СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект разработки "Музей проживания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке внеклассного мероприятия представлен опыт проведения "Музей проживания исторического события"

Просмотр содержимого документа
«Конспект разработки "Музей проживания"»

Автор: Нагорнова Елена Александровна, учитель технологии МБОУ «СОШ № 108», г. Трехгорный

Конкурс

методических проектов по краеведению

с использованием нестандартных форм организации обучающихся







В

неклассное мероприятие







к 200-летию Бородинской битвы

в Отечественной войне 1812 года

А

втор: Нагорнова Елена Александровна,

учитель технологии МБОУ «СОШ № 108»

Квалификационная категория: высшая




















г. Трехгорный, 2013 г.


Методическая разработка «Урока мужества»

внеклассного мероприятия для обучающихся 8-11 классов,

посвященная 200-летию Бородинской битвы Отечественной войны 1812 года







Уходят отцы наши, деды,

Все тоньше истории нить.

Но знамя великой победы

Завещано всем нам хранить…

А.М. Комаров


Сегодня много говорят о том, что  современная молодежь недостаточно патриотична, что для нее это просто навязанное обществом качество, смысла которого она не понимает. Воспитание поколения патриотов – это дело не одного дня. Сейчас в школах необходима целая система патриотического воспитания молодежи, которая должна предусматривать формирование и развитие нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения детей. Одной из задач для классного руководителя является организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников через развитие ученического самоуправления.

Одним из направлений этой работы должно стать воспитание детей на героических примерах из русской истории. Это возможно осуществлять через деятельность, направленную на изучение богатого исторического наследия русского народа с целью формирования исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний, например, об Отечественной войне 1812 года. Одной из форм творческой работы с обучающимися можно выбрать Музей проживания.

Что значит – Музей проживания? Музей носит такое название потому, что   каждый  «экспонат» музея не просто создается руками учащихся в сотрудничестве с родителями и учителями, а сопровождается глубоким, всесторонним изучением предмета: целью появления, историей существования, внешнего вида, личностями, связанными с ним, ролью в Отечественной войне 1812 года. Создание каждого «экспоната» сопровождала серьезная работа учащихся с информационными источниками, встречи со специалистами в данной области знания,  виртуальное посещение музеев, интернет-переписка с военно-историческими клубами, участвующими в ежегодных реконструкциях Бородинского сражения, встречи с интересными людьми, работа  на мастер-классах и многое другое.

Цель музея: формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубленного изучения истории первых гвардейских полков русской армии (на примере истории Лейб-гвардии Преображенского полка).

Задачи:

  1. изучить историю и боевой путь первого гвардейского полка русской армии, принимавшего участие в Бородинской битве 1812 г.;

2. изучить особенности форменной одежды рядовых солдат Преображенского полка в период войны 1812 года;

3. по историческим чертежам и рисункам разработать выкройки и форменную одежду образца 1812 года для взвода девушек, участвующих в ежегодном городском смотре строя и песни допризывной молодежи;

4. изучить виды оружия, разработать чертежи и изготовить макеты ружей и пушки образца 1812 года;

5. изучить тактику и стратегию ведения боя в 1812 году, подготовить и провести фрагмент реконструкции Бородинской битвы.

Описание методики

Создание музея проживания – это кропотливая работа с текстами. Работа с информацией, полученной при прочтении текста - это возможность ведения открытого диалога по проблемам, волнующим детей, взрослых. Деятельность по созданию музея начинается с поэтапного и постепенного введения понятий: «музей», «экспонат», «экскурсовод», «экскурсия», «экспозиция»; осмысление термина «проживание». Делается акцент на вопросах: «Зачем люди создают музеи?» и «Что такое «Музей проживания»?»

Осуществление нетрадиционного подхода к работе с детьми основывается на их интересе к исследовательской деятельности, дает возможность раскрытия и самореализации каждого ребенка. В основе данной технологи лежит деятельностно-компетентностный подход. Создать такие музеи могут дети разных возрастов.

Музей проживания – это музей-мастерская. В музейной экспозиции могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту. Работы могут выполняться как коллективно, так и индивидуально. При этом у детей повышается мотивация к самосовершенствованию, развиваются творческие, личностные качества, развиваются навыки работы в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль и т. д.), умение находить множество способов решения проблем и навыков публичных выступлений в роли экскурсовода.

Примером подобного мероприятия может служить Музей проживания «Лейб-гвардии Преображенский полк». Работа по созданию экспозиции проводится по этапам: подготовительный этап, ассоциативный, работа с текстами и информацией по группам, работа по созданию экспонатов, разработка памятки для экскурсовода (подготовка презентации), создание экспозиции, презентация, рефлексия и общий вывод через «открытый диалог».

Предварительная работа с обучающимися по созданию «экспонатов» музея организуется по принципам деятельности, связанной с проектно-исследовательской работой в школе. Проекты могут иметь разный масштаб – от класса до всей школы – и разную продолжительность – от урока до учебного года. Желающие могут работать по группам или в одиночку. Музей - это один из способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Участники проектов делятся на группы по интересам: группа сбора информации в Интернете, группа сбора информации в печатной литературе (журналы, книги и др.), группа переписки с военно-историческими клубами, группа проектировщиков, группа конструкторов, группы по практическому исполнению макетов вооружения и изготовления формы и т. д.

Учитель не только организует работу обучающихся в отдельных группах, но и координирует совместную работу детей, родителей и учителей-помощников. Здесь важную роль играет разработка заданий для каждой из групп. Технология, используемая при этом учителем-организатором, - это технология критического мышления (вызов, осмысление, размышление).

Для полного осмысления и проживания вся полученная информация по проектам перерабатывается и на совместных встречах (они могут проходить в форме круглого стола) раздается фрагментами текстов участникам групп, подготавливается . Им предлагается вчитаться в предложенные фрагменты. Далее дети и взрослые-участники проектов должны попытаться проиллюстрировать тем или иным способом полученные фрагменты информации, подумать о том, что могло предшествовать описанным событиям, попытаться представить себе, что будет с героями дальше. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы стало возможным погружение в историю России, русской армии, историю гвардейских полков и т. д.

По окончании таких встреч каждая из групп должна представить результат совместной работы: эскизы, рисунки и т. д. При этом становится важным не только совместное осмысление полученной информации, но и то какие эмоции переживает каждый из участников проектов. А в итоге создаются «экспонаты» музея, способные наиболее точно передать атмосферу изучаемого периода, при этом становится возможным сопереживать героям Отечественной войны 1812 года. Каждый участник работы над проектами получает возможность сложить прошлое и настоящее в одно целое, обогащая его мыслями, эмоциями и переживаниями большого количества людей.

Одну из главных ролей играли группы практического изготовления макетов вооружения и формы рядовых солдат Преображенского полка 1812 года (технические и технологические группы детей и взрослых). Таким образом, проекты явились результатом коллективных усилий исполнителей, а на завершающем этапе деятельности необходимо провести рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Заключение

Итогом проведенной работы стало открытие музея проживания 28 апреля 2012 года в нашей школе под общим названием «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».

История Бородинской битвы Отечественной войны 1812 года в музейной экспозиции 8 «В» класса (см. приложение 1) была представлена в картах военных действий, в репродукциях портретов ведущих военачальников с русской и французской стороны художников 19 века, картах основных мест сражения, репродукцией одежды русских солдат Преображенского полка и французских солдат 46 и 61 пехотных полков, макетах вооружения (ружья, тесаки, пушка и многим другим). Всю подготовительную, исследовательскую и практическую работу обучающиеся провели совместно с учителями и родителями.

Каждый «экспонат»  сопровождался исследовательской работой обучающихся и предполагает публичную защиту во время экскурсионных обозрений. По окончании презентации каждый желающий имел возможность примерить на себя элементы формы солдат, вооружение и части солдатской амуниции рядовых русской или французской армий. В завершение мероприятия на школьном дворе были произведены 3 залпа из макетов пушки и ружей.

Так в процессе создания  Музея «Лейб-гвардии Преображенский полк», при изучении литературы, во время  работы над экспонатами у учеников формируются духовно-нравственные, патриотические качества, которые проявляются в гордости за свою Родину, армию, город, семью,  стремлении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа.


Используемые ресурсы

  1. Булавина Т. А., Захарова Н. И. «Технология музея проживания одного произведения». ГО ЗАТО Свободный, Свердловской области.

  2. Сметанникова Н. Н. Стратегический подход к обучению чтению. – М., 2005. «Школьная библиотека».

  3. Интернет ресурсы:

http://www.travellers.ru/youtube_video-muzejj-prozhivaniya-odnojj-knigi

http://www.bibl-mobl.ru/konkurs/k-muzey-1knigi.doc

























Приложение





























П

риложение 1








































































































Приложение 2

Текст для экскурсоводов


2012 год президентом был объявлен годом истории России. Наша школа работала над проектом «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сегодня мы продемонстрируем вам результат этой работы.

Слайд 2. Многие героические страницы в истории России написаны штыками гвардейцев Преображенского полка. Первые полки петровской гвардии – Преображенский и Семеновский – стали основой для создания регулярной русской армии. Они были сформированы из потешных полков Петра 1. Именно с формирования новой армии началось рождение Российской империи. На слайде вы видите первое знамя Преображенского полка.

Преображенцы очень быстро заработали репутацию «добрых солдат». Этому способствовала ратная слава Азовских походов, суровая школа Северной войны, увенчавшаяся Полтавской викторией, после которой Петр Великий восторженно назвал гвардейцев «Сыны отечества, чада мои возлюбленные!». После смерти Петра близость к трону и привилегированное положение полка привело его к тому, что преображенцы стали мощным и действенным инструментом дворцовых интриг.

Слайд 3. В бурную эпоху дворцовых переворотов все восшествия на престол происходили с непосредственным участием преображенцев. С помощью их на престол взошли Екатерина 1, Елизавета Петровна, Екатерина Великая.

Слайд 4. В истории полка есть такой интересный факт: во времена правления Елизаветы Петровны за преображенцами прочно закрепилось в армейской среде прозвище «Захары» с момента одного из посещений гвардейцев в день празднования именин святых Захария и Елизаветы. С тех пор всем малолетним сиротам-подкидышам, взятым на воспитание полком, всегда давали фамилию Преображенский, а отчество – Захарович.

Слайды 5-7. Самые значительные даты в истории полка вы можете увидеть на экране. Слайд 8. Шефами преображенцев были: Петр 1, . Слайд 9. Вашему вниманию представлено штатное расписание полка на 29.12. 1802 г.

Слайд 10. На протяжении всей своей истории лейб-гвардии Преображенский полк оставался одним из лучших боевых полков российской армии, доказывая свое первенство на полях сражений. Так в трагической для союзной русско-австрийской армии «битва трех императоров» под Аустерлицем в 1805 г. шесть батальонов преображенцев вместе с семеновским полком и десятью эскадронами гвардейской кавалерии отражали натиск двух французских дивизий. Даже когда Наполеон бросил в бой свой личный конвой и мамелюков, гвардейцы выстояли, несмотря на то, что не успели перестроиться в каре.

Почетный караул на церемонии подписания Тильзитского мира составляли батальон Преображенского полка и батальон французской гвардии. Наполеон признал удивительное мужество и стойкость преображенцев. Вручив орден Почетного легиона гренадеру Преображенского полка Алексею Лазареву. Эта сцена детально описана Л. Н. Толстым в романе «Война и мир» - это исторический факт. Слайд 11. А спустя 7 лет, в Бородинском сражении, стойкость русской гвардии вновь поразила Наполеона.

Слайд 11. Преображенский полк находился в резерве, но, несмотря на нанесенные артиллерийским обстрелом серьезные потери, лишь плотнее смыкал свои ряды.

Слайд 12. Вашему вниманию представлены боевые отличия: знамя Лейб-Гвардии Преображенского полка образца 1800 г. Слайд 13. А после битвы под Кульмой в 1813 г. на знамени появилась надпись «За оказанные подвиги в сражении при Кульме». После битвы за Нарву полковые офицеры получили Нагрудные офицерские знаки с надписью «1700 г., ноября 19» (за Нарву)

Слайд 14. За стойкость в битве под Нарвой (1700) преображенцы получили красные чулки, в знак того, что гвардейцы выстояли на флангах «по колено в крови». Несколько лет именно этот элемент обмундирования отличал лейб-гвардию от армейских полков.



Слайд 15. В память о подвигах и боевой славе преображенцев в Москве на Преображенской площади поставлен памятник первому российскому солдату Бухвостову Сергею Леонтьевичу. Слайд 16. Специально для Преображенского полка в 17431754 годах по проекту Михаила Земцова  был построен  Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге (храм не сохранился  — был полностью перестроен после пожара 1825 года архитектором В. П. Стасовым).

Слайд 17. В полку служило много известных людей России. Среди них Зосима – духовный писатель, Бухвостов Сергей Леонтьевич — «первый российский солдат»; Корчмин, Василий Дмитриевич — один из отцов русской артиллерии, сподвижник Петра I, генерал-майор; Лопухин Пётр Андреевич — генерал-адъютант, участник Отечественной войны 1812 года; Мусоргский, Модест Петрович — великий русский композитор, оставил полк, потому что служба мешала его занятиям музыкой; Угрюмов Иван Матвеевич — первый строитель Летнего сада, сподвижник Петра I; Фонвизин, Михаил Александрович — декабрист; Ягужинский, Павел Иванович — генерал-аншеф, сподвижник Петра I и многие другие.

Слайд 18. Как же выглядела форма солдата Лейб-Гвардии Преображенского полка в период? Обмундирование нижних чинов гвардейских пехотных полков в 1812 г. в основном соответствовало армейскому пехотному обмундированию, отличаясь лишь некоторыми элементами отделки и лучшим качеством материала. Рядовым Лейб-Гвардии Преображенского полка полагался короткий мундир фрачного типа образца 1802 года из темно-зеленого сукна с фалдами, обшитыми красным сукном.

Воротник у мундира был стоячий, скошенный, красного сукна. На воротник нашивались в два ряда петлицы из желтого шерстяного басона с красным просветом. На груди, против концов воротника, пришивалось по 6 плоских медных пуговиц. На обоих плечах мундира полагались красные суконные погоны без номеров и литер. Фалды мундира отгибались сзади, чтобы уголки отворотов сошлись между собой, и в этом месте нашивалась пуговица. Такие же пуговицы нашивались сзади, у швов спинки мундира, в месте пришива фалд.

С 1804 года головным убором в полках армии являлся кивер. А с приказом от 1.01. 1812 г. в полках Гвардейской тяжелой пехоты вводился кивер нового образца – «с развалом». Спереди в кармашек кивера вставлялся репеек и султан, также спереди крепилась медная бляха в виде государственного герба из красной меди. Украшением кивера был эттишкет – плетеный подвес, который по бокам украшали кисти на шнурах – кордиганчики.

Слайд 19. Также частью формы были белые панталоны, поверх них надевались черные суконные гетры, застегивающиеся на пуговицы, обязательно полагалась шинель, ранец, портупея белого цвета, патронная сумка. Оружие – винтовка, четырехгранный штык, пехотный тесак. Слайд 20.

Слайд 21. За время существования полка в нем сложились следующие традиции:

  • Все российские государи были шефами полка и числились в нем на военной службе;

  • Командиру полка предоставлялось право входить в царский дворец, в случае необходимости докладывать лично царю;

  • Здороваясь с полками, император только преображенцев называл «братцы»;

  • В Лейб-гвардию Преображенского полка набирали высоких и физически крепких солдат.

  • К XIX веку сложился даже определенный стандарт внешности, по которому подбирали молодых солдат – шатенов с длинными носами.

Слайд 22. Славный, полный мужества и героизма боевой путь полк завершил в 1918 году. Он был расформирован, командиры после революции были расстреляны или эмигрировали за границу. Но ежегодно 2 сентября в нашей стране отмечают День Российской гвардии. И в честь всех гвардейский формирований России мы предлагаем послушать полковой марш Лейб-гвардии Преображенского полка, который сегодня известен как «Встречный марш». (Звучит музыка со слайда).


Наш проект не закончен! Мы продолжим его в следующем году и исследуем историю возникновения названий населенных пунктов Челябинской области, связанных с историей Отечественной войны 1812 года, а затем расскажем Вам!

И в заключение нашей экскурсии по музею Лейб-гвардии Преображенского полка мы предлагаем вам пройти, осмотреть экспонаты, репродукции картин и даже примерить элементы формы, подержать в руках макеты оружия солдат войны 1812 года.


Спасибо за внимание!

10