выражают понятия «лад» «мажор» и «минор». Скажите ребята вы слышали когда нибудь эти слова? (ответы детей)
Педагог: Ребята как вы думаете что такое «лад»,какое еще похожее слово вы знаете?(ответы детей)
Правильно ладить- значит соглашаться, а в музыке это когда звуки дружат друг с другом, ведь если они не будут ладить что получиться?
(Дети подходят к фо-но играют в 4 руки какафонию)
Педагог: Вот и получилась у вас не музыка, а какой то , разлад, зазвучали звуки как говорят кто в лес, а кто по дрова.
Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.
А теперь я вам расскажу что такое «мажор» и «минор», это значит весело и густно.
Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.
Я - Мажор, бегу, кричу,
Я - Минор, иду, грущу,
Я - Мажор, смеюсь, шумлю,
Я - Минор, шепчу и сплю,
Я - Мажор, весёлый гном,
Я не плачу под дождем,
Я - Минор, печальный гном,
Грустный прихожу я в дом.
Я - Мажор, как помидор:
Красный, очень яркий,
Белым назовем Минор,
Как подснежник в парке.
Интересный разговор?
Вот ребята мы узнали
Про минор и про мажор!
- Веселый Мажор дружит с грустным Минором. И за то, что они ладят друг с другом их называют : Мажорный лад и Минорный лад.
- А сможете ли вы сами узнать Мажора и Минора в музыке? (ответы детей, комментарии) Давайте попробуем!
Педагог исполняет песню А.Филиппенко «Веселый музыкант» а потом песню В.Витлина «Серенькая кошечка»
Педагог: Ну что ребята узнали?( ответы детей
Какое настроение у первой песни? А у второй?
Дети: У первой песни радостное настроение, веселое жизнерадостное,а у второй грустное, задумчивое.
Педагог: молодцы ребята! Значит первая песня в каком ла(ответы детей- в мажорном ладу)а вторая ? (ответы детей- в минорном ладу)
А теперь давайте распоемся тоже сначала в мажоре а потом в миноре.
(Пропевается мажорный звукоряд – со словами: «К нам весна уже приходит, солнца луч глядит в окошко» - тональность «До мажор» и «Ля минор с повышенной седьмой ступенью»)
Педагог: Мы с вами распелись, разогрели наш голос, а теперь послушайте новую песню, которую мы сегодня будем учить она называется «Мажор и минор»
Педагог исполняет песню Н.Тананко-«Мажор и Минор».
Далее разучивании 1 куплета песни и разбор мелодии.
Вокально-хоровая работа над песней «Здравствуй мир», разучивание второго куплета.
Динамическая пауза. Педагог предлагает выполнить движения со словами под музыку.(на выбор детей)
Еще раз исполняется песня «Здравствуй мир».
3 Итог занятия. Рефлексия.
Педагог: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия?
Что нового вы сегодня узнали?
Чем отличаются мажор и минор?
Что такое лад?
Помогла ли нам музыка прочувствовать веселое и грустное настроение?
Педагог : Наше занятие подошло к концу, Сегодня мы все хорошо поработали. Мне очень понравилось как вы сегодня на уроке ладили друг с другом.
Пускай всегда в вашей жизни – дома, в школе – все будет ладно!
Звучит музыкальное прощание. Дети прощаются с педагогом поют «До свидания»