СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект познавательного занятия "На простор речной волны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,

- закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,

- продолжать способствовать пониманию ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности,

- воспитывать уважение к окружающим, заботу о них,

-воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного занятия "На простор речной волны"»

ОГКУСО СРЦН «Радуга»


Воспитатель

Ильмукова Алефтина Анатольевна


Конспект познавательного занятия «На простор речной волны».


Цели:

- расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,

- закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,

- продолжать способствовать пониманию ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности,

- воспитывать уважение к окружающим, заботу о них,

-воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.


Материал к занятию: карта России, бумажные куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, чувашей, русских), национальные детские костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские), женские украшения, д/игра «Назови правильно», фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы), д/игра «Назови одежду», «Узнай растение», «Чей головной убор».


Лексика: волжане, Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство, Русь деревянная.


Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в краеведческий музей, в мини-музей д/с.


Ход занятия:


В группу приносят телеграмму «Встречайте, скоро буду. Почемучка».

Ребята, к нам в гости едет Почемучка! Кто он?

Как вы думаете, зачем он приезжает?


Слышится звук подъезжающего автомобиля. Стук в дверь. Появляется Почемучка:

Здравствуйте, ребята. Меня зовут… (дети – Почемучка)

Почемучка, а почему тебя так назвали?


Почемучка:

А потому, что я все время задаю всем вопросы. И у вас тоже хочу спросить. Почему вы здесь собрались? А где вы живете?

А что такое Тольятти, Волга, Россия? Почему вы себя называете волжанами? А почему Россию называют многонациональной страной?


Ребята:

Почемучка, если ты хочешь узнать что-нибудь, то мы приглашаем тебя совершить вместе с нами путешествие по русской реке Волге.


Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.


Почемучка:

А где протекает Волга? Где она родилась?

Приглашаем тебя к карте.


Ребенок:


Скатываясь с древнего Валдая,

Через Нижний, прямо на Увек,

Все спешит, спешит, в себя вбирая

По пути семь тысяч рек,

Меж болот, из мелкого колодца

Ручеек, не умолкая, льется.

Неприметен чистый ручеек,

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдешь его через дощечку,

А глядишь – ручей разлился в речку. (С. Маршак)

Все мне ясно, а почему говорят, что на Волге живут разные народы?

Ты задал правильный вопрос, Почемучка. Россия – самая большая страна в мире, посмотри на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А мы живем на Волге и потому нас называют волжанами. На берегах Волги, Почемучка, живут (дети прикрепляют маленькие фигурки) мордва, татары, чуваши, русские, другие народы.

Как много и какие все красивые.

Почемучка, а ты посмотри на нас внимательно, что-нибудь замечаешь необычного?

Ой, и правда, ребята, вы одеты необычно. А почему?

А это секрет, оставайся с нами и мы тебе все покажем и расскажем.


Звучит чувашская народная мелодия. Девочка, одетая в чувашский национальный костюм, приглашает детей и Почемучку на посиделки (все приглашения на чувашском языке с переводом). Их встречает хозяйка в национальном чувашском костюме и рассказывает о своем народе.


Д/игра «Назови одежду». П/игра «Скок-перескок» (на какую русскую игру похожа?).


Почемучка:

Как интересно, и необычно. Спасибо вам, ребята! А у меня для вас письмо.


Воспитатель читает: «Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех». Перевод.

Ребята, Почемучка, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.


Хозяйка приглашает на татарском языке с переводом:


Пошмак су, почерек су

Син мине яхиш то

Битяэрем аллансын

Кулларым ачарсым.


Хозяйка приглашает, дети рассматривают ее одежду, называют ее.

А что еще на голове носят татарские женщины? (Калфан) А мужчины? (Тюбетейки)

Дети, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?

А как пьют чай татары? (Из пиалы, крепко заваренный и наливают понемногу)

А я приготовила вам игру «Найди головной убор». П/игра «Каравай».


Радыхнын, турган конеэ

Без петердек ах калаг

Менэ тундый кинлектэ

Менэ тундый торлыктэ

Менэ тундый тэбэнэк

Ак калаг ат калаг

Телегэнецне алда кач!

Спасибо, хозяюшка, загостились мы у тебя! До свидания.


Почемучка:

Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята?

Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.


Волшебный ларец:

Позвони в бубенец,

И попали во дворец.

Открывается палата,

Посмотрите, чем она богата?

Нет ли там чудовищ?

Много ли сокровищ? (Да)

Сейчас мы это узнаем!


Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских женщин.

Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины) А женщины какой национальности?

Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?

А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)

А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?

Дети, а чем отличается природа Мордовии от Татарстана, Чувашии.


Д/игра «Что растет?». П/игра «Раю-раю».


Почемучка:

Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня.


Воспитатель:

Почемучка, посмотри на ребят и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах.

Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.


Дети приглашают в гости к бабушке Лие.


Встречает хозяйка: «Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях! Для дорого гостя - и ворота настежь!»


Воспитатель:

Видим, что рады вы нам!

Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки, которые смастерил мой хозяин Егор.


Ребенок:


Русь деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.


Почемучка:

А вы, ребята, какую-нибудь песню знаете?

Да! Про блины. (Песня «Блины»)


Воспитатель:

Дети, а когда у нас на Руси пекут блины? (На масленицу)


Почемучка:

А почему Русь деревянной называют?

Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (хозяйка все показывает и нахваливает).


Воспитатель:

Почемучка, тебе ребята приготовили загадки, а ты должен отгадки найти здесь, в избе.


В лесу кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (Топор)


Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)


Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)


Почемучка:

А теперь я вам загадаю, отгадка тоже здесь, в избе.


Что за урод, нога и рот,

Ничего не вижу, ртом таскаю

Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)

Молодцы! А еще я слышал, что на гуляньях русский народ всегда частушки поет.

Да, мы тоже частушки знаем!


Я пойду, разойдуся

По зеленой, по траве,

Заиграли гармонисты,

Все волнуется во мне.


Эй, девчушки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!


Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире,

Не одна плясать пойду,

Нас идут четыре.


Мы в Тольятти родились,

И в Тольятти мы живем,

Мы – девчоночки-волжанки,

И нигде не пропадем!


Этот город, что на Волге,

Был Татищевым открыт,

Где теперь мы строим «Лады»

И на всю страну гремим!


Хозяйка:

На Руси сейчас идет масляная неделя. Сегодня вторник – заигрыш. Вот и поиграем с вами в игру «Русский хоровод».


Хозяйка:


Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов,

Не найду едоков.

Хозяйку потешьте –

Блинов моих поешьте.

Не красна изба углами –

Красна пирогами.


Дети:

Спасибо вам, хозяюшка, наделил бы вас господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.


Почемучка:

Вот здорово-то как!


Воспитатель:

Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат!»

А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)

Ребята, по масляной неделе завтра среда-сластена. Вот и приглашают хозяйки всех жомов, где мы были, нас на чаепитие за стол, за угощение.


Хозяйки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.