СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Биологические ритмы и работоспособность человека"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема изучается в 10 классе на уроках ОБЖ. Урок является комбинированным: изучение нового материала и практическая работа по определению биологических ритмов учащихся и составлению режима дня в соответствии с биологическими ритмами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Биологические ритмы и работоспособность человека"»

Сорокина Татьяна Витальевна

учитель ОБЖ, биологии МОУ

«СОШ №7 им. Д.П. Галкина»

г. Магнитогорска

Класс: 10

Тема урока: Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями биологические ритмы, утомление и переутомление.

Задачи:

  1. Формировать ответственное отношение к жизни и здоровью

  2. Научить составлять оптимальный режим дня, чтобы сохранять здоровье

  3. Составить рекомендации по профилактике утомления и переутомления

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку.

  1. Проверка пройденного материала.

- Дайте определение понятиям:

Здоровье, здоровый образ жизни

- Назовите составляющие здорового образа жизни

- Назовите факторы, влияющие на здоровье человека (проранжируйте их и объясните свой выбор)

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Еще в 1729 году французским астрономом Жан-Жак де Мераном, было сделано открытие: растения складывают и опускают свои листья точно так же в темной, изолированной от солнца комнате.

Как вы думаете почему?

Ученики: У растения есть определенные ритмы жизни.

Учитель: Правильно. Урок наш сегодня посвящен биологическим ритмам. Мы узнаем, как они влияют на работоспособность человека и что необходимо делать при утомлении и переутомлении.

На доске тема урока: Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. (Учащиеся записывают в тетрадь)

Учитель: Давайте попробуем сформулировать определение Биологические ритмы.

Ученики: Это постоянно повторяющиеся процессы, протекающие в живых организмах.

Учитель: Действительно Биологи́ческие ри́тмы (биоритмы) (от греческого βίος — bios, «жизнь» и ῥυθμός — rhythmos, «любое повторяющееся движение, ритм») — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. (Учащиеся записывают определение в тетрадь).

Учитель: Причем существуют разные виды биологических ритмов:

Солнечно-суточные ритм = 24часа

Лунно-суточный ритм = 24,8 часа

Лунно-месячный ритм = 29,4 сут.

Годовой ритм = 12 месяцев

Мы с вами рассмотрим солнечно-суточный ритм. Посмотрим, как влияют биологические ритмы на работоспособность человека.

Как вы думаете у всех ли людей одинаковые биоритмы? В чем это выражается.

Ученики: У людей биологические ритмы разные. Это выражается в активности человека в течение суток. Например: есть люди, которые активны в утренние часы, а есть люди, которые активность проявляют в вечернее время.

Учитель: Действительно. Психологи уже давно заметили этот факт. И определили это явление как хронотип человека. Хронотип – это типичный для человека характер суточной активности. Многие люди стараются узнать свои биоритмы и выстраивать день с их учетом. А некоторые люди не знают о существование биологических ритмов и всю жизнь борются с усталостью. Давайте попробуем определить свой хронотип и составить с учетом своих биологических ритмов режим дня.

Кто вы сова, жаворонок, голубь?
- тест Хорна-Остберга

http://www.psi-test.ru/person/sova.html

Учащиеся проходят тест на компьютере. После определения своего хронотипа составляют режим дня с учетом индивидуальных биологических ритмов.

Учитель: Что произойдет с человеком, который неправильно распределяет время в течение дня?

Ученики: Человек будет уставать и даже переутомляться.

Учитель: Утомление это усталость, истощение организма. Переутомление состояние, возникающее вследствие длительного отсутствия отдыха. (Запись в тетрадях).

Что необходимо делать для предотвращения переутомления?

Ученики: Нормализовать режим дня, учитывая индивидуальные биологические ритмы. Выбрать оптимальные условия труда (положение стола, сидения, освещенность, температура в помещении и т.д.). Предупреждение вредного воздействия производственных факторов.



  1. Закрепление пройденного материала:

Тест:

  1. Назовите продолжительность годового ритма:

а) 24 часа

б) 12 месяцев

в) 5 месяцев



  1. Биологические ритмы – это

а) чередование занятий в процессе труда, быта и досуга, смена физических и психоэмоциональных нагрузок

б) любое повторяющееся движение

в) периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений.



  1. Что такое хронотип?

а) модель или образец, какого либо явления



б) типичный для данного человека характер суточной активности



в) высшее подразделение в систематике животных



  1. Какие биологические ритмы человека существуют?

а) минутные

б) дневные

в) суточные



  1. Какие типы людей существуют?

а) Заяц, белка, лиса

б) Сова, жаворонок, голубь

а) Орел, ястреб, лебедь

  1. Домашнее задание: составить режим на всю неделю с учетом своих биологических ритмов. Разработать рекомендации по профилактике утомления и переутомления (буклет)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!