Наш юный друг! Сегодня ты пришел сюда, Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть, Умом своим на все взглянуть. Вот строительство большое. Прежде чем его начать Нужно было все подробно Начертить и рассчитать. Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь. Математика повсюду, Глазом только поведешь И примеров разных уйму Ты вокруг себя найдешь. А иначе в этом доме Счастья нам не увидать: Стекла будут с перекосом, Потолок провалится. А кому, друзья. Скажите Это может нравиться? И при этом, и при этом Вы заметьте-ка, друзья Очень важная наука – Математика. Ребята, сегодня мы будем играть в математическую викторину. А связана она будем с ребусами. А известно ли вам данное понятие? А для того чтобы приступит к викторине нам надо познакомиться с ребусами. Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся» («de rebus quae geruntur»). Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году. В России ребусы появились позднее – в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал «Ребус». «Мы знаем немало серьезных людей, - писалось в нем, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…». Что же такое ребус? Ребус - это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов. Хотите ли вы научится не только решать ребусы, но и составлять их сами? А для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. 1 правило: Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой. 2 правило: Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу. 3 правило: Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком - необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д. 4 правило: Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Однако возможно различное прочтение, например, вместо "восемь" можно прочесть "СЕМЬВО", а вместо "вода" - "ДАВО". Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика. 5 правило: Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». 6 правило: Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». 7 правило: Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под»- выбирайте предлог по смыслу. 8 правило: Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». 9 правило: Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». 10 правило: Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон». 11 правило: Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства 12 правило: Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. 13 правило: Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит». 14 правило: Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Посмотрите на слайды с примерами ребусов. И попробуйте их решить. Для того чтобы приступить к нашей викторине вам нужно разделятся на две команды Ребята, а давайте мы с вами поприветствуем наше жюри (члены жюри – родители). Вам дается время, чтобы придумать как представить свою команду. За представление команды могут получить 5 баллов. Конкурс «Перестановки». Восстановите слова из математического словаря, буквы которого перепутались. За каждое правильно разгаданное слово – 1 балл. СЛЮП ГРУК СОЛИЧ МУСАМ ФАЦИР Конкурс «Кто быстрее?». Я буду давать вам ребусы, 1 балл начисляется за каждый правильный ответ той команде, которая ответила быстрее. ПО 2 Л СМО 3 ВИ 3 НА Конкурс «Сосчитай». Сосчитайте сколько треугольников на первом рисунке и сколько квадратов на втором рисунке (16 треугольников, 18 квадратов). За каждый правильный ответ – 1 балл.  Конкурс «Отгадай слово» Если вместо чисел, полученных в результате примеров, последовательно вписать в пустые клетки соответствующие буквы (0-Ч, 3-Е, 4-В, 5-А, 6-Ы,7-И, 8-Н, 9-Т), то получите название одного из арифметических действий. Задание оценивается по правильности и быстроте выполнения по 5-ти балльной шкале. 1) 124:31= В 6) 99:11-44:11=А 2) 1000:200+1= Ы 7)45:15+15:5=Н 3) 39:13-3000:1000= Ч 8)180:30+1=И 4)70:10= И 9)48:16+0*1000=Е 5) 1800:200-4*0=Т Конкурс «Числовые ребусы». За каждый правильно отгаданный пример – 1 балл. В арифметических примерах некоторые цифры заменены пустыми прямоугольниками. Впишите в эти прямоугольники недостающие цифры так, чтобы равенство было верным.   Конкурс «Числовые построения». За выполненное задание – 2 балла. Расставьте в кружочки числа от 1 до 6 так, чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны треугольника равнялась 12.  |