СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ, с элементами ТРИЗ технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие«Волшебный мир стекла» (старшая логопедическая  группа). Знакомство детей со способами изготовления стекла и его свойствами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ, с элементами ТРИЗ технологий.»

Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ, с элементами ТРИЗ технологий.

«Волшебный мир стекла» (старшая логопедическая группа)

Цель: Знакомство детей со стеклом и его свойствами

Задачи:

* Образовательные:

- знакомство детей со способами изготовления стекла

- правилам обращения со стеклом

* Развивающие:

- развитие внимания, наблюдательности.

- обогащение образной речи, словарного запаса по теме «Стекло».

- развитие слухового внимания на примерах звучания стеклянных предметов.

- ассоциативного мышления, творческого воображения.

*Воспитательные:

- воспитание интереса к окружающему миру.

- эстетическое отношение к миру.

Материал: Стеклянные прозрачные стаканы по количеству детей; мелкие игрушки; набор «Коллекция стекла»; разноцветные стекла по количеству детей; ёмкость с водой; три различные вазы; мыльные пузыри, трубочки для коктейля на каждого ребенка; дидактическая игра «Часть и целое. Вазы»; картинки-схемы «Свойства стекла»; листы бумаги для рисования, различные изобразительные средства (карандаши, фломастеры, краски и пр.);

компьютерная презентация «Мир стекла».

Ход занятия: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. Сегодня мы с вами будем исследователями, а вот что мы будем исследовать, вы узнаете чуточку позже, но для начала сделаем зарядку для ума и настроимся к занятию. Поиграем в игру «На что это похоже». Воспитатель показывает карточки с изображёнными на них схемами, дети высказывают свои варианты. Например:

или

В: - Молодцы, дети, столько интересных вещей увидели.

А вот и наш волшебный сундучок как вы думаете, предметы из какого материала там могут быть? (варианты)

 (определяют, что в сундучке предметы из стекла. - Сегодня мы отправимся в волшебный мир стекла и будем исследовать его свойство узнаем много нового и удивительного. Приглашаю вас волшебную лабораторию.

- Очень много предметов делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем одно из свойств стекла!

(Дети рассматривают стакан с игрушкой внутри)

-Скажите стакан пуст или нет?

- Что вы видите? (дети называют)

- Почему вы видите игрушку? (потому, что стекло прозрачное)

- Где используют это свойство? Где вы еще видели прозрачное стекло? (стёкла в машине, градуснике, аквариуме и пр.)

- Правильно, молодцы! Чтобы запомнить это свойство стекла, я предлагаю прикрепить на доску картинку-подсказку, чтобы нам было легче запоминать свойства стекла. (ребёнок прикрепляет картинку «Стекло прозрачное»).

- А продолжим наши исследования в «видео лаборатории».(демонстрационном зале)

Дети рассаживаются за стол, на столе расположены ИКТ, на экране презентация.

- Где можно обнаружить стеклянные предметы? (ответы детей)

- Посмотрите, ребята, какие могут быть изделия из стекла: посуда, стеклянные скульптуры, а ещё сейчас модно делать из стекла некоторую мебель: столы, стеллажи, для этого используют специально очень прочное толстое стекло (обратить внимание детей на 2 слайд)

- Стеклянных предметов и изделий очень много, всё не перечислить, а про некоторые я знаю загадки. Вы отгадываете, и если ответ правильный, на экране появится этот предмет. (слайд 3)

1. Бабушка Варвара 2. У Золушки с ножки

Всюду их искала Свалилась случайно

Не залезла чуть в трубу Была не простою она

А они нашлись на лбу! (Очки)  А хрустальной. (Туфелька)

3. Вот стеклянный пузырёк 4. Стеклянный домик на окне

А живёт в нём огонёк С прозрачною водой

Днём он спит, а вечером проснётся, С песком и камешком на дне

Ярким пламенем зажжётся (Лампочка)  И рыбкой золотой

(Аквариум)

5. Вот стеклянный карандаш 6. Глядись в меня

Он в беде помощник наш Хоть целый день

Определит без докторов Коль на себя

Кто заболел, а кто здоров. (Градусник ) Смотреть не лень (Зеркало)

- Какие вы молодцы – всё правильно отгадали.

- Ребята, у нас в детском саду есть коллекция стекла. Посмотрите, здесь есть образцы светлого и цветного стекла.

- Где вы видели разноцветные стёкла? Где их используют? ( посуда, оформление дверей, в церкви, в калейдоскопе) (слайд 4)

- А теперь возьмите образцы в руки и определите, какое стекло на ощупь?. (гладкое, холодное, скользкое)

(воспитатель показывает образцы, разные по толщине)

- Посмотрите, а эти стёкла одинаковые? Что их различает? (одно толстое, а другое тонкое)

- Ребята, что случится, если уронить или бросить стеклянную вещь? (разобьётся)

Если оно может легко разбиться, значит оно какое? (хрупкое) (ребенок прикрепляет картинку- подсказку «Стекло хрупкое»)

- А что делать если стекло разбилось, расскажет (ребенок…:

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

- А теперь давайте продолжим выяснять, какими ещё свойствами обладает стекло.

- Ребята, назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду? (называют)

Я предлагаю вам налить воду в стеклянные стаканы и посмотреть, что будет. (дети наливают) Пропускает ли стакан воду? (Нет)

- Вода через стекло не проникает, значит стекло водонепроницаемое. Давайте скажем вместе это трудное слово водонепроницаемое. В любую стеклянную посуду мы можем налить воду? (Да)

Стекло водонепроницаемое, и это ещё одно его свойство! (ребенок прикрепляет картинку-подсказку «Стекло водонепроницаемое»)

- Где его используют? (посуда, окна)

- Есть у стекла ещё одно интересное свойство. Давайте подойдём к столику. Что это? (вазы)Послушайте – тишина, (стучу) что вы услышали? (звук).

А теперь, попробуйте вы извлечь звук, только осторожно, не забывайте, что стекло хрупкое.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть. Посмотрите, сколько у меня красивых и разных ваз, послушайте, как звенит каждая из них. Запомнили? А теперь, закройте глаза, я дотронусь до вазы, а вы угадайте, какая ваза «звучала»(вазы пронумерованы).

- Итак, давайте повторим это свойство стекла (стекло издает звук) (ребенок прикрепляет соответствующую картинку-подсказку)

- Приглашаю вас опять в видео лабораторию.

- Посмотрите, сколько много стеклянных изделий. (слайд 5) Где можно увидеть такое большое их количество? (В магазине, в музее, на выставке)

А ещё такое большое количество стеклянных изделий можно увидеть в специальном цеху по изготовлению предметов из стекла.

- Как вы думаете, чем было стекло раньше? (предположения детей)

- Мы снова обратимся к нашей коллекции. Посмотрите, здесь представлены материалы, из которых делают стекло: песок, немножко мела, и соды. Под действием высокой температуры эти материалы превращаются в стеклянное тесто (дети рассматривают образцы, воспитатель продолжает рассказывать)

Посмотрим, как делается стеклянная ваза. (слайд 6) Раньше вазу выдували, как мыльный пузырь, из стеклянного теста, жидкого стекла. Этот труд не был похож на забаву или игру. От печи исходил такой жар, что люди обливались потом. Глаза болели от ослепительного света. Чтобы выдуть стеклянный пузырь-вазу, надо было напрягаться изо всех сил. В наше время песок, мел, соду смешивает машина, и эти материалы сами отправляются в огромную печь –«вариться». Другие машины делают посуду и прочие нужные вещи: вазы, оконное стекло и прочее.

- Хотите превратиться в стеклодувов? Сейчас мы будем выдувать прозрачные шарики с использованием мыльных пузырей. Делаем глубокий вдох носом, долгий и плавный выдох через рот, собрав губы трубочкой. Молодцы! Вы настоящие стеклодувы!

- Мы уже с вами сказали, стекло хрупкое. Посмотрите (следующий слайд 7, что случилось с вазой (разбилась)

Что от неё осталось? (осколки) Не приятная ситуация, правда? Можно ли всё исправить и сделать как было? (Нет)

Что можно сделать с осколками? (варианты детей)

-У меня для вас есть вазы, но вот беда – вазы раскололись на мелкие осколки, но эти вазы можно починить, собрав осколки в правильном порядке (дети «собирают» вазы – играют в дидактическую игру «Часть и целое. Вазы»)

- Ребята, мы с вами выяснили сколько много свойств имеет стекло, давайте повторим их, а помогут нам в этом картинки-подсказки. (дети повторяют свойства стекла, о которых говорили на протяжении всего занятия)

Вы знаете, время не стоит на месте, люди всё время что-то придумывают, создают. Посмотрите, что придумали современные архитекторы, (слайд 8) как вы думаете, что это?(стеклянный дом)

- Скажите, что хорошего в таком доме? (мысли детей)

-А что в таком доме может быть плохого (ответы детей)

- Кто может жить в таком доме кроме людей?

- Если дом из стекла, какие жители там могут жить? Жители из чего? А что они там могут делать? (высказывания детей)

- Ребята, чтобы этот дом не пустовал, давайте пофантазируем и нарисуем стеклянных человечков и поселим их туда. (Дети приступают к работе)

(воспитатель обращается к гостям) – Ну, что ж, уважаемые гости, коллеги, сейчас у нас начался творческий процесс, и мы с вами прощаемся. Если вам угодно позже мы вам покажем, что у нас получилось! Всего доброго!