СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект практикума для родителей "Подросток и родители. Как не потерять контакт?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить родителей умению  безконфликтного  общения со своими детьми. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект практикума для родителей "Подросток и родители. Как не потерять контакт?"»

"Родители и подростки. Как не потерять контакт?"

Цели:

- объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей;

- научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим на тему "Родители и подростки. Как не потерять контакт?". Эта тема актуальна была, есть и будет в любые времена.

Я рада приветствовать Вас! Мы с вами обсудим разные ситуации и поделимся друг с другом секретами воспитания.

И начнем мы с вами с простой детской игры «Ты катись веселый мяч»

Игра

Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам

У кого остановился

Тот на вопрос ответит нам…

Вопросы:

  1. Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)

  2. Какие виды поощрения Вы используете в воспитании?

(Похвала, одобрение, подарки)

  1. Как Вы относитесь к наказанию детей?

  2. Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?

  3. Как Вы относитесь к физическому наказанию?

  4. Какие меры наказания положительно влияют на ребенка?

  5. Может ли наказание сформировать нежелательные черты характера ребенка?

  6. Что эффективнее – похвала или наказание?

  7. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?

  8. Что Вы можете сказать о поощрении и наказании словами народной мудрости? Всегда ли это верно?

«Детей наказывай стыдом, а не кнутом».

«Не спеши карать – спеши миловать».


Упражнение «Измятое лицо» (шаблон лица ребенка)

Какими словами мы чаще всего обижаете ребенка?

Каждый из участников говорит слова и мнет «лицо», в конце шаблон разглаживается. Психолог обращает внимание на «шрамы», которые остаются не только на лице, но и в душе ребенка.

Папа вазу опрокинул

Кто его накажет

“Это к счастью,

Это к счастью!”

Всё семейство скажет

Ну, а если бы к несчастью

Это сделал я.

“Ты разиня,

Ты растяпа”

Скажет мне семья…

СИТУАЦИИ:

  • Ребенок плюнул в другого, на что мимоходом сказали "нельзя этого делать"; он разбил вазу, и его наказали сурово. Что ребёнок понял? Можно оскорблять, но нельзя наносить урон имуществу.

  • Ребенок вытоптал соседскую грядку с цветами, на что в лучшем случае следует равнодушное "нельзя", а то и вовсе не делается никакого замечания. Он потерял 10 рублей - его наказали. Что ребенок понял?

В сознании ребенка откладывается: чужое - можно, свое – нельзя

Упражнение-активизация

Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)? (выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень.

  • Рот – чтобы не ругался и не кричал;

  • Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

  • Уши – чтобы не слышали лишнего;

  • Руки – чтобы не дрались;

  • Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;

  • Душу – чтобы не страдала.



После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), психолог обращается к участникам с вопросами:

  • Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!

  • Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!

  • Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

  • Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

  • Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скованна!

После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.

«Ничто не кажется человеку страшнее, чем отвержение, жестокость и отсутствие любви». Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая может привести подростка к возникновению суицидальных намерений.

Упражнение “В лучах родительского солнца”.

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!



  • Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.

  • На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»

  • Давайте вновь сядем в круг и посмотрим, что у нас получилось.



Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких- либо условий, безусловно.

А хотелось бы закончить наш практикум притчей:

“Как-то раз папа вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт восьмилетний сын. 
– Папа, можно у тебя кое-что спросить? 
– Конечно, что случилось? 
– Пап, а сколько ты получаешь? 
– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то, 500. А что?
–Пап, ты можешь занять мне 300?
– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот.– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег".
Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся. 
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот… Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот..
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, – ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами…”
Порой мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. «Каждый ребёнок – это сосуд, который нужно наполнить любовью». Я желаю, чтобы ваши дети были наполнены вашей любовью. Любите и будьте любимы.

А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!