01.09.2016
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа – интернат
с. Некрасовка
Конспект родительского собрания
"Давайте познакомимся"
Парийчук Александра Михайловна
2016
С. Некрасовка
Тема: «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить родителей с новым миром школы; координация требований семьи и школы.
Задачи: Познакомить родителей с учителем;
Познакомить с трудностями перехода ребенка к школьной жизни и дать рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников.
Познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации первоклассника;
Знакомство с положениями школы;
Анкетирование родителей;
Выбор родительского комитета, распределение обязанностей.
Оборудование: Ручки.
Анкеты.
Советы родителям первоклассника.
Памятки для родителей.
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.
Меня зовут Парийчук Александра Михайловна. На доске записан мой контактный телефон. Вы можете мне звонить с 8:00 до 20:00. Может быть у вас есть вопросы?
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют это поведение. В противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: почему одни взрослые за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают. Я в процессе урока предпочитаю называть учащихся на «вы», тем самым показывая им свое отношение и, конечно же, хвалю за любое мнение, даже если оно неправильное. Хотелось бы, чтобы это закреплялось дома. Мотивация ребенка к школе, будет зависеть и от вашей мотивации. Хвалите ребенка, стимулируйте его. Но не поощряйте лень.
Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;
Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.
Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.
Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно. Не отвечать конфликтом на конфликт. Ребенок часто защищает себя, обманывая взрослых. Нам нужно научить детей доверять взрослому. Признавать свои ошибки.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.
Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).
Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по-другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.
Помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести «обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Если у вас есть вопросы, вы можете их задать.
Сейчас я вас познакомлю с положениями школы.
(1.1.) Правила внутреннего распорядка. (по мимо урочной деятельности, учащиеся будут принимать участие во внеурочной деятельности)
(1.2.) Положение о единых требованиях к одежде обучающихся.
Выбор родительского комитета класса___________________________________________
Прошу вас заполнить анкеты.
Заявления на АИС. (Заявления на кружки)
Общие вопросы.
Папка по технологии (ВСЕ ПОДПИСАТЬ): Бумага цветная Картон цветной Клей (ПВА и карандаш) Кисточка для клея ПВА Тряпочка Клеенка на парту Доска для пластилина Пластилин Альбом | Папка по ИЗО (ВСЕ ПОДПИСАТЬ): Альбом Кисти 3-5 шт. Краски (гуашь и акварель) Баночка (непроливайка) Тряпочка Клеенка на парту Цветная бумага Цветной картон Клей |
Набор канцелярских товаров: Ручка синяя 2-3 шт. Ручка зеленая 2 шт. Простой карандаш 2-3 шт. Линейка (25см) Ластик Точилка Карандаши цветные Ножницы (в чехле) Обложки для учебников и тетрадей Закладки для учебников, тетрадей, дневника Счетные палочки. Веер букв Веер цифр | |
Анкета
Уважаемые родители. Предоставьте, пожалуйста, следующие данные для заполнения классного журнала и социального паспорта класса. Спасибо!
Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________________________
Домашний адрес (прописка)______________________________________________________________________
Фактическое место жительства____________________________________________________________________
КМНС (коренные малочисленные народы севера) – Да Нет
Национальность_______________________________________
Опекаемый – Да Нет
Усыновленный – Да Нет
Название и место посещаемого кружка (секции, клуба)________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Находится на учете в соцзащите – Да Нет
Полная семья – Да Нет
Неполная семья (нет отца/матери) - Да Нет
Родители в разводе - Да Нет
Гражданский брак - Да Нет
Многодетная семья - Да Нет Количество детей в семье - ___________________________
ФИО, число, месяц, год рождения, место учебы (название и номер садика, школы, работы брата /сестры учащегося______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители – инвалиды - Да Нет
Дети- инвалиды - Да Нет
Родители –пенсионеры – Да Нет
Фамилия, имя, отчество (мать/законный представитель)_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Образование:
Высшее Незаконченное высшее
Среднее специальное Среднее
Неполное среднее Без образования
Место работы, должность________________________________________________________________________
Рабочий телефон_________________________ Сотовый телефон___________________________________
Фамилия, имя, отчество (отец/законный представитель)______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Образование:
Высшее Незаконченное высшее
Среднее специальное Среднее
Неполное среднее Без образования
Место работы, должность_________________________________________________________________________
Рабочий телефон_________________________ Сотовый телефон___________________________________
Домашний телефон______________________________________________________________________________
Посещал детский сад №__ название «__________________»
Состояние здоровья ребенка
Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания и травмы перенес?___________________________
_________________________________________________________________________________________
Хронические заболевания___________________________________________________________________
Перенесенные операции (возраст)____________________________________________________________
Особенности развития______________________________________________________________________
Зрение _________________________ Сколиоз (нарушение осанки) ________________________________
Аллергия и аллергические реакции ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Обратите внимание на______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Особенности характера и темперамента
Что хотели Вы, чтобы знал педагог о Вашем ребенке и обратил на это внимание в процессе работы, чтобы легче была общаться с ним. Особенности характера ребёнка, его взаимоотношений с окружающими (положительные, отрицательные стороны)._________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жилищные условия
Отдельная квартира, частный дом, комната с общей кухней, общежитие, съемная квартира. (подчеркнуть)
Кол-во комнат_______________ Имеется ли детская комната: да / нет
Организовано рабочее место для подготовки уроков: да / нет.
Наличие персонального компьютера: да / нет
Вопросник – знакомство:
1. Ваше мнение о подготовке ребенка к школе:
Знает ли он буквы? (да/нет) Знает ли он цифры? (да/нет)
Умеет ли читать: бегло (целыми словами), по слогам, по буквам?
Может сказать, о чем прочитал? (да; нет; дословно; своими словами)
Умеет считать до _____. Складывать в пределах «5», «10», «20».
Ориентируется в пространстве:
налево – направо (да/нет) длинный – короткий (да/нет)
вперед – назад (да/нет) узкий – широкий (да/нет)
вверх – вниз (да/нет) легче – тяжелее (да/нет)
различает предлоги (над, под, перед, за, в…) (да/нет)
Различает цвета (да/нет), оттенки цветов (да/нет)
Умеет определять время по часам: электронным (да/нет), механическим (да/нет).
Пересказывает ли «сказки»? (да; нет; дословно; своими словами; выдумывает сам, что не запомнил)
Любит рассказывать стихи? (да/нет)
Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй?
Родственники и другие члены семьи, проживающие с вами
Кто? | | |
а) Фамилия, имя, отчество | | |
б) Дата рождения | | |
в) образование (среднее, средне-специальное, неокон.высшее, высшее). | | |
г) место работы | | |
д) должность | | |
е) рабочий телефон | | |
сотовый | | |
Пожелания родителям ученика 1 класса
Дорогие родители! Ваш ребенок впервые пошел в школу. Как сделать его учебу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков? Опыт педагогов показывает, что учится успешно только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Поэтому успех в освоении математики, русского языка и других предметов определяется не столько уже имеющимися навыками чтения, письма, счета, сколько способностью слушать учителя, выполнять все правила организации учебной жизни в школе.
Такой навык вырабатывается вами с помощью четкой организации того времени, которое ребенок проводит дома. Если он имеет определенный перечень домашних обязанностей, соблюдает режим дня, не спорит с вами, когда ему дают конкретное поручение, осмысленно смотрит телепередачи, общается с друзьями с определенной пользой для себя, то ему легко научиться за короткое время стать учеником, который своей учебой будет приносить радость самому себе, вам и учителям.
Поэтому предлагаем вам:
Разработать вместе с ребенком обоснованный режим дня, обязательно включающий в себя 20 - 30 минут чтения вместе с вами художественной литературы; просмотра телепередач, но не более 1 – 1,5 часа с пересказом вам того интересного, что ребенок узнал из них. При этом постарайтесь существенно ограничить просмотр детских и взрослых фильмов, где демонстрируются картины насилия, жестокости, запугивания. Они незаметно, но неуклонно расшатывают нервную систему маленького человека, усиливают разнообразные страхи и делают его склонным к проявлению неконтролируемой жестокости по отношению к животным и людям.
Предусмотрите время для активного отдыха, обязательно включающего те физические упражнения, которые развивают ловкость, подвижность, быстроту реакции и терпение. При этом лучше проводить эти занятии на свежем воздухе. Важно, чтобы свободное время не было наполнено бездельем, полной бессмысленностью стихийных действий.
Старайтесь чаще задавать ребенку такой вопрос: «Что интересного сегодня произошло?» Например, смотрел телевизор. Играл с друзьями в игры на компьютере или на улице, рисовал, изучал вместе с учителем конкретные темы на уроках и т.п. Тем самым вы будете стимулировать ребенка постоянно думать о том, что он делает, а не механически подчиняться природным побуждениям, склонностям, желаниям.
Старайтесь предъявлять к ребенку только те требования, которые можете рационально обосновать. Лучше всего в спокойной обстановке объяснить ему те причины, побуждающие человека вырабатывать самоконтроль, умение выполнять различную домашнюю работу, ограничивать имеющийся у себя эгоизм, себялюбие. Не сразу ребенок будет реагировать на ваши требования, иногда уходят месяцы и годы на выработку какого-то полезного навыка, который в настоящее время ребенок активно отвергает.
Старайтесь при оценке своего ребенка отмечать прежде всего его успехи, связанные с преодолением собственной лени, вспыльчивости, неорганизованности, безволия. Только после этого указывайте на те недостатки, с которыми необходимо еще работать ему самому. Известно, что развитие личности определяется уровнем зрелости ее гордости, чувства стыда, совести, наличием воли, терпения, стремления к постоянному самосовершенствованию.
Родители только помогают ребенку сформировать данные качества. Мы желаем вам терпения, спокойствия, оптимизма в организации той поддержки, которая требуется ребенку для обеспечения его успешного будущего.
При возникновении каких-либо проблем, связанных с воспитанием, обращайтесь к нашим педагогам, психологу, директору школы. Мы всегда готовы оказать Вам разнообразную помощь в решении конкретных проблем развития ребенка, способного постоянно радовать Вас успехами в учебе и домашних делах.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если ваш ребёнок участвует в создании проекта, то какова роль?
Проект - это самостоятельная деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими - такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная Памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектировочную деятельность в школе.
Что такое проект, проектирование?
(очень немного теории)
Проект - это деятельность по созданию какого-то ранее не существовавшего продукта. Проектирование- это комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создаётся образ нового продукта и способа его получения. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»:
• конкретное решение теоретической проблемы;
• поделка;
• результат, готовый к внедрению.
Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
• выбор темы и цели проекта;
• выдвижение первоначальных идей;
• выбор лучшей идеи;
• планирование деятельности;
• оценка ресурсной обеспеченности проекта (что понадобится, откуда можно получить и когда);
• экспертиза, принятие решения о выполнении;
• непосредственная реализация проекта;
• защита проекта;
• анализ результатов.
Зачем нужно включать учащихся в проектировочную деятельность?
Школьное образование выполняет своё назначение, когда способствует развитию у учащихся жизненно важных для них способностей. Каждому человеку в своей жизни приходится ставить и прилагать усилия, чтобы достичь желаемых результатов. Людям приходится принимать множество решений относительно того, как строить свою жизнь, как поступить в той или иной ситуации, какие действия следует предпринять и т.п.Чтобы быть эффективным субъектом своей жизнедеятельности, человеку нужно иметь хорошую картину действительности и обладать развитой способностью ориентироваться в этой действительности. Эту способность называют — практическим интеллектом.
Включение учащихся в проектировочную деятельность следует рассматривать как способ развития их практического интеллекта, развития их способности решать практические задачи своей жизнедеятельности.
Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей могут быть следующие:
• помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
• записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце;
Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
При разработке плана и структуры выполнения проекта родители помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка. Потребуется также помощь в корректировке плана действий, определения сроков их выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка. В этом случае возможные действия родителей таковы:
• разбить объем работы на небольшие части;
• определить срок выполнения каждой.
Затем автор проекта составляет программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учетом личной занятости ребенка и создать условия для выполнения этого плана. На этапе оценки ресурсной обеспеченности проекта родители могут помочь с ответом на вопросы:
1) какие ресурсы потребуются для выполнения запланированных действий и в каком объёме;
2) откуда, из каких источников поступят эти ресурсы;
3) соответствуют ли возможные сроки поступления каждого вида ресурсов срокам выполнения действий, в которых эти ресурсы используются?
Очень важна помощь родителей на этапе изучения необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые содействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, списке источников дополнительной информации по теме проекта. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы может понадобиться вмешательство взрослых, если замечены случаи неудачного распределения обязанностей. Дети часто нуждаются в раскрытии функций и содержания той или эй обязанности.
______________________________________________
Практический интеллект- это особая функция психики, обеспечивающая человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизнедеятельности, ставить цели практических действий, планировать их достижение, принимать решения в ходе выполнения действий, прогнозировать и оценивать их возможные последствия.
На этапе подготовки выводов по результатам проекта детям может потребоваться помощь редактированной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
На этапе подготовки отчёта по результатам выполнения проекта и его публичной презентации родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, отрепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением. Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.
Проект завершается оценкой его результатов и процесса. Дайте ребенку советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при участии в следующем проекте. Обсудите с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта. Участвует в подготовке презентации, обеспечивает более подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо в проекте — ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь» проекта.
Садимся за уроки
Садись за уроки всегда в одно и то же время.
Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работа ешь, должно быть тихо.
Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги.
Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
Приготовь письменные принадлежности для занятий.
Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
Убери со стола все лишнее.
Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник...
«Если стихотворение большое или трудно запоминается»
Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
Выучи первый отрывок.
Выучи второй отрывок.
Повтори первый и второй отрывки вместе.
Выучи третий отрывок.
Расскажи наизусть все стихотворение.
Повтори стихотворение еще раз перед сном.
Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
«Как решать задачи»
Прочитай задачу представь себе то, о чем говорится в задаче.
Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи.
Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
Составь план решения.
Выполни решение.
Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
«Как нужно готовить задание по окружающему миру»
Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке: о чем рассказывал учитель, какие ставили опыты; какие рассматривали таблицы, картины, карты.
Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
Прочитай текст учебника.
Подготовься отвечать по теме урока: продумай план ответа; расскажи заданное по этому плану; старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передан, прочитанных книг; сделай выводы; открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
Выполни задания учебника.
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно.
Проверь всю работ.