Фамилия, имя, отчество автора (соавторов), | Дэр Анна Анатольевна |
Место работы | ГУ «Макинская средняя школа» Енбекшильдерского района Акмолинской области |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Наименование материала | Судьбы донских казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» |
Рубрика | |
Урок по изучению романа-эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон" построен по принципу диалогового обучения, нацелен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, самостоятельное осмысление прочитанного, формирование целостного представления о трагизме судьбы донского казачества. Посредством групповой работы предполагается развитие умений определять связь судьбы главного героя с судьбой целого народа, происходит формирование собственных взглядов, истинных ценностей в жизни. Материал включает конспект урока, презентацию, видеофрагменты художественного фильма, музыкальное сопровождение.
Тема: Судьба донских казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Тип урока: Урок систематизации знаний
Цель Синтезировать знания учащихся о романе Шолохова «Тихий Дон»;
сформировать целостное представление о трагизме судьбы донского казачества;
определить связь судьбы главного героя с судьбой целого народа; развивать
навыки анализа эпизода, литературного героя;
способствовать формированию истинных ценностей в жизни.
Оборудование: Презентация, эпиграф, портрет М. А. Шолохова; иллюстрации к
роману «Тихий Дон» О. Верейского; кадры из фильма режиссера
Герасимова, опорные схемы, таблицы, кластеры.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Деление на группы.
На доске стикеры. Учащиеся с их помощью должны собрать 2 высказывания (одно из них написано красным цветом, другое синим).
1) И всюду / страсти/ роковые,/ И от судеб/ защиты /нет. Пушкин А. С.
2) Мужество/ делает /ничтожными /удары/ судьбы. Демокрит
II. Постановка целей урока.
1) Определите ключевое слово в этих высказываниях.
Верно – это слово судьба. Подберите синонимы к этому слову.
Судьбина, рок, удел, жребий, доля, участь, грядущее, предназначение, предопределение, провидение, крест.
2) Формулировка темы урока.
Мы продолжаем изучать роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». За этот роман автор был удостоен в 1941г. Сталинской премии 1 степени, а в 1965 г - Нобелевской премии.
Исходя из озвученных вами высказываний, попробуйте определить тему нашего разговора на уроке. (Судьба донских казаков в романе «Тихий Дон»).
- Какие задачи мы должны решить на уроке?
(Наша задача – разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем , поставленных Шолоховым; проследить судьбу человека, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны).
III. Вызов. Приём «Инвентаризация».
Составьте список известной вам информации, касающейся характеристики романа
Время действия
Начало – март 1912 года, мирная жизнь.
Конец – май 1922 года, гражданская война.
Центр – 1917 год, революция.
Место действия – хутор Татарский – Дон
Главное действующее лицо – казаки- Григорий Мелехов.
IV. Актуализация знаний.
1) Диалог «учитель – ученик»
«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Но в необыкновенной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, внутреннее богатство и сложность простого человека донского казака. Что же это за племя такое – казачество?
Ответы учащихся:
В Московской Руси казаками называли свободных людей, работавших по найму или определявшихся на военную службу для охраны границ государства (служилое казачество). Охрана границ осуществлялась отдельными разъездами (станицами). Наряду со служилым казачеством существовало и "вольное" казачество, для которого было характерно полное отсутствие как недвижимости, так и постоянного места жительства. Вольные казаки жили общинами. Особенностью жизни казачьей общины было то, что ей управлял обычай, а не закон, и всякое нарушение обычая жестоко каралось самосудом. К середине XVII в. вольное казачество достигло полной политической независимости. Москва была не в силах обуздать "вольницу", тем более, что она сама нуждалась в казачестве, с другой стороны, казачьи общины, считая себя русскими по крови и вере, прислушивались к Москве, принимали царских послов и не отказывались от жалованья за службу. Это определило главные цели политики Российского государства по отношению к казакам: привлечение их на государственную службу, подчинение их своим интересам, превращение общин в казачье войско. Эта политика привела к постепенному превращению вольных казаков в привилегированное военное сословие, положение которого определялось тем, что за службу государству оно наделялось землей.
Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты. Главная идея романа – идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых, судьба которой ярко описана в романе. Что мы знаем об этой семье?
2) Сообщение – презентация учащегося о семье Мелеховых.
В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме. Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?
Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот не спорит не только от сыновней покорности: Гришка опозорил семью своим бесстыдным романом с замужней соседкой. Кстати, Гришка покорился не только отцу, но и матери – именно Ильинична решила женить Григория на Наталье и уговорила мужа: «…точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство». Словом, приказного тона, грубости было немало – но насилия в патриархальной семье не было никогда. Грубость же во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью. Особенно любил «крепкое словцо» Пантелей Прокофьевич. Так, родную жену не раз ласкал словами: «карга старая», «замолчи, дура», ну и жена, любящая, преданная, «полоскала свою половину»: «Ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», но именно он был одним из центров, сплачивающих семью. Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ – икона в красном углу.
Вывод: В начале романа мы видим большую дружную семью. Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались сообща, открыто, выносились на семейный суд, где основой был каждодневный труд. Так было бы всегда, если бы не война. Она нарушила все привычные устои семьи, принесла беды и страдания, заставила пройти героев через трудные жизненные испытания.
Труд - любовь
Отец – Пантелей Прокофьевич |
Мать – Ильинична |
Брат – Петро невестка - Дарья |
Григорий Мелехов |
Сестра – Дуняша |
Жена – Наталья Сын – Мишутка, дочка - Полюшка |
V. Осмысление. 1) Просмотр видео.
Давайте обратимся к одному из главных персонажей в романе Григорию Мелехову, который до сих пор привлекает внимание и критиков, и читателей своей неоднозначностью. Судьба его трагична, так как ему пришлось испытать все ужасы войны, он совершает множество ошибок, но при этом он все время стоит перед необходимостью выбора, который не был легким и простым. Сами ситуации, в которых оказывался герой, побуждали его к действию. «Сам ищу выход», – говорит он о себе. Сейчас мы посмотрим два
фрагмента из фильма «Тихий Дон»: («Мелеховы на покосе», «Казаки рубят красных матросов»).
2) Групповая работа.
Сравните эти эпизоды. Какая жизнь показана в первом эпизоде? Какая - во втором?
Перед вами лежат листы с заданиями. Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». Что дает сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?
Задание.
В первую колонку записываем действие Григория, а во вторую колонку - Почему он это делает.
Действие (глагол) | Почему? |
| |
Вопросы 1 группе после выступления:
- Какое настроение создает сцена покоса?
- Что испытывает Григорий во время работы?
- Какие чувства испытывает герой, когда нечаянно разрезал косой утёнка?
Общее настроение сцены создает ощущение праздника. Григорий испытывает радость от общения с землей, от труда на ней. Это ощущение счастья усиливается мыслями о любимой женщине. Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрываются в момент нечаянно перерезанного утёнка. В этом - глубинная сущность характера героя, которая не раз будут проявляться в романе.
Вопросы 2 группе после выступления:
- Чем отличается поведение Григория в этом эпизоде романа?
- Как объяснить такое поведение?
- Чем вызван приступ истерики?
- Григорий – отважный воин. Не в его правилах отступать. Для него воинский долг – Родину защищать. А чтобы ее защитить, он должен бить врага. Но мир раскололся, и кто враг, а кого надо защищать – Григорий сам не знает. Но! Убивать Григорию не по душе. Он не может смириться с братоубийством, от этого впадает в неистовство.
3) Групповая работа «Восстанови цепочку событий».
Мировая война для России – первый круг ада. Но еще более страшное событие– гражданская война. Шолохов – один из первых заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Свои убивали своих, придумывая для этого изощрённые способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие дети. Это было ужасно. Люди не знали, где искать защиты, на чьей стороне правда. Душевные метания Шолохов ярко показал на образе Григория Мелехова.
Вам предстоит выстроить цепочку событий жизненных метаний Григория Мелехова в хронологическом порядке:
Служба в Красной армии; Ранение; Женитьба на Наталье; Воинская служба; Георгиевский кавалер; Любовь к Аксинье; Уход из семьи с Аксиньей в Ягодное; Первое испытание: убийство австрийца; В банде Фомина; участие в гражданской войне; Возвращение к родному дому; Смерть Натальи; Жизнь до первой мировой войны на хуторе; Гибель Аксиньи;, Мечта о мирном труде; Участие в восстании.
Правильный ответ:
Жизнь до первой мировой войны на хуторе; Любовь к Аксинье; Женитьба на Наталье; Уход из семьи с Аксиньей в Ягодное; Воинская служба; Первое испытание: убийство австрийца; Ранение; Георгиевский кавалер; Участие в восстании; Смерть Натальи; Служба в Красной армии; Мечта о мирном труде; Участие в гражданской войне; В банде Фомина; Гибель Аксиньи; Возвращение к родному дому.
Выводы: Жизненный путь героя свидетельствует о душевных метаниях Григория. То он на стороне большевиков, то испытывает злобу к ним, то погружается в себя, пытаясь найти правду, вот он уже у Буденного, затем в банде Фомина. Везде – обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория: “Моим рукам работать надо, а не воевать”. Он путается, не зная, куда примкнуть, и в каждой из воюющих сторон не находит той правды, к которой стремится. Причины трагедии героя кроются, прежде всего, именно в этом. Пройдя через страшные муки, к чему возвращается герой?
(Кадры из фильма. Финал романа)
Что стало с семьей, домом? (Вычеркиваются все, кого потерял Григорий).
Григорий Мелехов |
Отец – Пантелей Прокофьевич |
Мать – Ильинична |
 Брат – Петро |
Сестра – Дуняша |
евестка – Дарья |
Жена – Наталья |
Сын - Мишутка |
Дочь – Полюшка Любимая - Аксинья |
Остались только Дуняша (сестра) и Мишутка (сын). Дом почти разорён,
но он есть! Что значит для Григория дом? [
Отчий дом на родной земле – все начала и все концы] Что ждёт героя дальше? М. Шолохов оставляет финал романа открытым.
VI. Рефлексия.
1) «Возврат к ключевому слову».
- Какова судьба донских казаков?
Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX в.
- Как сложится дальнейшая судьба Григория Мелехова?
- Как историческая эпоха способна повлиять на отдельные судьбы людей? Насколько это актуально сегодня?
2) Приём «Корзина идей»
- В чем заключается трагичность судьбы Григория Мелехова, всего донского казачества?
Судьба до замужества | Судьба после замужества | Трагедия Натальи, Аксиньи | Черты характера |
VII. Домашнее задание.
Судьбы Аксиньи и Натальи. Заполнить таблицу.