"Родители и подростки. Как не потерять контакт?"
Цели:
- объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей;
- научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим на тему "Родители и подростки. Как не потерять контакт?". Эта тема актуальна была, есть и будет в любые времена.
Я рада приветствовать Вас! Мы с вами обсудим разные ситуации и поделимся друг с другом секретами воспитания.
И начнем мы с вами с простой детской игры «Ты катись веселый мяч»
Игра
Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам
У кого остановился
Тот на вопрос ответит нам…
Вопросы:
Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)
Какие виды поощрения Вы используете в воспитании?
(Похвала, одобрение, подарки)
Как Вы относитесь к наказанию детей?
Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?
Как Вы относитесь к физическому наказанию?
Какие меры наказания положительно влияют на ребенка?
Может ли наказание сформировать нежелательные черты характера ребенка?
Что эффективнее – похвала или наказание?
Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?
Что Вы можете сказать о поощрении и наказании словами народной мудрости? Всегда ли это верно?
«Детей наказывай стыдом, а не кнутом».
«Не спеши карать – спеши миловать».
Упражнение «Измятое лицо» (шаблон лица ребенка)
Какими словами мы чаще всего обижаете ребенка?
Каждый из участников говорит слова и мнет «лицо», в конце шаблон разглаживается. Психолог обращает внимание на «шрамы», которые остаются не только на лице, но и в душе ребенка.
Папа вазу опрокинул
Кто его накажет
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа”
Скажет мне семья…
СИТУАЦИИ:
Ребенок плюнул в другого, на что мимоходом сказали "нельзя этого делать"; он разбил вазу, и его наказали сурово. Что ребёнок понял? Можно оскорблять, но нельзя наносить урон имуществу.
Ребенок вытоптал соседскую грядку с цветами, на что в лучшем случае следует равнодушное "нельзя", а то и вовсе не делается никакого замечания. Он потерял 10 рублей - его наказали. Что ребенок понял?
В сознании ребенка откладывается: чужое - можно, свое – нельзя
Упражнение-активизация
Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)? (выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень.
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
Душу – чтобы не страдала.
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), психолог обращается к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скованна!
После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.
«Ничто не кажется человеку страшнее, чем отвержение, жестокость и отсутствие любви». Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая может привести подростка к возникновению суицидальных намерений.
Упражнение “В лучах родительского солнца”.
Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.
На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»
Давайте вновь сядем в круг и посмотрим, что у нас получилось.
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких- либо условий, безусловно.
А хотелось бы закончить наш практикум притчей:
“Как-то раз папа вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт восьмилетний сын.
– Папа, можно у тебя кое-что спросить?
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь?
– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то, 500. А что?
–Пап, ты можешь занять мне 300?
– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот.– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег".
Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот… Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот..
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, – ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами…”
Порой мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. «Каждый ребёнок – это сосуд, который нужно наполнить любовью». Я желаю, чтобы ваши дети были наполнены вашей любовью. Любите и будьте любимы.
А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!