СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока А.Островский "Гроза".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для учителей литературы. Тема урока: А.Островский. "Гроза".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока А.Островский "Гроза".»


Конспект урока литературы

Тема: «Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие».

Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

Оборудование: тексты пьесы, репродукция картины И. И. Левитана «Вечер. Золотой плес», аудиозапись явлений пьесы, иллюстрации.

Оформление доски: запись темы, репродукция картины, иллюстрации.


Ход урока

    1. Проверка домашнего задания.

      1. Беседа.

      1.1 Почему комедия из жизни купечества приобретает общечеловеческое звучание?

      1.2. Отражает ли название комедии сущность её основного конфликта?

      2. Слово учителя (итог)

      Итак, мы можем сказать, что комедия отличается правдивостью изображения жизни , типичностью образов, яркостью бытовых картин. Драматург показал — и это было шагом вперед в истории драматического искусства, - как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение.

    1. Изучение нового материала.

      Сообщение темы учителем. Учащиеся записывают ее и план урока в тетрадях. Постановка цели.

План урока.

1. Творческая история драмы «Гроза».

2. Тема, идея, конфликт пьесы.

3. Композиция пьесы, жанр.


1. Слово учителя и беседа по первому восприятию пьесы.

1.1. Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно за помнилось, почему?

1.2. О чем это произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский?

1.3. Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

      2. Слово учителя.

      Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» — это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

3. Сообщение ученика «Творческая история драмы «Гроза».

    4. Беседа.

    4.1. Какие события, наблюдения, переживания автора отразились в содержании пьесы?

5. Лекция учителя и беседа о жанре и композиции пьесы

5.1. Лекция

5.1.1. Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее тема? Идея?

5.1.2. В чем заключается конфликт?

Попытаемся понять, как отвечают на эти вопросы литературоведы.

«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, — это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт — Катерины и Бориса с окружающей их средой — объединяет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем:

а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;

б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

в) рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.;

д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

5.2. Беседа

5.2.1. Какова композиция пьесы?

(Экспозиция — картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. I, явл. 1-4).

Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).

Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса — и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец д. IV. Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация — Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (д. V, явл. 4).

Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7).

5.2.2. Каково жанровое своеобразие пьесы «Гроза»?

(По всем признакам жанра, пьеса Гроза — трагедия, так как конфликт между героями приводит трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин.

Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчеркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий.)

    1. Итог урока и выставление оценок.

      1. Слово учителя.

      Сегодня мы с вами на уроке познакомились с еще одним прекрасным произведением Островского.

      2. Беседа.

      2.1. Давайте вспомним какова тема и идея драмы? ( тема — столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, идея — смелое обличение социальных порядков, беспощадная правда, с которой изображаются нравы правящих классов и положение трудового люда).

      2.2. Каково жанровое своеобразие пьесы? (трагедия с элементами комизма).

      После подведения итогов учитель выставляет учащимся отметки в журнал.

    2. Домашнее задание.

1. Пересказ лекции.

2. Учебник. Пересказ «Творческая история «Грозы».

3. Опережающее задание. Учить наизусть на выбор отрывки:

— д I, явл. 3 Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, …Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копеечку».

— д. I, явл. 7. Катерина: «Какая я была резвая!... Точно я снова жить начинаю, или ... уж и не знаю». (Без слов Варвары).

— д. III, явл. 3. Кулигин: «Вот какой, сударь, у нас городишко... Да вот пара!»

4. Перечитать д. I. Знакомство с героями, городом. Подготовиться к беседе.

      1. Индивидуальное задание: Сообщение «Город Калинов и его обитатели, острая сатира на купечество».




Конспект урока литературы

Тема: «Базаров — нигилист"

Цель урока: познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.

Оборудование: текст произведения, оформление доски.

Оформление доски: запись темы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

      1. Беседа.

      1.1. Учащиеся зачитывают все варианты определений понятия «нигилизм». При необходимости учитель дополняет ответы:

Нигилизм — это...

— (от лат, nihil — «ничто») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)

— «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)

— «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)

— «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин... приравнивал нигилизм к скептицизму. (М. Катков)

    1. Проверка заполнения таблицы.

      Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.

2. Слово учителя (итог).

2.1. Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам? Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?

(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)


    1. Изучение нового материала.

      Сообщение темы учителем. Учащиеся записывают ее в тетрадях. Постановка цели.

    1. Слово учителя.

      Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.

— Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует?

(В первой сцене, происходящей за утренним чаем, принимают участие братья Кирсановы и Аркадий. Именно здесь впервые прозвучало слово «нигилист», не на шутку встревожившее старшее поколение, обозначавшее критическое отношение ко всем существующим «авторитетам» и «принципам» («нигилист — это человек, которые не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».)

— С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?

(Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов и их ошеломляющее воздействие на отца и дядю. Они же переживают подобное состояние именно от осознания всего услышанного. Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто «не склоняется» ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены «существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Таким драматическим выводом Павел Петрович завершает свой разговор с молодым реформатором.)

    1. Беседа.

      Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.

2.1. Как изменяется разговор с появлением Базарова?

(Говоря о непризнании авторитетов, Базаров корректирует недавнее высказывание Аркадия о нигилисте смягчает его, допуская для себя признание того, что сочтет «делом». Но даже при таком раскладе он остается верен своим убеждениям. Если что-то Базаров и склонен принять, то только лишь пропущенным через собственное «я»: «мне скажут дело, я соглашусь...», — т. е. во главу угла ставится исключительно личный опыт, а не то, что выверено временем, является авторитетным и общепринятым.)

3. Комментарий учителя.

Две недели спустя в прямой «схватке» с Павлом Петровичем Базаров открыто заявит своему оппоненту можно обойтись и без «логики истории», иначе, без знания объективных закономерностей общественного развития без включенности в общий процесс исторического времени, с тем, чтобы обрести свое место в поступательном движении истории.

Однако всеобщее отрицание тургеневского героя не было стихийным и тем более бесцельным. Оно имело конкретное историческое обоснование, обусловленное противостоянием «новых» людей дворянскому аристократизму. Связывая единственно с ним тяготы русской жизни (не случайно тургеневский роман открывается картинами предреформенной деревни), демократический герой, естественно, не желает иметь ничего общего с наследием «отцов».

    1. Беседа.

      4.1. С чем связано обращение автора к картине предреформенной деревни?

(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)

4.2. Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?

(Пронзительно страшное запустение во всем: «Церкви... с отвалившеюся кое-где штукатуркой… с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами»; «как нищие в лохмотьях... придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы»; «мужички... все обтерханные, на плохих клячонках»… в церквах, природе, людях, животных, кладбищах... Какая-то всеохватная «обтерханность»! А еще все вокруг необыкновенно уменьшенное, ничтожное, недужное. Причем «ничтожество» и «недуг» выступают в описании крестьянской жизни тесно связанными: «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики». На фоне болезненно измельченного деревенского мира единственное, что впечатляет своими размерами, это «зевающие воротища» молотильных сарайчиков «возле опустелых гумен».)

4.3. Какова роль третьей сцены?

(В третьей сцене «схватки» — героев особенно резко обозначились конфликтообразующие стороны, представленные двум диаметрально противоположными общественными сознаниями — демократическим и либеральным: «лекарь» против «аристократишки» и наоборот. Базарова глубоко раздражают рассуждения Павла Петровича об исторической роли английской аристократии, о чувстве собственного достоинства, долге, уважении к личности.)


5. Слово учителя.

Базаров — умный и глубокий человек. Его нигилистическое сознание во многом проистекает из присущего ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть все: «пошлость», «доктринерство», «недостаток в честных людях», бесконечные толки о парламентаризме... но где нет главного — «дела». Отрицая все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта Базаров ничего не может предложить взамен, кроме неистового желания разрушить по его твердому убеждению, старое, отжившее. В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как отсутствует опора в прошлом и видение перспективы будущего.

6. Аналитическая беседа.

Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.

6.1. Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?

(Теперь герой воспринимает мир не как естествоиспытатель, а внутренним зрением, «глазами души». В таком состоянии он перестает быть зависимым от власти идей, становится, благодаря собственной духовной мощи, для них неуязвимым. Базаров убеждается, что помимо выбранной им цели —отрицания старого жизнеустройства — и движения к ней, в жизни человека есть ценности более важные и необходимые для сохранения и развития самой человеческой жизни. Одна из них — способность видеть мир единичным, неповторимым и принимать этот мир в его же самозначимости. Это открытие стало для Базарова основанием глубокого духовного кризиса, представившего его уже не героем цели, а рефлектирующим героем.)

6.2. Можете ли вы привести примеры проявления «обновленного» Базарова?

(Базаров рассказывает Аркадию о «той осине» из детства, воспоминания о которой живы и дороги ему. Ему хочется, чтобы его воспринимали не как «государство какое или общество», т. е. что-то обезличенное, но в отдельности, выделенности из общего. Больше того, прежде воспринимавший человека как слаженный биологический организм, он неожиданно соглашается с мыслью о том, что всякий человек — загадка».)

6.3. В чем выражается духовный кризис Базарова?

(Остро сознающий личное«я», Базаров болезненно переживает конечность своего существования на фоне вечного бытия природы. Прежде такая знакомая и полезная («Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), она начинает вызывать у Базарова глухое раздражение и горькие раздумья о собственной ничтожности и оставленности в огромном мироздании («Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет...»), о своей временности и случайности в общем потоке времени, где, по словам героя, «меня не было и не будет». Он не может смириться с мыслью о том, что человек перед вечностью это всего лишь «атом», «математическая точка». И потому говорит о жизни как о «безобразии». В таком состоянии трудно думать о каких-то Филиппе или Сидоре, которые придут после тебя, ушедшего навсегда, тем более посвятить им свою «мгновенную» жизнь.)

6.4. Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?

(Неизбывная тоска Базарова от осознания краткости человеческого бытия напрямую связана с мироощущением самого Тургенева, «трагической установкой духа» писателя.)

6.5. Какой выход для человека предлагает Тургенев?

(Один выход Тургенев описал в «Записках охотника» — раствориться в природе, войти в стихийное течение жизни. Но Тургенев не мог привести своего героя к «жизни безличной»: у автора «Отцов и детей» была другая установка.

По мысли писателя, чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной жизни природы, человек должен, несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью, сохранить в себе «огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неудержимо летящую вперед. Но не на ту, с какой сравнивает Базаров Аркадия, стремящегося к «гнезду», к обыкновенному человеческому существованию, покою, уюту.)


III. Итог урока и выставление оценок.

    1. Слово учителя.

      Базаров — бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Путь к цели Базарова — «горькая, терпкая, бобылья жизнь» — это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух, личности, внутренне свободной. Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

    1. Беседа.

      2.1. Давайте вспомним, что такое нигилизм? ( это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государственных институтов).

      2.2. Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам? (для ответа детям предлагается выписать цитаты из текста).

      После подведения итогов учитель выставляет учащимся отметки в журнал.


IV. Домашнее задание

Подумать над вопросом: почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?



Конспект урока литературы

Тема: « А. С. Пушкин «Сожженное письмо»

Цель урока: провести параллель между творчеством и жизнью Пушкина; закрепление навыков анализа лирического текста.

Оборудование: портрет Пушкина и портрет Е. К. Воронцовой (рисунок самого поэта). Музыкальное оформление — «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.

Оформление доски: запись темы, портреты Пушкина и Воронцовой.


Ход урока

    1. Проверка домашнего задания.

      1. Беседа.

      1.1. Какая часть стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» показывает пробуждение от мучительного сна? Чем она отличается от двух основных? (третья часть построена иначе: движение в ней идет не от кульминации к спаду, па от пробуждения к нарастанию душевного подъема).

      1.2. Кто их русских композиторов торжественный взлет радости и восторга воспроизвел в музыке своего романса? (М.И. Глинка посвятил свой романс дочери А.П. Керн).

II. Изучение нового материала.

Сообщение темы учителем. Учащиеся записывают ее в тетрадях. Постановка цели.

  1. Слово учителя.

    Произведение тогда талантливо и совершенно, когда оно задевает сокровенные струны в душе каждого, находит отклик в сердцах многих. И, в сущности, не так уж важно, по какому поводу оно написано, кому посвящено. Для читателя такое произведение становится своим, глубоко личным, он находит в нем себя, узнает свою боль или радость.

И все же будем пунктуальными исследователями, и в начале нашего разговора откроем одну из страниц жизни великого поэта, что позволит нам более глубоко, тонко проанализировать его «Сожженное письмо».

Летом 1823 года поэт был назначен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова, в Одессу. Здесь он и познакомился с его женой, одаренной, культурной женщиной, которая к тому же была хороша собой.

«Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в нее», — отмечает писатель В. Соллогуб. «Принцесса Бельветриль» (так поэт называл Елизавету Ксаверьевну) оставила в его жизни большой и глубокий след.

Издавна считается, что такие пушкинские шедевры, как «Ангел», «Сожженное письмо", «Талисман», «Желанье славы», «Прозерпина» и др. вдохновлены чувством к Воронцовой. Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью М. С. Воронцова.

Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и «грозный час разлуки» с Воронцовой. Она подарила Александру Сергеевичу на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым камнем. Это кольцо Пушкин бережно хранил. В свой смертный час он подарил свой заветный талисман В. А. Жуковскому, другу, учителю.

Сестра поэта вспоминает, с каким нетерпением поэт ожидал писем из Одессы. Получив долгожданную весточку, он уходил в свою комнату и запирался, чтоб никто не мешал беседовать с той, которая покорила его сердце. Потом сжигал ее письма.

Из воспоминаний П. Бартенева: «Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказывала читать их себе вслух. Она... не могла забыть очарований пушкинских бесед. С ним соединились для нее воспоминания молодости».


2. Чтение и анализ стихотворения

2.1. Выразительное чтение стихотворения

2.2. Комментирование и анализ текста.

2.2.1. Вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано?

(Письмо для него — не просто лист бумаги со словами любви. Оно от любимой. Оно для него — часть возлюбленной, и поэт обращается к нему, как к живому существу.)

2.2.2. Покажите одушевленность сжигаемого письма.

(Поэт словно просит простить его: что делать — она велела! Поэт обращается к нему: прощай, гори, листы твои, пепел милый, останься. Для него — это письмо живой любви, все радости мои».

«Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...»).

2.2.3. Велела! Почему выбран именно этот глагол? Можно ли его заменить? Подберите и сравните синонимы.

(Потребовала, приказала, попросила. Нет, именно «велела»! И никакое другое. В этом слове есть что-то царственное. Повелевает царица, королева, ее невозможно ослушаться.)

2.2.4.Почему поэт не заканчивает фразу до конца, ставит многоточие, точно обрывает ее.

(Герой не в состоянии вымолвить приговор, и спазмы перехватывают горло. Фраза словно захлебнулась, оборвалась.)

    1. Беседа.

      Для поэта письмо любимой — свято. Его касались его руки, там дорогие слова. В письме — «все радости его». А нужна ли такая жертва? Ведь утаить письмо нетрудно... Никто и никогда не узнает о содержании письма, честь любимой, ее доброе имя будут сохранены, а для сердца поэта сохранится отрада — ее письмо.

3.1. Возможна ли для поэта такая хитрость как ослушание?

(Нет, ни в коей мере. Для поэта требование любимой — священно. «Она велела...». В пушкинскую эпоху этого было достаточно.)

3.2. Вспомним, чем завершается письмо Татьяны Евгению Онегину:


Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...


3.3. Найдите строки, свидетельствующие о мучительном переживании перед принятием тяжкого решения.

(«Как долго медлил я, как долго не хотела / Рука предать огню все радости мои…»).

3.4. Какой эффект достигается повторением: как долго... как долго?

(Мы чувствуем напряженность момента. Создается ощущение высокой патетики...)

3.5. «Но полно, час настал...» Что означает этот час для поэта?

(Час пробил — напрашивается поневоле. Час настал, час пробил — так говорят о важном решении. Вместе с уничтожением письма гибнет и часть души поэта.)

3.6. Какими словами передается полная отрешенность поэта от внешнего мира?

(«Ничему душа моя не внемлет». Поэт ничего не замечает кругом себя).

3.7. Моление поэта беззвучно, явствен лишь один возглас: «О Провиденье!» Что означает это слово? Почему поэт обращается к Провиденью, о чем его мольба?

(Провиденье — это Бог, Судьба. Поэт сокрушен, он ищет в Боге духовную опору.)

3.8. Письмо превратилось в пепел. «Свершилось!» Но даже пепел от письма снят для поэта. «Останься век со мной на горестной груди...» О какой традиции говорит здесь поэт?

(Для русского человека пушкинской эпохи был характерен обычай носить ладанку, то есть сумочку с ладаном или какою-нибудь святынею. Ладанка носилась вместе с крестом на шее и считалось оберегом. Святыня могла помещаться и в ювелирное изделие, например в медальон. Таким об разом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.)

3.9. Перед нами два письма о любви. Одно от Нее, ему суждено быть сожженным. А другое... от кого? Кому принадлежит?

(Второе письмо — горестный монолог самого поэта, где каждое слово дышит неподдельной любовью.)


    1. Подведение итогов и выставление оценок.

      1. Слово учителя.

Поэт не только прощается с письмом — он прощается с любимой, иначе боль его не была бы так мучительна. Но «пепел милый» останется на груди, в душе — нетленные слова любви.

  1. Беседа.

    2.1. Давайте вспомним, какие еще стихотворения А.С. Пушкина проникнуты глубокими любовными страданиями? («Простишь ли мне ревнивые мечты», «Признание», «Не пой, красавица, при мне...» и др.)

    После подведения итогов учитель выставляет учащимся отметки в журнал.

IV. Домашнее задание.

    1. Выучить стихотворение.

    2. Сделать письменный анализ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!