СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Антропогенное воздействие на биосферу"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит мультфильм про экологию и презентацию.

Тема урока –  Антропогенное воздействие на биосферу.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Цель урока:  создать условия для изучения  масштабности и последствий  антропогенного воздействия на природу.

Задачи:

образовательные:

- обобщить знания об антропогенном воздействии на окружающую среду;

 - выявить  возможность оптимистического развития цивилизации при соблюдении определенных условий;

- предложить способы решения проблемы антропогенного воздействия на природу.

развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;
  • формировать информационную культуру.

воспитывающие:

  • сформировать бережное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать патриотические чувства.

Обеспечение урока:

  • проектор, ноутбук;
  • мультимедийное сопровождение;
  • раздаточный материал: кластер, таблица, лист самооценки, задания и материалы  для практической работы.

План урока

1.  Этап. Актуализация знаний. Стадия Вызова

2.  Этап. Стадия осмысления. Закрепление

3. Этап. Стадия рефлексии. Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока по теме

«Антропогенное воздействие на природу»

Этапы

урока

 

Дидакти-ческая

цель

Метод

обучения

 

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1 Этап

Актуализация знаний. Стадия вызова

актуализация имеющихся знаний по данной теме.

Совместное целеполагание и составление плана изучения новой темы

Прием «Знаю-Хочу знать -Узнал»,

прием инсерт, метод мозгового штурма, интерактивный метод

 

метод мозговой атаки,

(эвристи-ческая  беседа)

Интерак-тивный метод

 

преподаватель обеспечивает эмоциональный настрой на изучение темы в процессе  чтения стихотворения;

используя прием инсерт,   направляет мыследеятельность  учеников при заполнении таблицы «я знаю – я хочу знать – я узнал»;

управление активной мыслительной деятельностью по самостоятельному определению ключевых направлений работы на уроке, в формулировании темы, цели и задач урока.

Учитель обеспечивает высокий уровень учебной мотивации учащихся(формируются непосредственно-побуждающие, перспективно-побуждающие и интеллектуально-побуждающие мотивы)

Учащихся настраиваются на работу (формируется заинтересованность, эмоциональный отклик, осознание того, что какие-то знания уже имеются, что-то необходимо повторить, обобщить, что-то приобрести новое, возникает потребность узнать, формируются предпосылки к активной познавательной деятельности)

Заканчивается этап самостоятельной формулировкой цели и задач учащимися.

 

2 этап

Стадия осмысления. Закрепление. Домашнее задание

Организа-ция активной работы с информацией (ее расширение, углубление,

обобщение)

Определение направлений в дальнейшей работе над темой 

Кейс-метод, прием кластера, инсерт, метод проектов, практический метод,

метод мозговой атаки, интерактивный метод  

Руководство  самостоятельной работой учеников в заполнении кластера.

Педагогическая поддержка в самостоятельной работе над углублением понятия «экологическое образование», расширением знаний об административно-правовых мерах пресечения за экологические преступления,  в вопросах обновления экологических технологий защиты окружающей среды.

Управление деятельностью студентов с различными источниками информации и избыточной информацией.

Методический инструктаж к практическим работам (помощь в выполнении проектов и презентаций).

Оценка и поведение итогов, предоставление  дополнительной информации, направленной на расширение  знаний по представленным проектам.  

 

Учитель дает инструктаж по выполнению домашней работы

 

Самостоятельная работа учащихся по заполнению кластера.

Работа с литературой, интернет-источниками, нормативно-правовыми документами над расширением имеющихся знаний.

 

Практическая деятельность по выполнению проектов и их презентации (рекламе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнюю работу

 

3 этап

Стадия рефлексии

Систематизация нового материала, встраивание нового опыта, новых знаний в личностный опыт.

  

Прием «Знаю - Хочу узнать - Узнал», Заполнение листов самооценки,  Интерактивный метод

 

Учитель руководит  процессом формирования оценочных суждений и умозаключений; подводит к осознанию ценности полученных знаний,

Обеспечивает формирование умений критически оценивать собственную деятельность на уроке,  собственную мыслительную деятельность.

 

 

Подводит итог урока

Осознание практической и теоретической значимости полученных знаний Формирование умений самооценки, самоанализа собственной учебной деятельности.

Повторное осмысление результатов собственной деятельности

 

 

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока»

Тема урока – Антропогенное воздействие на биосферу.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: создать условия для изучения масштабности и последствий антропогенного воздействия на природу.

Задачи:

образовательные:

- обобщить знания об антропогенном воздействии на окружающую среду;

- выявить возможность оптимистического развития цивилизации при соблюдении определенных условий;

- предложить способы решения проблемы антропогенного воздействия на природу.

развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;

  • формировать информационную культуру.

воспитывающие:

  • сформировать бережное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать патриотические чувства.

Обеспечение урока:

  • проектор, ноутбук;

  • мультимедийное сопровождение;

  • раздаточный материал: кластер, таблица, лист самооценки, задания и материалы для практической работы.

План урока

1 Этап. Актуализация знаний. Стадия Вызова

  1. Этап. Стадия осмысления. Закрепление

3Этап. Стадия рефлексии. Подведение итогов










Технологическая карта урока по теме

«Антропогенное воздействие на природу»

Этапы

урока


Дидакти-ческая

цель

Метод

обучения


Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1 Этап

Актуализация знаний. Стадия вызова

актуализация имеющихся знаний по данной теме.

Совместное целеполагание и составление плана изучения новой темы

Прием «Знаю-Хочу знать -Узнал»,

прием инсерт, метод мозгового штурма, интерактивный метод


метод мозговой атаки,

(эвристи-ческая беседа)

Интерак-тивный метод

преподаватель обеспечивает эмоциональный настрой на изучение темы в процессе чтения стихотворения;

используя прием инсерт, направляет мыследеятельность учеников при заполнении таблицы «я знаю – я хочу знать – я узнал»;

управление активной мыслительной деятельностью по самостоятельному определению ключевых направлений работы на уроке, в формулировании темы, цели и задач урока.

Учитель обеспечивает высокий уровень учебной мотивации учащихся(формируются непосредственно-побуждающие, перспективно-побуждающие и интеллектуально-побуждающие мотивы)

Учащихся настраиваются на работу (формируется заинтересованность, эмоциональный отклик, осознание того, что какие-то знания уже имеются, что-то необходимо повторить, обобщить, что-то приобрести новое, возникает потребность узнать, формируются предпосылки к активной познавательной деятельности)

Заканчивается этап самостоятельной формулировкой цели и задач учащимися.

2 этап

Стадия осмысления. Закрепление. Домашнее задание

Организа-ция активной работы с информацией (ее расширение, углубление,

обобщение)

Определение направлений в дальнейшей работе над темой

Кейс-метод, прием кластера, инсерт, метод проектов, практический метод,

метод мозговой атаки, интерактивный метод

Руководство самостоятельной работой учеников в заполнении кластера.

Педагогическая поддержка в самостоятельной работе над углублением понятия «экологическое образование», расширением знаний об административно-правовых мерах пресечения за экологические преступления, в вопросах обновления экологических технологий защиты окружающей среды.

Управление деятельностью студентов с различными источниками информации и избыточной информацией.

Методический инструктаж к практическим работам (помощь в выполнении проектов и презентаций).

Оценка и поведение итогов, предоставление дополнительной информации, направленной на расширение знаний по представленным проектам.


Учитель дает инструктаж по выполнению домашней работы


Самостоятельная работа учащихся по заполнению кластера.

Работа с литературой, интернет-источниками, нормативно-правовыми документами над расширением имеющихся знаний.


Практическая деятельность по выполнению проектов и их презентации (рекламе).










Записывают домашнюю работу

3 этап

Стадия рефлексии

Систематизация нового материала, встраивание нового опыта, новых знаний в личностный опыт.

Прием «Знаю - Хочу узнать - Узнал», Заполнение листов самооценки, Интерактивный метод


Учитель руководит процессом формирования оценочных суждений и умозаключений; подводит к осознанию ценности полученных знаний,

Обеспечивает формирование умений критически оценивать собственную деятельность на уроке, собственную мыслительную деятельность.



Подводит итог урока

Осознание практической и теоретической значимости полученных знаний Формирование умений самооценки, самоанализа собственной учебной деятельности.

Повторное осмысление результатов собственной деятельности


Ход урока

  1. Организационный момент

Парты расположены таким образом, чтобы удобно было организовать работу в трех группах. На партах лежит заранее подготовленный раздаточный материал: вопросы для анализа мультфильма; мультимедийное сопровождение; лист ученика , в который входят кластер, пустая таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал», «Таблица успеха» для самооценки (ПРИЛОЖЕНИЯ А, Б).

На экране – девиз урока: «Думай глобально – действуй локально!» на фоне природы и портрета автора слов девиза – Махатмы Ганди

- Здравствуйте, уважаемые студенты. Садитесь. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке и надеюсь на плодотворное сотрудничество.

  1. Актуализация знаний. Стадия Вызова

На этой фазе учащихся под руководством учителя образовательного процесса реализуют следующие задачи:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме,

  • пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой путем вовлечения учеников деятельность по формулировке гипотез, предположений; путем создания проблемы. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить,

  • самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы: формулирование темы урока и его цели.

Ведущие методы: Прием «Знаю - Хочу знать - Узнал», прием инсерт, метод мозгового штурма.

Учитель:

- Для начала предлагаю вам внимательно выслушать стихотворение С.Михалкова «Стон Земли».

Выразительное чтение наизусть, сопровождаемое демонстрацией слайдов:

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Всё то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю.

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли…

Очнитесь, Люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

Беседа фронтальная, управляющая активной мыслительной деятельностью по самостоятельному определению ключевых направлений работы на уроке, в формулировании темы, цели и задач урока.

Учитель: Вы услышали Стон Земли. От чего стонет Земля? О чем свидетельствуют услышанные вами строки?

Ученики: о загрязнении окружающей среды

Учитель: Кто наносит раны планете?

Ученики: Всему виной человек.

Учитель: Правильно. А о чем говорят эти слова…

Всё то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек…

Уч.: о неразумном использовании природных ресурсов Земли

Учитель: К чему может привести хозяйственная деятельность человека?

Уч: К уничтожению всего живого на Земле.

Используются приемы «Знаю - Хочу знать - Узнал».

На экране пустая таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал», которая заполняется последовательно на основе умозаключений, выполненных учениками в процессе общения.

Учитель: Да, действительно, человек в результате своей деятельности чаще всего оказывает пагубное влияние на природу, которое может привести к необратимым глобальным последствиям. Перед вами таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал». Зафиксируйте в графу «Я знаю» то, как влияет человек на природу в результате своей деятельности.

Учащиеся делают свои умозаключения, вписывают в карточки, лежащие на столах. По результатам управляемого обсуждения заполняется первый столбец таблицы на доске.

Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (после заполнения 1 столбца)

«Я знаю»

«Хочу узнать»

«Я узнал»

Человек потребляет ресурсы природы



Человек загрязняет природу



Человек уничтожает биосферу



- Анализируя содержимое графы «Я знаю», сформулируйте тему урока.

Уч.: Воздействие человека на окружающую среду.

Учитель: Верно. Но так как слово «Человек» – по-греч. "антропос", а окружающая среда объединяет все живое на Земле и называется биосферой, то как можно переформулировать тему урока?

Уч: «Антропогенное воздействие на биосферу».

Учитель: Итак, понимая необходимость формирования грамотной и активной жизненной позиции в вопросах сохранении природы на земле, нам с вами наверное хочется узнать о характеристиках той угрозы, которую несет человек своим воздействием на биосферу. Что нового по теме урока вы хотели бы узнать? Запишите возникшие вопросы, в графе «Хочу узнать». Это позволит нам в дальнейшем сформулировать цель урока.

(совместное заполнение графы «Хочу узнать» )

«Я знаю»

«Хочу узнать»

«Я узнал»

Человек потребляет ресурсы природы

Масштабность антропогенного воздействия


Человек загрязняет природу

каковы последствия антропогенного вмешательства в природу


Человек уничтожает биосферу

как решить проблему загрязнения окружающей среды


Итак, какова цель нашего урока?

Уч.: рассмотреть особенности антропогенного воздействия человека на природу, определить масштабность этого влияния, раскрыть пути решения проблемы?

Учитель: Верно. Цель урока – раскрыть сущность и пути решения проблемы антропогенного воздействия на биосферу.

На экране - тема и цель урока.

  1. Стадия осмысления

На этой фазе решаются две основные задачи:

  • организация активной работы с новой информацией, когда ученик подчиняет работу личной цели в изучении материала, сформулированной на первой фазе;

  • самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.

Ведущие методы и приемы: кейс-метод, приемы кластера, «мозгового штурма», метод проектов

А) Работа с кластером

Здесь учащиеся выделяют смысловые единицы в графическом их оформлении в определённом порядке в виде грозди и устанавливают причинно–следственные связи между отдельными смысловыми блоками (индивидуально или в группах).

Учитель: Для реализации поставленной цели я предлагаю посмотреть фрагмент экологического мультфильма. Во время просмотра обратите внимание:

- Какие виды загрязнения представлены в фильме?

- Каковы последствия антропогенного воздействия на окружающую среду?

- Попробуйте предложить пути решения данной проблемы.

Все внимание на экран.

(Просмотр фрагмента фильма об экологической катастрофе)

Учитель: Осмысливая содержание мультфильма ответьте на поставленные ранее вопросы и заполните кластер, который лежит перед вами (ПРИЛОЖЕНИЕ Б-II).

При выполнении задания вы также можете пользоваться словарем с новыми для вас понятиями и учебником. На выполнение задания вам отводится 3 минуты.

(Заполнение кластера учащимися на карточках. Заполняя кластер, ученики сопоставляют ранее известные им виды антропогенного воздействия на биосферу с новыми для них понятиями, отражающими последствия этого воздействия. Также результатом этой работы станет самостоятельное формулирование учащимися путей решения выявленных экологических проблем)

Учитель: Приступаем к проверке кластера. На какие составляющие биосферы оказывает влияние человек? Какие глобальные последствия возникают в результате пагубного воздействия человека на биосферу?

(Ученики по ходу проверки предлагают свои ответы, заполняют у доски соответствующие вопросам ветви кластера)


























Учитель: Спасибо. Итак, вы назвали такие последствия воздействия человека на природу как снижение биологического разнообразия, природные катаклизмы, истощение природных ресурсов, разрушение озонового слоя, усиление парникового эффекта, выпадение кислотных осадков.

Давайте выявим сущность этих новых для вас терминов, для этого поработаем со словарем(ПРИЛОЖЕНИЕ А). Задание: выделить ключевые слова в определениях терминов. Например, в словаре есть термин «Природные ресурсы». (читает - Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования). Ключевыми словами в определении термина будут «совокупность естественных тел и явлений природы». Приступаем к работе.

Фронтальная самопрверка задания)

Учитель: Спасибо, вы справились с заданием и расширили свой терминологический словарь. Приведем несколько фактов разрушительных последствий глобальных экологических проблем.

На экране – кадры, подтверждающие факты.

Знаете ли вы, что Европа «лысеет» от выпадения кислотных дождей, это не минует и Россию. Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы их восстановления. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, изменение климата уже обусловило в мире около 150 тыс.смертей и потерю примерно 5,5 миллионов лет жизни. Ежегодно на каждого жителя планеты добывается 20 т минерального сырья, 97-98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Есть над чем задуматься, не правда ли?..

Учитель: Какие же пути решения проблемы загрязнения биосферы вы бы смогли предложить?

Учащиеся: Сбор бытового мусора, утилизация отходов, озеленение природы.

Учитель: Спасибо, действительно очень важно участие каждого человека в сохранении экологического равновесия в природе. Однако динамика отрицательного воздействия человека на природу столь велика, что возникла необходимость в решении сложившихся проблем на государственном и международном уровне. В конце XX века в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию. В рамках этой конференции была принята Концепция устойчивого развития, в которой обозначены три направления выхода из экологического кризиса. Это экологическое образование, рациональное природопользование и усовершенствование технологий. В поддержку решения сложившихся экологических проблем по всему миру проходят экологические акции. Так, например, 22 марта в календаре объявлен Всемирным Днем Воды, а 22 апреля пройдет акция, посвященная Всемирному Дню Земли. Не менее важным является и то, что указами президентов РФ и РБ 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды

Домашнее задание: Составить таблицу «Положительное и отрицательное влияние на природу» (6-8 строк)

Практическая работа

Учитель: Перейдем от слов к делу. Девизом практической части нашего урока станут слова «Думай глобально, действуй локально. Давайте представим, что мы члены городской мэрии и нам необходимо решить проблему загрязнения биосферы. Для этого вы разделились на три группы. У нас заседают «Конструкторы», «Методисты», «Аналитики».

В процессе выдачи заданий и пояснений к их выполнению группам студентов раздаются листочки с заданиями (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Группе «Аналитиков» предлагается экологическая ситуация. Вам необходимо проанализировать ее, выделить последствия и предложить альтернативный способ решения проблемы.

Группе «Конструкторов» необходимо предложить нестандартный способ вторичного использования пластмассовых отходов. Для этого вы должны из предложенных деталей из пластмассы представить свою продукцию.

(На столах набор отходов из пластмассы, ножниц и др.)

Группа «Методистов в области охраны гидросферы» разрабатывает проект плаката, который должен содержать призывы, лозунги к рациональному использованию водных ресурсов. Материалы для оформления плаката вы можете взять из интернета.

На выполнение практических заданий отводится 10 мин. После выполнения работы каждая фокус-группа защищает свой проект. На защиту каждой работы отводится 1мин. При защите ваших проектов оценивается креативность и рациональность предложенных путей решения экологических проблем. Успехов и открытий!

Учитель- вам предоставляется возможность защитить свои проекты.

(Защита проектов с демонстрацией разработанного продукта (-ов))

К проекту «Аналитиков»:

1. Знаете ли вы, что в Люксембурге изобрели экспериментальную модель абсолютно экологически чистого автомобиля на планете, который работает на сжатом воздухе. Выхлопные газы автомобиля не выходят в атмосферный воздух, а подводятся в виде топлива к двигателю. Это особенно актуально, так как более 60% ЗВ выбрасывает в атмосферу автотранстпорт…

К проекту «Конструкторов»:

2. В мире начало работать единственное предприятие, способное перерабатывать и гибкие, и твердые пластмассы. Это важно, ведь на сегодняшний день по все миру образуется огромное количество синтетических гор.

К проекту «Методистов»:

3. А знаете ли вы, сколько литров воды расходуется в сутки, применительно к одному человеку. 400 литров….

Учитель: Ваши проекты получились интересными и полезными. Мне они очень понравились. А вам? Давайте оценим их. Проект оценивается в баллах от 1 до 5.

(На столах набор цифр от 1 до5. Учащиеся демонстрируют одну из цифр)

- Оцените, пожалуйста, работу группы «Аналитиков».

- Насколько по-вашему справились с заданием «Конструкторы»?

- Понравился ли вам проект «Методистов»?

Большое спасибо, что вы не остались равнодушными к проблеме и предложили замечательные способы ее решения.

Стадия рефлексии

задачи: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов); анализ и самоанализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе урока; анализ образовательного процесса в целом

Ведущие методы: беседа, прием «Знаю - Хочу знать - Узнал», анализ, самооценка

Учитель:

Итак, на уроке мы с вами раскрыли сущность антропогенного воздействия на биосферу, предложили пути решения проблемы. Что же нового вы узнали сегодня?

(вернуться к таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал» и заполнить графу «Я узнал»)

«Я знаю»

«Хочу узнать»

«Я узнал»

Человек потребляет ресурсы природы

Масштабность антропогенного воздействия

Проблема глобальна

Человек загрязняет природу

каковы последствия антропогенного вмешательства на природу

Глобальная экологическая катастрофа

Человек уничтожает биосферу

как решить проблему загрязнения окружающей среды

Как на мировом уровне, так и на уровне одного человека

Кроме того, мы увидели, как даже из мультфильма, предназначенного для малышей, можно извлечь много полезной информации, если правильно поставить себе цель перед просмотром, далее мы освоили новый для нас словарь терминов, привели в систему наши знания по теме, заполняя кластер, узнали целый ряд фактов. Не менее важно, что мы смогли продуктивно работать в группах и индивидуально, представлять наработанные результаты так, чтобы они понравились всем.

(Возврат к слайду с темой и целью урока)

Достигнута ли цель нашего урока?

Оцените свою деятельность на уроке, заполняя «Лестницу успеха» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б-III). Для этого необходимо поставить «+» над соответствующей областью: кто считает, что он достиг на уроке уровня «Знаю смысл понятия «Антропогенное воздействие на природу», ставит «+» над «знаю», если ваш уровень - «Понимаю масштабность сложившейся экологической проблемы» или «Умею предлагать способы решения экологических проблем», ставите «+» над соответствующими областями. «+» ставится один раз.


Рефлексия деятельности на уроке: «Лестница успеха»

УМЕЮ…


ПОНИМАЮ….



ЗНАЮ…



Литература

  1. Википедия. Свободная энциклопедия.[электронный ресурс] - / http://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Словарь


  1. Безотходная технология — это комплекс мероприятий, направленных на максимально полное использование сырья и образующихся при этом отходов, а также создание производства с замкнутым циклом без сброса сточных вод и без выброса в атмосферу вредных веществ.

2. Кислотные дожди - все виды метеорологических осадков, содержащих смесь влаги и мельчайших частиц оксида азота и оксида серы в концентрациях, превышающих нормальный природный фон.

3. Озоновые дыры -  это область со значительно пониженной концентрацией озона в озоновом слое Земли, которая способствует усилению потока солнечной радиации на Землю и приводит к росту числа раковых образований кожи, резкому увеличению смертности среди животных и растений. 

4. Парниковый эффект - повышение средней температуры поверхности Земли вследствие скопления в атмосфере парниковых газов, (основным является углекислый газ), приводящих к задержке земного излучения и способствующих аккумуляции тепла Землёй.

5. Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования

6. Рациональное природопользование - хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.

7. Сокращение биологического разнообразияэто снижение многообразия форм жизни в биосфере. 

8. Экологическое воспитание и образование - формирование экологической культуры личности, осознание себя частью природы, чувство ответственности за нее как за национальное богатство, основу жизни на земле, привлечение воспитанников к активной экологической деятельности.



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЛИСТ ученика

  1. Актуализация знаний. Стадия вызова.

Таблица 1. «Знаю – Хочу знать – Узнал»

«Я знаю»

«Хочу узнать»

«Я узнал»













  1. Стадия осмысления. Заполнение кластера

Овал 28Прямая со стрелкой 30Скругленный прямоугольник 32Прямая со стрелкой 33Прямая со стрелкой 34Овал 27

Овал 26Овал 25Овал 35



Прямая со стрелкой 23Прямая со стрелкой 24

Скругленный прямоугольник 31Овал 22


Прямая со стрелкой 29Прямая со стрелкой 21


Прямая со стрелкой 20Прямая со стрелкой 19Прямая со стрелкой 18

Овал 16Овал 17Овал 15

Прямая со стрелкой 14



Скругленный прямоугольник 12Овал 13

Овал 11

Прямая со стрелкой 9Прямая со стрелкой 10

Прямая со стрелкой 8


Овал 7





  1. Стадия рефлексии

А) Заполнение графы «Я узнал»

Б) Определение уровня деятельности на уроке

УМЕЮ…


ПОНИМАЮ….



ЗНАЮ…




Необходимо поставить «+» над своим деятельностным уровнем на уроке

Заполнение таблицы ЗУХ

Анализ видео фрагмента

Кластер

Работа в группах

Работа «Закончите предложение»







ПРИЛОЖЕНИЕ В

АНАЛИТИКИ

Проблема:

Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.

Задание:

  1. Выявить последствия недоработки проекта. Обратить внимание на то, что дорога должна будет проходить через центр города с плодородными угодьями и лесопарками. Кто от этого пострадает? И почему?

  2. Предложить альтернативный проект строительства магистрали

КОНСТРУКТОРЫ

Задание:

Предложить нестандартный способ вторичного использования пластмассовых отходов. Для этого, вы должны из предложенных деталей из пластмассы представить свою продукцию и убедительно прорекламировать ее.

МЕТОДИСТЫ

Разработать проект плаката, который должен содержать призывы, лозунги к рациональному использованию водных ресурсов. Материалы для оформления плаката вы можете взять из интернета.

Красочно оформить плакат - призыв. Он должен содержать картинки и лозунги, призывающие к правильному использованию водных ресурсов.

Закончите предложение…

1. Ресурсы ветра, солнца, энергии Земли называются….

2. Живая оболочка Земли…

3.Дожди, приводящие к облысению…

4.Озоновые дыры опасны, потому что…

5. Повышение средней температуры поверхности Земли вследствие скопления в атмосфере парниковых газов называется…

6.К какому виду природных ресурсов относятся лесные ресурсы…

7. Проблемы, охватывающие весь мир, называются…

8.Воздействие человека на биосферу с греческого переводится как…

19


Просмотр содержимого презентации
«антропог возд»

Антропогенное воздействие на биосферу   Девиз урока: «Думай глобально – действуй локально!» Махатма Ганди

Антропогенное воздействие на биосферу

Девиз урока: «Думай глобально – действуй локально!»

Махатма Ганди

Цель урока – раскрыть сущность и пути решения проблемы антропогенного воздействия на биосферу.

Цель урока – раскрыть сущность и пути решения

проблемы антропогенного воздействия на биосферу.

Какие виды загрязнения представлены в фильме? Каковы последствия антропогенного воздействия  на окружающую среду?
  • Какие виды загрязнения представлены в фильме?
  • Каковы последствия антропогенного воздействия
  • на окружающую среду?

- Попробуйте предложить пути решения данной проблемы.

Беловежская пуща

Беловежская пуща

Биосферный заповедник

Биосферный заповедник "Аскания Нова".

Черноморский биосферный заповедник.

Черноморский биосферный заповедник.

Рефлексия деятельности на уроке: «Таблица успеха»   Таблица «ЗУХ» Анализ видео-фрагмента Заполнение кластера Работа в группах Закончите предло-жение

Рефлексия деятельности на уроке: «Таблица успеха»

Таблица «ЗУХ»

Анализ видео-фрагмента

Заполнение кластера

Работа в группах

Закончите предло-жение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!