Тема урока: «Начало правления Петра I»
Класс: 10
Дата________
Цели:
Изучить события, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.
Создать условия для развития умений работать с историческим источником и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.
Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.
Способствовать воспитанию интереса к истории России и уважения к общечеловеческим ценностям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”
С.М. Соловьев
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
IИзучение нового материала
-Послушайте, пожалуйста, такую историю:
В одном голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,- вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому.
-Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
- вы правы, тема нашего урока «Петр Первый. Реформы в Российском государстве».
Мы будем говорит о неутомимом и энергичном царе, о царе , который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий».
Словарная работа:
ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов;
ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул (звание) полководца;
ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе;
РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь;
СЕНАТ – высший орган управления гос-вом.
Конечно, говоря о том, что Петр изменил страну кординально, нельзя забывать, что истоки преобразования следует искать в тех процессах, которые происходили в России в XVII в.
Давайте вспомним, какие новые явления происходили в экономическом, политическом, культурном плане в нашей стране в данный период. Докажите мне, что XVII век подготовил преобразования в России, которые воплотил в жизнь Петр. (Ответы учащихся)
1. Экономика:
а) специализация с/х – рост территории, различные природные условия: черноземный центр и среднее поволжье производили товарный хлеб, в то время как север, сибирь потребляли привозной хлеб;
б) развитие торговли – на основе растущей специализации мелкотоварного производства (и с/х) начинается складываться всероссийский рынок, торговые связи устанавливались по всей стране; принятие новоторгового устава – 1653 г., повышение пошлины с иностранных купцов, защита русского купечества;
в) появление первых мануфактур, развитие мелкотоварного производства. Первые мануфактуры появились в металлургии (1636 - голландец А.Виниус основал железоделательный завод, выпускал пушки и ядра.
2. Оформление абсолютизма (основы):
а) утверждение самодержавия (Соборное уложение – титул “Самодержец”);
б) утрачивают значение Земские соборы (1653 г.);
в) уменьшение роли боярской думы (малая дума);
г) Тайный приказ;
д) окончательно сложилась приказная система – бюрократия – чиновники поддержка государя;
е) возрастает роль дворянства.
3. Социальная сфера:
а) отмена местничества (1682 г.);
б) закрепощение крестьян (1649 г.);
в) указ о белых и черных слободах
4. Культура:
а) обмирщение, разрушение религиозного сознания;
б) литература: новые жанры (сатира, драма, поэззия), Симеон Полоцкий – русская поэзия;
в) зодчество: возводятся жилые дома;
г) изо: превращение иконописи в живопись (Симон Ушаков – “Спас Нерукотворный”, “Насаждение древа государства Российского” - произведение на светский сюжет); начало портретной живописи (изображение Алексея Михайловича, князя М.В.Скопина-Шуйского). Портрет-парсуна (сочетание портрета с плоскостным изображением);
д) театр;
е) рукописная газета “Куранты”.
Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?



Составление кластера
Петр I
Выход к Балтийскому морю
Европеизация страны
Реформы: военная, экономические, культурные
Провозглашение империи
Мы с вами знаем, что характер человека закладывается в детстве. Поэтому на формирование личности будущего царя большое влияние оказали его детские годы. Составьте кластер используя текст параграфа.
Учащиеся по ходу чтения учебника составляют кластер

Приход к власти Петра I сопровождался борьбой за власть двух враждующих боярских группировок - Нарышкиных и Милославских. В результате бунта 1682 г. царями провозгласили Петра и Ивана, правительницей — Софью.
В результате второго стрелецкого бунта 1689 г. Петр стал самостоятельным правителем.

Борьба за власть

Альтернатива исторического развития
Петр Софья
Европеизация Патриархальная
России Россия
Существовала ли альтернатива исторического развития России на рубеже XVII – XVIIII вв.?
Работа с документом:
“Задачи, которые стояли перед Россией” (В.О.Ключевский, “Русская история”, ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вот такие проблемы необходимо будет решать тому правителю, который станет главой государства в конце XVII века.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В.О.Ключевский «Русская история»
Задание: какие задачи стояли перед Россией в это время?
Задачи, стоявшие перед Россией накануне петровской эпохи…
Вот важнейшие части этой программы:
1. мир и даже союз с Польшей,
2. борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию,
3. завершение переустройства войска в регулярную армию;
4.замена старой сложной системы налогов двумя податями, подушной и поземельной;
5. развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности;
6. введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса;
7. освобождение крепостных крестьян с землей;
8. заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.
Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преоьразовательная программа Петра: это программа была вся еще готова до начала деятельности преобразователя. В том и состоит значение московских государственных людей XVII века: они не только создали атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертали программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.
Материал взят:
Ключевский В.О. «Русская история», Москва, «Эксмо»,2006г., стр.542-543.
