СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект+раздаточный материал. Повторительно-обобщающий урок по теме: « СССР в 1953-1980 годах. От «оттепели» к «застою»»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект+раздаточный материал повторительно-обобщающего  урока по теме: « СССР в 1953-1980 годах. От «оттепели»  к «застою»», рекомендую провести, получится очень необычно и интересно. Раздаточный материал прилагается.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по истории»

Дата _________________________

№ урока____________


Повторительно-обобщающий урок по теме: « СССР в 1953-1980годах. От «оттепели» к «застою»»

Цели:

1. Образовательные: обобщение и систематизация изученного по теме СССР в 1953-1980годах. От «оттепели» к «застою»»

2. Развивающие: формирование компетенций: информационной (поиск нужной информации в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); ценностно-смысловой (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем); коммуникативной (способы взаимодействия в группе, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

3.Воспитательные: воспитание толерантности.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся продемонстрируют свои знания дат, терминов, исторических личностей и умение работать с историческим документом.

Оборудование и материалы.

Компьютер, проектор, интерактивная доска, элементы презентации по теме, раздаточный материал.

Методы: словесные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковый

Тип урока: актуализации знаний и умений (урок повторения)


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Класс делится на две группы по 8 человек (группы должны быть одинаковые по силе обучаемости). В конце урока каждый капитан группы оценивает своих членов группы. Капитана оценивает учитель, по тому, как сработала его группа.

  1. Основная часть.

На уроке будут использованы задания, которые дают возможность обучающимся поработать с хронологией, фактами, объяснить понятия, термины, а также задания связанные с картой и с источниками.

Слово учителя:

Мы с вами на прошлых уроках постарались дать характеристику двум периодам, которые серьёзно отличаются друг от друга.

Сегодня на уроке актуализации знаний и умений, т.е. уроке повторения мы обобщим и систематизируем изученную тему


1. Задание: определите о каких исторических периодах будет идти разговор на уроке, назовите годы, правителей этих периодов.


Карточка 1.

……… () - советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. - Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г. г. - председатель Совета Министров СССР. С деятельностью …,.… связано развенчание культа личности Сталина и период оттепели в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии. (оттепель 1953-1964гг. Хрущёв)


Карточка 2.

……. () - с 1966 по 1982 г. - ген. сек. ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. ….. — первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 - член Президиума ЦК КПСС. В мае 1960 г. …… избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 - секретарь ЦК КПСС.

На Октябрьском пленуме ЦК (1964) он был избран первым секретарём ЦК КПСС. В 1966 г. 23-й съезд КПСС восстановил должность Генерального секретаря ЦК КПСС, пленумом ЦК КПСС им был избран ….. (был номинальным правителем). Правление называют эпохой «застоя». (Брежнев, 1964-1982гг., период застоя)



2. Задание: «Разминка»

Задание на карточке. Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки. Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)


Задания:

  1. Работа с хронологией



1. Какое из названных событий произошло раньше других?

А) начало реабилитации жертв политических репрессий

Б) отмена карточной системы

В) запуск первого искусственного спутника Земли

Г) ХХ съезд КПСС

Ответ: Г)


2. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) начало освоения целинных земель

2) принятие Конституции «развитого социализма»

3) избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС

4) создание Совета Экономической Взаимопомощи

Ответ: 3)

3. Когда состоялся XX съезд КПСС?

1)1945г.

2) 1947г.

3) 1953г.

4) 1956г.

Ответ: 4)

4. Афганская война

А) 1969 - 1979гг.

Б) 1979—1989гг.

В) 1982 – 1989гг.

Г) 1985 – 1985гг.

Ответ: Б)

5. Установите соответствие между датами и событиями, процессами:

А) 1957 г., 1961 г. 1) участие советских войск в афганской войне

Б) 1953 г., 1957 г. 2)принятие Конституции СССР, внесение в нее поправок

В) 1977 г., 1990 г. 3)борьба за власть после смерти Сталина

Г) 1979 г., 1989 г. 4)достижения в освоении космоса

5)освоение целинных земель, кукурузная эпопея

Ответ: А Б В Г

4 3 2 1

6. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) ввод советских войск в Афганистан (1979-1989гг.)

Б) Карибский кризис (1962г.)

В) создание Организации Варшавского Договора (1955г.)

Г) подписание советской делегацией Хельсинкских соглашений (1975г.)

Ответ: В,Б,Г,А


II. Работа с фактами.

1. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран:

1) Л.П. Берия 2) Г.М. Маленков

3) В.М. Молотов 4) Н.С. Хрущев

Ответ: 4

2. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил:

1) Н.И. Рыжков

2) Н.А. Вознесенский

3) А.Н. Косыгин

4) В.М. Молотов

Ответ: 3

3. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических кораблей?

1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау

2) С.П. Королев, В.Н. Челомей

3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов

4) А.С. Яковлев, А.Н. Туполев

Ответ: 2

4. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:

А) А.Т. Твардовский 1) «Живые и мертвые»

Б) Б.Л. Пастернак 2) «Архипелаг ГУЛАГ»

В) К.М. Симонов 3) «Василий Теркин»

Г) А.И. Солженицын 4) «Доктор Живаго»

Ответ: А Б В Г

3 4 1 2

III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их объяснением:

А) конверсия 1) принятие решения на основе

Б) депортация общего согласия

В) консенсус 2) перевод военных предприятий на

Г) приватизация выпуск мирной продукции

3) перевод государственной

собственности в частную

4) насильственное переселение

5) обесценивание денег

Ответ: А Б В Г

5 4 1 3

2. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое Советским Союзом от Германии в послевоенные годы, называлось:

1) контрибуцией

2) репарациями

3) реабилитацией

4) репатриацией

Ответ: 2

3. Понятие «реабилитация» впервые вошло в жизнь советского общества:

1) во второй половине 1940-х гг.

2) в середине 1950-х гг.

3) в конце 1960-х гг.

4) во второй половине 1980-х гг.

Ответ: 2

4. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?

1) диссидентами

2) космополитами

3) лишенцами

4) анархистами

Ответ: 1

IV. Крылатые высказывания

1.Кому принадлежит высказывание:

«догнать и перегнать Америку»

Ответ: (Н.С.Хрущёв)

«экономика должна быть экономной».

Ответ: (Л.И.Брежнев)


3. Задание: Работа со схемами»

Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.

1 группа: Кто принимал участие в борьбе за власть после смерти И.В.Сталина?

Ответ – Берия, Маленков, Хрущёв.

2группа: Какие формы протеста появлялись в СССР не согласных с советской политикой.

Возникновение форм протеста и несогласия в обществе – движение диссидентов

Появление «самиздат» национальное религиозное правозащитное

4 Заполнить картосхему

Вопросы:

- историческая личность и человек культуры

Брежнев Л.И. Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1966 по 1982 год.

Хрущёв  Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, 


Высоцкий советский актёр, поэт и автор-исполнитель песен[3], автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987,посмертно).


Эрнст Неизвестный  советский и американскийскульптор. Участник Великой Отечественной войны.



- Дать определение:

- «застой» - период 1965–1980 гг. называют эпохой Брежнева, а на языке перестройки – периодом застоя.,

- «оттепель» - название перемен в социальной и культурной жизни СССР, начавшихся после смерти И. В. Сталина (1953 г.) и связанных с именем Н. С. Хрущева («хрущевская оттепель»).

- «культ личности» - возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола ,

- «карибский кризис» - исторический термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическоеи военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года, которое было вызвано размещением США ядерного оружия в Турции в 1961 году и впоследствии тайной переброской и размещением на Кубе военных частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к глобальной ядерной войне. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом», в США распространено название «Кубинский ракетный кризис» )



Определить даты –

1955 – 1965года - освоение целинных земель,

 1—2 июня 1962 года- массовое выступление рабочих в г.Новочеркаске и их расстрел,

 19651970 годах.  - «золотая» пятилетка,

12 апреля 1961 года - полет в космос человека.


5. Работа с документом

- на основании документа учащиеся должны проанализировать эпоху:

1953-1964 гг., 1964-1982



Из доклада Хрущёва

«Нам нужно решительно раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы….. Вести борьбу против всяких попыток возродить его…. Проводить работу по соблюдению принципа коллективности руководства…. Полностью восстановить Ленинские принципы советского социалистического демократизма. Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление ».


- название периода – «оттепель»

- глава государства - Н.С.Хрущёв - о каком событии идет речь – выступление Хрущёва на 20 съезде ЦК КПСС в 1956году.



Из доклада Л.И.Брежнего

С конца 1960-х и до конца 1970-х гг. конфронтация сменилась «разрядкой» международной напряженности. СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путём.

- название периода - «застой»
- глава государства - Л.И.Брежнев - о каком событии идет речь – политика разоружения, потепления в отношениях между СССР и США.



6. Работа с фото

Подписать фотографии и ответить на поставленные вопросы:

Вопросы:

1. Что вы знаете об изображённых людях на иллюстрации?


- Алекса́ндр Иса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын

— русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960—1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.



Андре́й Дми́триевич Са́харов - советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Общественный деятель, диссидент и правозащитникнародный депутат СССР. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. За свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград и премий и


  1. Что их объединяло?

Выступали в защиту прав человека.


  1. О чём писал Солженицын?

Правдиво описывал положение русского народа. Критиковал политику партии

.

  1. В чём была принципиальная разница в их мировоззрении политических подходах?

Сахаров – лидер правозащитного движения, которое спонсировалось западом.

Солженицын – был всецело за русский народ.

  1. Дальнейшая судьба Сахарова и Солженицына?

Сахаров в 1980 году был выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы.

Солженицын был выдворен из страны.






7. Работа с картой



  1. Отметить на карте страны, которые принимали участие в «карибском кризисе»

Ответ: США, СССР. Куба и Турция.



  1. Отметить на карте страны, которые принимали участие в Афганской войне.

Ответ: военный конфликт на территории Демократической республики Афганистан (Республика Афганистан с 1987 года) между правительственными силами Афганистана иОграниченным контингентом советских войск с одной стороны и многочисленными вооружёнными формированиями афганских моджахедов («душманов»), пользующихся политической, финанcовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и консервативного исламского мира с другой стороны.


8. Дебаты

Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?

Ответ: Плюсы:

1. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества.

2. Принятие «Программы мира», основной тезис которой – предотвращение войны между государствами с различными социальными системами.

3. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.

4. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов.

5. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить.

6. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город.

7. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения.

8. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).

9. Освоено 30 млн га целинных земель.

10. Приоткрылся «железный занавес», оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу.


Ответ: Минусы:


1. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере.

2. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140!

3. Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И не выполнил…

4. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности.

5. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил…

6. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом.

7. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота.

8. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма.

9. Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза».

10. Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров).


Учитель задает вопросы

На экране памятник Хрущёву.


Вопрос: Кто является скульптором этого монумента

Ответ: Эрнст Неизвестный


Вопрос: Вспомнить, что сказал о Хрущёве Эрнст Неизвестный.

Ответ: Я и сам до конца не понял, что в нем больше хорошего или плохого.





9. Вопросы для дискуссии:


- Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?


- Что принесло разочарование?


- Период правления Л. И. Брежнева, почему ваши родители, бабушки, дедушки считают этот период наиболее благополучным для себя и до сегодняшнего дня сожалеют о его утрате?


- В какой из исторических периодов хотели бы жить вы? Обоснуйте свой выбор.


- проанализируйте понятия «оттепель» и «застой», определите, почему именно они характеризуют эти исторические периоды.


Слово учителя: подвести итог.

Итоги: Мы сегодня на уроке закрепили и систематизировали знания по теме: «СССР в 1953-1980годах. От «оттепели» к «застою»». Наш урок был направлен на целенаправленное формирование системы знаний, на развитие аналитического, логического мышления, применение знаний по данной теме, что особенно важно в дальнейшем при подготовке к экзаменам. Мы закрепили основные умения и навыки, необходимые при их сдаче.

Каждый капитан группы оценивает своих членов группы. Капитана оценивает учитель, по тому как сработала его группа.







Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКА:

Повторительно-обобщающий урок по теме: « СССР в 1953-1980годах.

От «оттепели» к «застою»»


Карточка - тест № 1

1). Задание на карточке.

Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки.

Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)


  1. Работа с хронологией


1. Какое из названных событий произошло раньше других?

А) начало реабилитации жертв политических репрессий

Б) отмена карточной системы

В) запуск первого искусственного спутника Земли

Г) ХХ съезд КПСС


2. Когда состоялся XX съезд КПСС?

1)1945г. 2) 1947г. 3) 1953г. 4) 1956г.


3. Установите соответствие между датами и событиями, процессами:

А) 1957 г., 1961 г. 1) участие советских войск в афганской войне

Б) 1953 г., 1957 г. 2)принятие Конституции СССР, внесение в нее поправок

В) 1977 г., 1990 г. 3)борьба за власть после смерти Сталина

Г) 1979 г., 1989 г. 4)достижения в освоении космоса

5)освоение целинных земель, кукурузная эпопея


II. Работа с фактами.

1. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран:

1)Л.П. Берия 2)Г.М. Маленков 3)В.М. Молотов 4)Н.С. Хрущев


2. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических кораблей?

1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау

2) С.П. Королев, В.Н. Челомей

3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов

4) А.С. Яковлев, А.Н. Туполев


III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их объяснением:

А) конверсия 1) принятие решения на основе

Б) депортация общего согласия

В) консенсус 2) перевод военных предприятий на

Г) приватизация выпуск мирной продукции

3) перевод государственной

собственности в частную

4) насильственное переселение

5) обесценивание денег


2. Понятие «реабилитация» впервые вошло в жизнь советского общества:

1) во второй половине 1940-х гг.

2) в середине 1950-х гг.

3) в конце 1960-х гг.

4) во второй половине 1980-х гг



IV. Крылатые высказывания


1. Кому принадлежит высказывание:

«экономика должна быть экономной».

____________________________________________________________________



Карточка - тест № 2

1). Задание на карточке.

Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки.

Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)


  1. Работа с хронологией


1. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) начало освоения целинных земель

2) принятие Конституции «развитого социализма»

3) избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС

4) создание Совета Экономической Взаимопомощи


2. Афганская война

А) 1969 - 1979гг. Б) 1979—1989гг. В) 1982 – 1989гг. Г) 1985 – 1985гг.

3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) ввод советских войск в Афганистан

Б) Карибский кризис

В) создание Организации Варшавского

Г) подписание советской делегацией Хельсинкских соглашений


II. Работа с фактами.


1. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил:

1) Н.И. Рыжков

2) Н.А. Вознесенский

3) А.Н. Косыгин

4) В.М. Молотов


2. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:

А) А.Т. Твардовский 1) «Живые и мертвые»

Б) Б.Л. Пастернак 2) «Архипелаг ГУЛАГ»

В) К.М. Симонов 3) «Василий Теркин»

Г) А.И. Солженицын 4) «Доктор Живаго»


III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений


1. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое Советским Союзом от Германии в послевоенные годы, называлось:

1) контрибуцией

2) репарациями

3) реабилитацией

4) репатриацией


2. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?

1) диссидентами

2) космополитами

3) лишенцами

4) анархистами


IV. Крылатые высказывания


1. Кому принадлежит высказывание:

«догнать и перегнать Америку»



2). Задание: Работа со схемами»

Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.


Кто принимал участие в борьбе за власть после смерти И.В.Сталина?


2). Задание: Работа со схемами»

Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.


Какие формы протеста появлялись в СССР не согласных с советской политикой.





























КАРТОСХЕМА № 1



назвать

Историческую личность, кем был



определить понятия «застой»






1955 – 1965года





назвать

Историческую личность, кем был


«культ личности»






1965—1970 годах.





КАРТОСХЕМА № 2


назвать

Историческую личность, кем был



1—2 июня 1962 года





«оттепель»






назвать

Историческую личность, кем был


12 апреля 1961 года







«карибский кризис»







4) Работа с документом

- на основании документа учащиеся должны проанализировать эпоху:


1) «Нам нужно решительно раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы….. Вести борьбу против всяких попыток возродить его…. Проводить работу по соблюдению принципа коллективности руководства…. Полностью восстановить Ленинские принципы советского социалистического демократизма. Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление ».


- название периода________________________________________________


- глава государства________________________________________________


О каком событии идет речь________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


4) Работа с документом


- на основании документа учащиеся должны проанализировать эпоху:



СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.


- название периода_________________________________________________


- глава государства_________________________________________________


О каком событии идет речь_________________________________________





5) Работа с фотоиллюстрацией



Вопросы:

  1. Что вы знаете об изображённом человеке на иллюстрации?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что его объединяло с академиком Сахаровым?

______________________________________________________________________________________________________________________


  1. О чём писал Солженицын?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чём была принципиальная разница в их мировоззрении политических подходах?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дальнейшая судьба Солженицына?

______________________________________________________________________________________________________________________










5) Работа с фотоиллюстрацией




Вопросы:

  1. Что вы знаете об изображённом человеке на иллюстрации?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Что его объединяло с писателем Солженицыным?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Чем прославился Сахаров?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В чём была принципиальная разница в их мировоззрении политических подходах?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Дальнейшая судьба Сахарова?

______________________________________________________________________________________________________________________









6) Работа с картой



Отметить на карте страны, которые принимали участие в «карибском кризисе».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6) Работа с картой



Отметить на карте страны, которые принимали участие в Афганской войне.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







7) Дебаты

Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?


(написать на большом листе выйти и зачитать вслух)






7) Дебаты

Что принесло разочарование в период правления Н. С. Хрущева?

(написать на большом листе

выйти и зачитать вслух)














В какой из этих периодов хотели бы жить вы? Обоснуйте свой выбор.



















Период правления Л. И. Брежнева, почему ваши родители, бабушки, дедушки считают этот период наиболее благополучным для себя и до сегодняшнего дня сожалеют о его утрате?





1. Задание: определите о каких исторических периодах будет идти разговор на уроке, назовите годы, правителей этих периодов.


Карточка 1.


……… () - советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. - Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г. г. - председатель Совета Министров СССР. С деятельностью …… связано развенчание культа личности Сталина и период оттепели в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии.

--------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------







1. Задание: определите о каких исторических периодах будет идти разговор на уроке, назовите годы, правителей этих периодов.


Карточка 2.

……. () - с 1966 по 1982 г. - ген. сек. ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. ….. — первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 - член Президиума ЦК КПСС. В мае 1960 г. …… избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 - секретарь ЦК КПСС.

На Октябрьском пленуме ЦК (1964) он был избран первым секретарём ЦК КПСС. В 1966 г. 23-й съезд КПСС восстановил должность Генерального секретаря ЦК КПСС, пленумом ЦК КПСС им был избран ….. (был номинальным правителем). Правление называют эпохой «застоя».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!