Учитель: - Переходим к следующему этапу урока – объяснению нового материала. Тема урока написана на доске: «Половое размножение растений». Постановка конкретной учебной цели перед учащимися выполняется совместно с учителем. Учитель: - Ребята, прочитайте внимательно тему урока. Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на этом этапе урока? - Узнать о половом размножении растений разных систематических групп. - Какой результат должен быть достигнут вами на данном этапе урока? - Знание нового материала. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока. Предметные цели: раскрыть особенности полового размножения у растений; показать преимущества полового размножения перед бесполым и его эволюционное значение. Предметные задачи: - активизировать ранее изученный материал, создавая визуальную модель типа деления клетки мейозом, строение цветка; - познакомить с процессом полового размножения у водорослей, двойным оплодотворением у цветковых растений. Метапредметные цели и задачи: РУУД: научить детей ставить цель своей познавательной деятельности, планировать, контролировать и корректировать свои действия при изучении темы; ПУУД: научить находить самостоятельно нужную информацию в тексте, работать с рисунком учебника, осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной форме; КУУД: формировать умение работать в паре, слушать говорящего. Учить выражать свои мысли и выстраивать речевое высказывание. Личностные УУД: развивать навыки общения, уважения к проверяющему. Воспитывать чувство толерантности. Учащиеся данного класса по-разному воспринимают информацию (результаты психологической диагностики), поэтому новый материал на уроке просматривается, прочитывается, прослушивается. Формы организации учебной работы: самостоятельная работа с учебников, видеофрагментом, в парах, взаимооценивание.. Методы деятельности: - словесные методы: беседа, диалог; фронтальный опрос. - работа с информацией: работа с книгой, теоретический анализ, моделирование, систематизация знаний. Изучение процесса полового размножения у многоклеточных водорослей. - Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Размножение многоклеточных водорослей», а вы по ходу просмотра должны записать термины, которые вам показались незнакомыми. Предположительно непонятные термины: зооспора, хроматофор, зигота, гамета. Учитель пишет на доске, обращая внимание на орфографию, и дает объяснение каждому термину. - Ребята, что мы узнали нового? Предположительные ответы детей: -Что есть многоклеточная водоросль улотрикс, - Зооспора - это спора, но с жгутиками, которая может передвигаться. - Хроматофор - это аналогичный органоид хлоропласта. -Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка. -Половые клетки называют гаметами. Половое размножение протекает при неблагоприятных условиях среды, а бесполое - при благоприятных. - При размножении клетки делятся митозом и мейозом. - Давайте с вами вспомним: чем митоз отличается от мейоза. Ответ детей: Митоз – это способ деления клетки, в результате которого из одной клетки образуется две с набором хромосом, как у исходной. Мейоз – из одной материнской клетки образуется четыре дочерние с половинным набором хромосом. - Чтобы понять суть процесса оплодотворения нам нужно вспомнить, как происходит распределение генетического материала при этих процессах. Учитель предлагает разыграть модель митоза. В качестве хромосом дети используют шары - колбаски. Выводы, которые делают дети: При втором делении клетки во время митоза наследственный материал не удваивается, поэтому в каждой половой клетке гаплоидный (половинный) набор хромосом, а когда мужская и женская гаметы оплодотворяются, то набор хромосом становится диплоидный (полный). Изучение процесса полового размножения у одноклеточных растений. Учитель предлагает работу в тетради на печатной основе. Работая с рисунком, учебником, можно совещаться с соседом по парте. Нужно правильно сделать надписи к рисункам. Содержание надписей предлагается на слайде. На эту работу отводиться 5 минут. Взаимопроверка осуществляется не с соседом по парте, а с впереди сидящим учеником (для качественной проверки - правильный ответ на слайде) За эту работу ученик заносит баллы в оценочный лист (максимальное количество баллов-7) - Ребята, поднимите руки те, кто заработал максимальное количество баллов. Изучение полового размножения у покрытосеменных растений. Значение опыления цветковых растений. Процесс двойного оплодотворения. - Ребята, какие плоды вы больше любите кушать: фрукты, ягоды, овощи ? Что более полезно для здоровья, на ваш взгляд? Предположительный ответ детей: все - Как вы думаете, а что должно произойти с растением, чтобы образовались эти плоды. Предположительный ответ: опыление. - Когда мы с вами на уроке наблюдали этот процесс? Ответ детей: В начале урока (организационный момент- видеоролик №1). - Предположите, как растения с дневным цветением будут привлекать животных, как растения с ночным цветением? Ответ детей: дневные- красотой, ночные - запахом. - Для того, чтобы разобраться, как происходит процесс оплодотворения, нам нужно вспомнить все, что мы знает о цветке. Учитель предлагает восстановить знания о цветке, с помощью заданий на интерактивной доске. После данной работы, учитель предлагает каждому проговорить строение цветка вслух соседу по парте. -Теперь вы готовы узнать о процессе оплодотворения. - Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент « Оплодотворение цветковых растений». Будьте внимательны, так как после просмотра я задам вам вопросы. Вопросы после просмотра: - Какой процесс предшествует оплодотворению? (опыление). - Сколько раз оплодотворение происходит? (два) - Кто открыл процесс двойного оплодотворения? (Навашин) Теперь учитель объясняет новый материал, делая рисунки двойного оплодотворения на доске. Дает пояснения, как оплодотворенная яйцеклетка образует зародыш семени, а центральная клетка после оплодотворения дает начало эндосперму – питательным веществам зародыша семени. Учитель предлагает прочитать материал в учебнике. - Задайте мне вопросы, что не понятно? Для выяснения степени коррекции знаний учитель проводит фронтальный опрос, затем предлагает проговорить себе процесс по рисунку учебника. - Ребята, вы достигли поставленных целей? Ответы ребят. - К какому результату вы пришли? Вам понятен новый материал? Вы смогли его изучить? Тогда переходим следующему этапу урока – закреплению изученного материала. Основные формы и методы организации индивидуальной и парной деятельности учащихся с учетом особенностей класса. Многие дети в классе не могут выразить свою мысль, слабый словарный запас, поэтому дети затрудняются проговаривать сложную предметную терминологию. Некоторые стесняются выступать перед аудиторией. Только несколько человек в классе успешно справляются с монологическим рассказом. Поэтому предпочитаю поводить фронтальный опрос (сначала сильных учеников, затем слабых для лучшего усвоения новой терминологии), работу в парах. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к новому материалу: - обучающиеся заинтересованно и активно работают; - обсуждают учебные вопросы, слушают говорящего; - проявляют взаимоуважение; - охотно отвечают; - стремятся заработать положительную оценку. Методы мотивации учебно-познавательной деятельности: - выполнение интересных заданий: просмотр фильмов, моделирование жизненных ситуаций; - создание условий для возможности сотрудничества, результативного взаимодействия; - взаимное выставление оценок, повышение собственного статуса; - создание ситуации успеха, педагогической поддержки, похвалы, поощрения; - возможность набрать баллы и получить хорошую оценку. |