СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Цветы в судьбе творческих людей России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир цветов таинственен чудесен. Народная мудрость гласит: "Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям".Нередко цветы "растут" на страницах книг. и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Цветы в судьбе творческих людей России"»




Внеклассное мероприятие по литературе



Цветы в судьбе

творческих

людей России



















За две недели до внеклассного мероприятия объявляется конкурс. В нем могут принять участие все желающие.


Вопросы конкурса:


1. Иван Сергеевич Тургенев знал толк во многих цветах. Какой цветок был его любимым?

2. Александр Сергеевич Пушкин всегда хранил в своем рабочем кабинете в Михайловском цветок, который он выпросил у Анны Керн. Как называется этот цветок?

3. Русская поэтесса Е.Бекетова одно из своих стихотворений начинает строками:

Поутру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать…

О каком цветке идет речь?

4. Композитор П.И.Чайковский, художник И.Е.Репин, математик С.В.Ковалевс-кая, писатели И.А.Бунин, Н.М.Карамзин любили один и тот же цветок. Как он называется? В лесах средней полосы России он растет в изобилии.

5. Какому поэту принадлежат эти, казалось бы, всем известные строки:

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!..

Этот поэт жил в середине XIX века. Это стихотворение-элегия обрело вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…».

6. Какой цветок любил преподносить Тургенев своим друзьям? Этот же цветок был любимым у актрисы Ермоловой, поэта Блока.

7. Назовите любимый цветок известной русской балерины Анны Павловой. Восемь тысяч луковиц этого цветка было высажено садовником около ее дома.


(Ответы на вопросы: 1. Нарцисс. 2. Гелиотроп. 3. О сирени. 4. Ландыш. 5. Ивану Петровичу Мятлеву. 6. Фиалки. 7. Тюльпаны.)















Ход мероприятия.

(Исполняется танец под музыку Чайковского «Вальс цветов»)

(Слайд 1)

1-й ведущий:Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок. Как вы понимаете эти слова? (Слайд 2)

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рожде-нии, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути…

Вы правы: когда люди устают от суеты городов, от унылого однообразия квартир, они выбираются на природу, где их врачуют деревья, птицы и цветы.

- А что значит: врачуют?

Верно, без красоты беднее жизнь. Природа открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. На природе Родина видится в каждом листочке, в каждой росинке. (Слайд 3)


2-й ведущий: «Когда вы будете в Спасском,- писал И.С.Тургенев в 1882 году своим друзьям Полонским из французского Буживаля, понимая, что болен смертельно,- поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок». Полонские выполнили эту просьбу. (Слайд 4)


1-й ведущий: Мир цветов таинственен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Согласны?.. Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными сердцами, как в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Но вот беда: ученые утверждают, что из всех растений в условиях загрязнения среды нашего обитания шансы на выживание есть только у чертополоха и одуванчика. (Слайд 5)

2-й ведущий: Итак, мы уверены, что выход у нас один: надо беречь, что имеем. Когда в XX веке была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию, но поверх всех украшений лежал скромный букетик сухих полевых цветов. Казалось, они сохранили свой аромат. Так выразила молодая вдова свою любовь к умершему супругу.

Мы с ребятами подготовили для вас рассказ об отношении к цветам поэтов. (Слайд 6)


1-й ведущий: «У меня на окне всегда цветы»,- писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…» (Уч-ся читает стих-е) (слайд 7)


Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья


Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.


2-й ведущий: Послушайте еще одно замечательное стихотворение Пушкина «Цветок». (Уч-ся читает стих-е) (слайд 8)



Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:


Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?


На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?


А веточка гелиотропа, которую Пушкин выпросил у Анны Керн, всегда была в кабинете поэта в Михайловском. (Слайд 9)


1-й ведущий: Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нем лежала… белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…(Слайд 10)


2-й ведущий: Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых, розовых, желтых, голубовато-сиреневых до темно-красных. И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия. (Слайд 11-14) (Уч-ся читает стих-е)

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,


Раскрывшийся благоуханной чашей.


Как он прекрасен, холоден и чист,-

Глубокий кубок, полный аромата,

Как дружен с ним простой и скромный лист,

Темно-зеленый, по краям зубчатый.


За лепесток заходит лепесток,

И все они своей пурпурной тканью

Струят неиссякаемый поток

Душистого и свежего дыханья.

(С.Я.Маршак «Абхазская роза»)

(слайд 15-26)


1-й ведущий: У русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета тоже есть стихотворения, посвященные розе. Одно так и называется «Роза». (Уч-ся читает стих-е)


У пурпурной колыбели

Трели мая прозвенели,

Что весна опять пришла.

Гнется в зелени береза,

И тебе, царица роза,

Брачный гимн поет пчела.


Вижу, вижу! счастья сила

Яркий свиток твой раскрыла

И увлажила росой.

Необъятный, непонятный,

Благовонный, благодатный

Мир любви передо мной.


Если б движущий громами

Повелел между цветами

Цвесть нежнейшей из богинь,

Чтоб безмолвною красою

Звать к любви, когда весною

Темен лес и воздух синь,-


Ни Киприда и ни Геба,

Спрятав в сердце тайны неба

И с безмолвьем на челе,

В час блаженный расцветанья

Больше страстного признанья

Не поведали б земле.




(Уч-ся читает стих-е)

* * *

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный,-

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.


Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленною трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.


Но безмолвствует, пышно чиста,

Молодая владычица сада:

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.


(слайд 27)


2-й ведущий: У русской поэтессы Е. Бекетовой есть стихи о сирени. Вот эти строки: (Уч-ся читает стих-е)


(слайд 28-30)



Поутру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать.


В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет…


1-й ведущий: Послушайте еще два стихотворения о сирени.

(Уч-ся читает стих-е)


* * *

Растворил я окно,- стало грустно невмочь,-

Опустился пред ним на колени,

И в лицо мне пахнула весенняя ночь

Благовонным дыханьем сирени.


А вдали где-то чудно так пел соловей;

Я внимал ему с грустью глубокой

И с тоскою о родине думал своей;

Об отчизне я думал далекой.


Где родной соловей песнь родную поет

И, не зная земных огорчений,

Заливается целую ночь напролет

Над душистою веткой сирени.

(К.Р.)


(Уч-ся читает стих-е)

Сирень

Лиловая и белая,

Раскрыть цветы успела я,

Пришла весну встречать.

И белая, лиловая,

Отдать другим готова я

Все счастье лепестковое:

Шесть, девять, восемь, пять!

(П.Соловьева)


(слайд 31)


2-й ведущий: А по древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви.

(Слайд 32)

Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина, И.А.Бунина, А.И.Куприна, И.Е.Репина, С.В. Ковалевской.


(Слайд 33-37)


(Уч-ся читает стих-е)

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!


Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!


Так дева в первый раз вздыхает –

О чем, неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

(А.А.Фет «Первый ландыш»)


(Уч-ся читает стих-е)

К ландышу.

Недолго, ландыш полевой,

Ты будешь гость весны прелестной,

Как прежде, утра в час златой,



Не будешь влагою небесной

Живить свой нежный стебелек!

Сорву тебя я, мой цветок.

Напрасно бабочка златая,

Твоя подруга молодая,

К тебе летит издалека.

Уж не найдет она цветка…

(А.Одоевский)



(слайд 38-42)


1-й ведущий: Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая… Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах. (Уч-ся читает стих-е)


Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?


Конь несет меня стрелой

На поле открытом;

Он вас топчет под собой,

Бьет своим копытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!


Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой,-

А куда? Не знаю…

(А.К.Толстой)



(Уч-ся читает стих-е)


Колокольчик

Ночь нема, как дух бесплотный,

Теплый воздух онемел;

Но как будто мимолетный

Колокольчик прозвенел.


Тот ли это, что мешает

Вдалеке лесному сну

И, качаясь, набегает

На ночную тишину?


Или этот, чуть заметный

В цветнике моем и днем,

Узкодонный, разноцветный,

На тычинке под окном?

(А.А.Фет)

(слайд 43-48)


2-й ведущий: Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который все видит. (Уч-ся читает стих-е)


Ромашка, излучая свет,

На солнышко похожая,

Бежит везде за нами вслед,

Своя, а не прихожая.



До поздней осени на нас

Бросает взгляды смелые

Ее веселый желтый глаз

Через ресницы белые.


Она в лугу, она в лесу

И рядом - на обочине.

По всей земле ее красу

Ветра рассредоточили.


По всем полянам и полям

Ромашка с мая месяца

На счастье вам, на радость вам

Растет, цветет и светится.

(М.Дудин «Ромашка»)


(Уч-ся читает стих-е) * * *

А она в открытом поле

Сорвала себе цветок

И лепечет, обрывая

Каждый белый лепесток:

«Любит – нет – не любит – любит»

И, оборванный кругом,

«Да»,- сказал цветок ей томным,

Сердцу внятным языком…

(Я.Полонский)


(слайд 49)

1-й ведущий: И.С.Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. (Слайд 50)Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы М.Н.Ермоловой. (Слайд 51)Горячо любил и воспевал фиалки А.А.Блок. (Слайд 52) Ночное благоухание фиалок, признавался Ф.И.Тютчев, наполняло его душу «невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности».


2-й ведущий: А теперь послушайте стихотворения о других цветах. (Слайд 53)


(Уч-ся читает стих-е)


Анютины глазки

Анютины глазки,

Жасмин, маргаритки,

Вы – буквы на свитке

Поблекнувшей сказки.


Вы где-то дышали,

Кому-то светили,



Без слез, без печали,

Вы жили, вы были.

И вот чрез мечтанья,

Воздушны и зыбки,

Вы шлете сиянья,

Дарите улыбки.


Вы шлете мне ласки,

В бессмертном избытке,

Жасмин, маргаритки,

Анютины глазки.

(К.Бальмонт)






(Уч-ся читает стих-е) (слайд 54)


Маргаритки

О, посмотри! как много маргариток –

И там, и тут…

Они цветут; их много; их избыток;

Они цветут.


Их лепестки трехгранные – как крылья,

Как белый шелк…

Вы – лета мощь! Вы – радость изобилья!

Вы – светлый полк!


Готовь, земля, цветам из рос напиток,

Дай сок стеблю…

О, девушки! о, звезды маргариток!

Я вас люблю…

(Игорь Северянин)

(слайд 55)



(Уч-ся читает стих-е)

Подснежник

В саду, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь правда, что это весна?»

(П.Соловьева)


(Слайд 56-59)

1-й ведущий: Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах России.


(Уч-ся читает стих-е)

Цветики убогие северной весны,

Веете вы кротостью мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг

Крупных белых слез,

Синий колокольчик спит в тени берез.

Белая фиалка высится стройна,

Белая ромашка в зелени видна.

Здесь иван-да-марья, одуванчик там,

Желтенькие звезды всюду по полям.

(В.Брюсов)




(Уч-ся читает стих-е)

Полевые цветы

В блеске огней, за зеркальными стеклами

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.


Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей.


Есть на полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майских лесов и лугов.


Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.


Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

(И.Бунин)

А теперь позвольте представить уч-ся 6А класса , которые исполнят танец «Цветочная поляна».

(Уч-ся исполняют танец)

(Слайд 60)


2-й ведущий: Вы много раз видели нарцисс, белый цветок с желтой сердцевиной, на стройной зеленой ножке. Склонившись набок, он будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь короток у него век. Легенда рассказывает, что жил когда-то прекрасный юноша, звали его Нарцисс. И был он сыном речного бога Кефиса и очаровательной нимфы Лириопы. Многие девушки добивались его любви, но он оставался ко всем безразличен. Юноше, впрочем, никогда не приходилось видеть своего лица. Прорицательни-ца предсказала ему, что как только он увидит себя, то сразу умрет. Нарцисс лишь посмеялся над этим. (Слайд 61)

1-й ведущий: Юношу полюбила прекрасная нимфа Эхо, но он отверг ее любовь. И тогда обиженная нимфа попросила богов наказать гордеца. Греческая богиня Немезида сделала это. Однажды Нарцисс склонился к ручью, чтобы напиться, и увидел в нем свое отражение. Он столь долго любовался собою, что забыл о еде, сне. Но вдруг вспомнил предсказание и воскликнул в отчаянии:

- О горе! Я люблю самого себя, и мне осталось немного жить.

Горько заплакал юноша, и слезы упали в прозрачные воды ручья. Голова его склонилась на прибрежную траву, и Нарцисс умер. Добрые лесные нимфы решили похоронить прекрасного юношу под кущами тенистых деревьев. А когда они пришли за телом, не нашли его. На том месте вырос белый душистый цветок. В память о прекрасном юноше его назвали нарциссом. (Слайд 62)


(Уч-ся читает стих-е)(слайд 63)

Темной ночью белых лилий

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Обвевает их.

Ночь их чашечки раскрыла,


Ночь хранит цветы

В одеянии невинном

Чистой красоты…

(И.Бунин)


2-й ведущий: Лилия получила свое название от древнегалльского слова «ли-ли», что значит «белый-белый». (Слайд 64)По библейской легенде, этот цветок вырос из слез Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Ее дарили невесте. (Слайд 65-66)


 (Уч-ся читает стих-е)

Я лилий нарвала прекрасных и

душистых,

Стыдливо-замкнутых, как дев

невинных рой,

С их лепестков, дрожащих и

росистых,

Пила я аромат, и счастье, и покой.


И сердце трепетно сжималось, как от

боли,

А бледные цветы качали головой,

И вновь мечтала я о той далекой

воле,

О той стране, где я была с тобой.

(А.Ахматова)


(Уч-ся читает стих-е) (слайд 67)

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!


Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.


Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красоты;

Венки из роз искала молодая –

И я сорвал заветные цветы.

(Слайд 68)

1-й ведущий: Это стихи русского поэта И.П.Мятлева, жившего в одно время с А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым. Все, что было написано Мятлевым, давно забыто, а вот эти стихи живут. Об этом превосходно сказал поэт Яков Хелемский: (Слайд 69)

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной-единственной строкой:

«Как хороши, как свежи были розы»!

(Слайд 70)

2-й ведущий: Задумчивая элегия Мятлева возродилась в конце прошлого века в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. Одно так и называется: «Как хороши, как свежи были розы», и в нем с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости. (Слайд 71)


А еще два десятилетия спустя строки Мятлева вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора «Как хороши, как свежи были розы», изображающей молодую девушку с букетом увядших роз. (Слайд 72)


1-й ведущий: Впереди лето. Мы ждем его, с ярким солнцем и веселыми дождями, с говором дубрав и ароматами цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не спешите сорвать их…(Слайд 73)



(Уч-ся читает стих-е)

Не рви цветов, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад!


Ведь у тебя, малютка,

Есть дома много роз…

А здесь вот незабудка,

Вот ландыш, полный слез;


Левкой – такой душистый,

Горошек, резеда,

Ромашки серебристой

Пахучая гряда;

И с нивы занесенный

Прелестный василек,

И мак кичливо-сонный,

И белый-белый дрок.


Не рви ж цветов, не надо!

Их нежный аромат


Наполнил воздух сада,

Они так красят сад!

(Л.Чарская «Не рви цветов»)


(слайд 74)


2-й ведущий: Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…(Слайд 75)

Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад…

(Уч-ся 6Б класса исполняют песню «Не рвите цветы»).


(Награждение победителей конкурса)








Литература:


1. Кропотова В.Ф. «Цветы в литературе» в журнале «Уроки литературы» №4, 2001г.(Приложение к журналу «Литература в школе»)

2. Лавренова Л.Е. «Детские праздники в школе и дома» С-Пб. 2000г.

3. С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в средней школе» ТЦ «Учитель» 2001г.

4. А.А.Фет. Стихотворения. Гос. изд-во худ. лит. 1956г.


17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!