10
Тематический педагогический совет
«Профилактика профессиональной деформации педагога»
13.01.2018


Слайд-заставка слайд 1
Начать нашу работу мне бы хотелось со слов великого советского педагога- новатора Василия Александровича Сухомлинского. Еще в своё время он говорил о том состоянии педагога, когда педагог не может эффективно работать. А сейчас – эта проблема стоит особенно остро. Может это связано с большими требованиями, предъявляемыми к педагогам, может с общими изменениями, происходящими в обществе, может еще со многими факторами, но так или иначе – сегодня мы всё чаще сталкиваемся с этой проблемой и её последствиями.
А еще – профессия учителя занесена в мировой список 18 опасных профессий. Почему? (мнения участников)
Рассмотрим само понятие – профессиональная деформация (по группам - мнения)
- процесс влияния профессиональной сферы на психику человека;
- результат изменение черт личности, проявляется в поведении, речи, физическом образе (образ «училки» из фильмов).
слайд 2
Любой процесс и результат могут иметь как положительнее, так и отрицательные стороны: (по группам - мнения)
+
личностный рост специалиста
(опасность - завышенная самооценка, неумение воспринимать замечания, поиск ошибок вне себя)
-
авторитарность
доминантность
педагогическая агрессия
неадекватная самооценка (низкая)
формализм
либеральность
консерватизм
некомпетентность
снижение требований к себе и окруж.
слайд 3
У педагогов профессиональна деформация, почти всегда сопровождается профессиональным и эмоциональным выгоранием - профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Это влечет за собой истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Но есть и хорошая новость – ничего не бывает внезапно, все происходит не в один день и если знать, на что обращать внимание – можно в начальной стадии локализовать проблему и избежать более сложных последствий.
Стадии профессионального выгорания
слайд 4
первой стадия:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но… скучно и грустно на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
вторая стадия:
возникают недоразумения с окружающими, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии окружающих – в начале с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
третья стадия:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют «блеск интереса к чему бы то ни было», и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Важно!
на первой стадии – человек может справиться с проблемой сам,
на второй - необходима помощь и поддержка окружающих,
на третьей – помощь специалиста
Три аспекта профессионального выгорания
К чему ведет профвыгорание?
слайд 5
Первый – снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй – одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с окружающими.
Третий – эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьёзным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.
Симптомы профессионального выгорания (практически)
Каждый из вас наверняка хотя бы раз задумывался над своим настроением и поведением на работе. Как могут проявляться симптомы профдеформации? Всего их три группы.
слайд 6
Предлагаю вам сделать сейчас небольшой анализ своего состояния (раздаточный материал – бланки ответов)
ПЕРВАЯ ГРУППА:
психофизические симптомы
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
ощущение эмоционального и физического истощения;
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.
ВТОРАЯ ГРУППА:
социально-психологические симптомы
безразличие, скука, пассивность и депрессия;
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома ее не делает;
руководитель затрудняется в принятии решений;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных задач и «застревание» на мелких деталях;
дистанцированность от коллег, и других участников учебно-воспитательного процесса, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных сигарет.
ПФ с | СП с | П с |
1 2 3 4 5 6 | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 8 |
| | |
|
Результаты – в каждом столбике поставьте по 1 баллу за каждый +, добавьте по 1 баллу за каждые 2 галочки. Впишите внизу столбика. Сложите результаты трёх столбиков и впишите в нижнюю строку. Если у вас получилось 11 и выше – стоит обратить внимание на свою эмоциональную сферу.
Посмотрите, в каком столбике у вас наибольшая сумма – это уязвимая сфера.
Внешние и внутренние условия (факторы) профессионального выгорания.
слайд 7
Личностный фактор (внутренний)
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства.
Организационный фактор (внешний)
На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получившая должной оценки.
Ролевой фактор (соединение внутреннего и внешнего)
На развитие выгорания существенно влияют конфликты ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованны.
Каждый фактор взаимосвязан с остальными двумя.
Профилактика и психологическая помощь.
Что делать, если педагог считает, что у него есть симптомы профессионального и эмоционального выгорания?
слайд 8
В первую очередь - признать наличие проблемы, зачастую это самое трудное.
Следовать «золотому правилу» тибетских монахов – «Ты не можешь изменить мир, но можешь изменить себя».
Меняя себя помнить «Кто хочет – ищет возможность, а кто не хочет – ищет причину». Часто мы ищем именно причины, а не возможности
Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания
(по группам - мнения)
слайд 9
хорошее здоровье и сознательная забота о своём физическом состоянии (занятие спортом, здоровый образ жизни)
достаточная самооценка и уверенность в себе, в своих способностях и возможностях.
Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием
(как помочь себе)
Специалисты предлагают несколько вариантов, в зависимости от того, насколько далеко зашла проблема (стадии)
слайд 10
Забота о себе и снижение уровня стресса:
- умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой
- стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни
- удовольствия (релаксация, медитация, игра)
Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
- создание сообщества – поиск единомышленников (но те тех, кто ищет «жилетку»)
- стремление бороться со своими негативными убеждениями
- повышение уровня профессионального мастерства.
Работа с супервизором (психотерапевт, психиатр – не стоит этого бояться).
Как осуществить все это практически?
Ответ можно найти у Носстрата Пезешкиана, автора позитивной психотерапии.
Практическая работа (бланки)
Распределить свое время – отдых, работа, семья, хобби или удовольствия.
В идеале должен получиться ромб. Если нет – смотреть что западает и почему.
ИТАК, как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания
слайд 11
- будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости;
- любите себя;
- подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям (хенд-мейд, спорт, общение с единомышленниками, чтение, саморазвитие и др.);
- перестаньте искать в работе счастье или спасение;
- перестаньте жить за других их жизнью. Живите своей. Не вместо людей. А вместе с ними;
- находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и частную жизнь;
- учитесь трезво осмысливать события каждого дня.
Закончить работу хочу отрывком из речи человека, который долгое время руководил компанией «Кока-кола», многого добился и у которого есть чему поучиться.
слайд 12
В одном из своих выступлений Брайан Дайсон сказал: «…представьте себе – это жизнь игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Эти шарики – Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и вам необходимо чтобы все они постоянно находились в воздухе.
Вскоре вы поймете, что шарик Работа сделан из резины – если вы невзначай его уроните, он подпрыгнет и вернется обратно. Но остальные четыре шарика – Семья, Здоровье, Друзья и Душа – стеклянные. И если вы уроните один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьезно поврежден или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Вы должны осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось.
Работайте максимально эффективно в рабочее время и уходите домой вовремя. Посвящайте необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху. Ценность ценна только если её ценят.»
заключительный слайд