СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 8 класс "Изготовление медальона - оберега коренных народов Севера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект является продолжением темы " Предпринимательство в семье" в рамках национального регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 8 класс "Изготовление медальона - оберега коренных народов Севера"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белояркого района «Средняя общеобразовательная школа им.И.Ф. Пермякова с.Полноват















Урок технологии в 8 классе по теме:

«Изготовление медальона – оберега коренных народов Севера»












Подготовила:

учитель технологии

Филиппова О.Г.






с.Полноват, 2017

Тема урока: «Изготовление медальона- оберега коренных народов Севера.»

Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся о промыслах искусства народов Севера.

Задачи урока:

  • обучающая: научить технологии изготовления хантыйского оберега;

  • развивающая: развивать эстетический вкус, творческие способности детей; укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство).

  • воспитательная: воспитывать трудолюбие аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения Ханты – Мансийского округа – Югры, любовь к родному краю.

Принципы обучения:

  • принцип научности,

  • принцип наглядности,

  • принцип связи теории с практикой; обучения с жизнью

Методы обучения:

  • словесный – объяснение,

  • наглядный - демонстрация наглядных пособий,

  • практический – упражнение.

Форма организации труда учащихся:

  • для теоретической части – фронтальная,

  • для практической – индивидуальная.

Тип урока - комбинированный

Инструменты: игла, наперсток, ножницы, карандаш.

Объект труда – медальон - оберег

Наглядность – показ трудовых приемов, необходимых для выполнения медальона – оберега, изображения орнаментов



Ход урока:

I. Организация урока.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Изготовление медальона - оберега коренных народов Севера».

II. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке технологии, мы с вами изучили тему: «Предпринимательство в семье»



Назовите мне основные способы предпринимательства в семьях коренных народов Севера?

(ответы учащихся)

Основные способы предпринимательства в семьях коренных народов Севера: добыча рыбы и пушного зверя, сбор дикоросов, изготовление сувенирной продукции из бисера и сукна, изготовление предметов быта.



III. Изучение нового материала.

Мы вами выяснили, что одним из способов предпринимательства в семьях коренных народов Севера, может являться изготовление национальных предметов быта. Такими предметами могут быть: медальоны - обереги, прихватки, кошельки и многие другие замечательные вещи. Мы с вами остановимся на медальоне-обереге. Что же такое оберег? Дело в том, что строгого определения, что такое оберег, у народов ханты и манси, нет. Чаще всего оберегом служит какой-то предмет быта расшитый орнаментом и именно орнамент несет смысловую нагрузку. Орнамент имеет огромное эстетическое значение, кроме того, это – форма защитной магии, связь с миром духов. Как и в древние времена, орнамент служит не только украшением, но и оберегом, защитой от недобрых, злых духов.

Как вы думаете, что такое орнамент?

(Ответы детей)


Орнамент – означает узор или украшение, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов.

Девочки, а какие орнаменты знаете вы?

(Ответы детей)

Глухарь, заячьи уши, кедровая шишка


Основные мотивы для орнамента человек находил в природе, поэтому орнаменты это изображения частей какого-нибудь животного или растения. Особо почитаются, те животные и растения, которые обитают в данной местности. Самые распространенные орнаменты в нашей местности: «заячьи ушки», «след белки», «ветка березы», «медвежьи уши», «щучьи зубы», «рога лося», «лягушка», «хвост тетерева», глухарь и много различных красивых названий.

(Педагог показывает орнаменты)

Давайте, также обратим внимание на цвета. 

Используют ханты пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;

  • Красный – цвет жизни.

  • Жёлтый – знак огня.

  • Зелёный – тайга.

  • Синий – цвет рек, воды, неба.

  • Белый цвет – это снег.

Ребята, как Вы думаете, какие три цвета наиболее значимы и что они символизирует для Югорского края?

( Ответы детей)

Синий цвет

Белый цвет

Зеленый цвет

Все эти цвета представлены на гербе Югры.


IV. Демонстрация приемов выполнения медальона - оберега


А сейчас, вооружившись необходимыми знаниями, мы приступим к изготовлению медальонов - оберегов.

Наш оберег будет выполнен в форме подвески, состоящий из двух круглых заготовок, соединенных между собой. В центре круга прикрепляется орнамент и декорируется бисером или нитью. К готовому оберегу пришивается шнурок.

(Учитель демонстрирует готовый оберег)

В быту ханты широко используют сукно. Цвета для суконных изделий обычно выбирают самые сочные: зеленый (восты), желтый (вусьлом), красный (вурты), синий (этрхары). Вы должны выбрать в какой цветовой гамме будет представлен ваш оберег, и какой орнамент будет на нем изображен. Подбирая цветовую палитру, помните: цвета должны сочетаться между собой и не подавлять друг друга. Бисер выбирайте ровный примерно одного размера.

V. Практическая работа.

У нас имеются уже готовые заготовки кругов и шаблоны различных орнаментов. Приступая к работе, помните о правилах безопасного обращения с ножницами, иглами.

– Как вы думаете, что поможет сделать ваше изделие по - настоящему красивым?

  • Аккуратность.

  • Точность.

– И ещё самое главное над изделием работают молча, думая только о хорошем, вкладывая в изделие свою любовь и доброту.
Стежки прокладывайте небольшие аккуратные, чем менее они заметны, тем выше уровень мастерства выполненной работы.

(Учитель делает целевые обходы, дает рекомендации детям.)



VI. Подведение итогов урока.

Проведя осмотры ваших работ, я пришла к выводу, что большинство из вас поняли принцип изготовления хантыйского оберега и, приложив немного старания, вы сможете выполнить такие обереги, даже для продажи.

V.Рефлексия.

На доске вы видите магниты с веселыми и грустными смайликами. Покажите свое настроение, прикрепите магниты к изображениям наших орнаментов.

Наше занятие подошло к концу, не забываем по окончании работы убрать свое рабочее место, вымыть руки.

До свидания!