Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белояркого района «Средняя общеобразовательная школа им.И.Ф. Пермякова с.Полноват
Урок технологии в 8 классе по теме:
«Изготовление медальона – оберега коренных народов Севера»
Подготовила:
учитель технологии
Филиппова О.Г.
с.Полноват, 2017
Тема урока: «Изготовление медальона- оберега коренных народов Севера.»
Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся о промыслах искусства народов Севера.
Задачи урока:
обучающая: научить технологии изготовления хантыйского оберега;
развивающая: развивать эстетический вкус, творческие способности детей; укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство).
воспитательная: воспитывать трудолюбие аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения Ханты – Мансийского округа – Югры, любовь к родному краю.
Принципы обучения:
Методы обучения:
Форма организации труда учащихся:
Тип урока - комбинированный
Инструменты: игла, наперсток, ножницы, карандаш.
Объект труда – медальон - оберег
Наглядность – показ трудовых приемов, необходимых для выполнения медальона – оберега, изображения орнаментов
Ход урока:
I. Организация урока.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Изготовление медальона - оберега коренных народов Севера».
II. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке технологии, мы с вами изучили тему: «Предпринимательство в семье»
Назовите мне основные способы предпринимательства в семьях коренных народов Севера?
(ответы учащихся)
Основные способы предпринимательства в семьях коренных народов Севера: добыча рыбы и пушного зверя, сбор дикоросов, изготовление сувенирной продукции из бисера и сукна, изготовление предметов быта.
III. Изучение нового материала.
Мы вами выяснили, что одним из способов предпринимательства в семьях коренных народов Севера, может являться изготовление национальных предметов быта. Такими предметами могут быть: медальоны - обереги, прихватки, кошельки и многие другие замечательные вещи. Мы с вами остановимся на медальоне-обереге. Что же такое оберег? Дело в том, что строгого определения, что такое оберег, у народов ханты и манси, нет. Чаще всего оберегом служит какой-то предмет быта расшитый орнаментом и именно орнамент несет смысловую нагрузку. Орнамент имеет огромное эстетическое значение, кроме того, это – форма защитной магии, связь с миром духов. Как и в древние времена, орнамент служит не только украшением, но и оберегом, защитой от недобрых, злых духов.
Как вы думаете, что такое орнамент?
(Ответы детей)
Орнамент – означает узор или украшение, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов.
Девочки, а какие орнаменты знаете вы?
(Ответы детей)
Глухарь, заячьи уши, кедровая шишка
Основные мотивы для орнамента человек находил в природе, поэтому орнаменты это изображения частей какого-нибудь животного или растения. Особо почитаются, те животные и растения, которые обитают в данной местности. Самые распространенные орнаменты в нашей местности: «заячьи ушки», «след белки», «ветка березы», «медвежьи уши», «щучьи зубы», «рога лося», «лягушка», «хвост тетерева», глухарь и много различных красивых названий.
(Педагог показывает орнаменты)
Давайте, также обратим внимание на цвета.
Используют ханты пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;
Ребята, как Вы думаете, какие три цвета наиболее значимы и что они символизирует для Югорского края?
( Ответы детей)
Синий цвет
Белый цвет
Зеленый цвет
Все эти цвета представлены на гербе Югры.
IV. Демонстрация приемов выполнения медальона - оберега
А сейчас, вооружившись необходимыми знаниями, мы приступим к изготовлению медальонов - оберегов.
Наш оберег будет выполнен в форме подвески, состоящий из двух круглых заготовок, соединенных между собой. В центре круга прикрепляется орнамент и декорируется бисером или нитью. К готовому оберегу пришивается шнурок.
(Учитель демонстрирует готовый оберег)
В быту ханты широко используют сукно. Цвета для суконных изделий обычно выбирают самые сочные: зеленый (восты), желтый (вусьлом), красный (вурты), синий (этрхары). Вы должны выбрать в какой цветовой гамме будет представлен ваш оберег, и какой орнамент будет на нем изображен. Подбирая цветовую палитру, помните: цвета должны сочетаться между собой и не подавлять друг друга. Бисер выбирайте ровный примерно одного размера.
V. Практическая работа.
У нас имеются уже готовые заготовки кругов и шаблоны различных орнаментов. Приступая к работе, помните о правилах безопасного обращения с ножницами, иглами.
– Как вы думаете, что поможет сделать ваше изделие по - настоящему красивым?
– И ещё самое главное над изделием работают молча, думая только о хорошем, вкладывая в изделие свою любовь и доброту.
Стежки прокладывайте небольшие аккуратные, чем менее они заметны, тем выше уровень мастерства выполненной работы.
(Учитель делает целевые обходы, дает рекомендации детям.)
VI. Подведение итогов урока.
Проведя осмотры ваших работ, я пришла к выводу, что большинство из вас поняли принцип изготовления хантыйского оберега и, приложив немного старания, вы сможете выполнить такие обереги, даже для продажи.
V.Рефлексия.
На доске вы видите магниты с веселыми и грустными смайликами. Покажите свое настроение, прикрепите магниты к изображениям наших орнаментов.
Наше занятие подошло к концу, не забываем по окончании работы убрать свое рабочее место, вымыть руки.
До свидания!