СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по теме: "Тип Иглокожие".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).

Цели урока:

образовательная – сформировать знания у учащихся о строении, многообразии и роли иглокожих в природе и жизни человека;

развивающая - продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками и заданиями в рабочей тетради к учебнику “Биология. Животные». автор В.В. Латюшин  и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;

воспитательная - воспитывать коммуникативные качества: совместно выполнять задания, чувство ответственности за результат всего коллектива.

Общеучебные  умения: работать с учебником и печатной тетрадью, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.

Специальные умения: работать рисунками и схемами, связанными со строением организма животных.

Предварительная подготовка учащихся: составить вопросы, характеризующие различные типы беспозвоночных животных

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме: "Тип Иглокожие".»

МОУ СОШ №138













Конспект урока биологии по теме:

"Тип Иглокожие".

7-й класс



Учитель биологии:

Иванова Л.И.













Центральный район

г. Челябинск

2009г.

Конспект урока биологии по теме: "Тип иглокожие".

Тип урока:

изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).



Цели урока:

образовательная – сформировать знания у учащихся о строении, многообразии и роли иглокожих в природе и жизни человека;

развивающая - продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками и заданиями в рабочей тетради к учебнику “Биология. Животные». автор В.В. Латюшин и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;

воспитательная - воспитывать коммуникативные качества: совместно выполнять задания, чувство ответственности за результат всего коллектива.



Общеучебные умения: работать с учебником и печатной тетрадью, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.



Специальные умения: работать рисунками и схемами, связанными со строением организма животных.



Предварительная подготовка учащихся: составить вопросы, характеризующие различные типы беспозвоночных животных



Ход урока

1.Организациионный этап- Подготовка учащихся к работе на уроке.

2.Изучение нового материала.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема урока “Тип Иглокожие;- цель нашего урока изучить строение, многообразие и значение этих животных в природе (распределяет класс на группы по желанию учеников).

Постановка проблемного вопроса : по каким признакам тип иглокожих и его классы получили свои названия? (Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности учащихся) – посмотрите слайды – что вы можете сказать о данных животных? просматривают слайд №1 - называют некоторые общие черты лучевая симметрия тела , необычное расположение внутренних систем) – свое мнение высказывает каждая группа.





для того чтобы выяснить предположения, каких групп верны, а каких ошибочны необходимо выполнить ряд заданий, для этого каждый член группы вытягивает треугольник определенного цвета и группы переформируются по выбранным цветам (ученики, выбравшие желтый цвет садятся за один стол, зеленый за другой и так далее)

А) - каждая группа получает задания на карточке для изучения особенностей иглокожих,

Карточка №1(слайд №2)

Составить характеристику внешнего строения иглокожих.

Иглокожие (Echinodermata) - исключительно морские животные. Форма тела иглокожих сводится к 3 типам: звезды, шара, несколько сплюснутого (морские ежи), и цилиндра с заостренными иногда краями (голотурии). Все иглокожие в коже имеют известковый скелет, состоящий из пластинок разной толщины и величины, соединенных у одних форм подвижно, у других неподвижно. Внутренние органы - пищеварительный канал, нервная, кровеносная и водная или амбулакральная системы также устроены по радиальному типу, то есть от центральной части отходят ветви, располагающиеся звездообразно. Наиболее характерная черта организации иглокожих - их органы движения в виде так называемых амбулакров, амбулакральных ножек - выпячивания кожи в виде трубочек, наливающихся жидкостью из амбулакральных сосудов; налитые жидкостью ножки становятся плотными и тугими и служат для движения.

Выделяют 4класса иглокожих:1.морские лилии (Crinoidea)

2.морские звезды (Asteroidea, от которых отделяют Ophinroidea в особый класс)

3.морские ежи (Echinidae)

4.голотурии (Holothurioidea)



Карточка №2(слайд №3)

Составить характеристику класса Морские звезды, подготовить устный ответ;

Морская звезда терновый венец.

Морские звёзды (Asteroidea) - класс беспозвоночных типа иглокожих. Тело большей частью имеет форму пятилучевой, иногда многолучевой звезды или пятиугольника. Размеры от 1 см до 1 м. Число лучей разнообразно. У разных особей одного и того же вида может быть разное количество лучей: например, у кроссатера - от 8 до 16. Ширина лучей у разных звезд также неодинакова. Скелетные пластинки кожи вооружены шипами, иглами, иногда педициляриями. Донные животные, ползающие при помощи многочисленных амбулакральных ножек.

Морские звезды, как и все иглокожие, -высокоорганизованные животные. У них есть нервная и кровеносная система, желудок, глаза, определяющие степень яркости цвета. Кроме того, морские звезды могут ощущать свет всей кожей.

Кровеносная система морской звезды больше похожа на лимфатическую систему позвоночных животных. Настоящей крови у звезд нет, ее роль выполняет так называемая кровеносная жидкость, доставляющая питательные вещества по кольцевым и радиальным каналам к разным участкам тела. Амбулакральная (мышечная система) включает кольцевой канал, окружающий рот и радиальные каналы – в каждом луче по одному. Морские звезды преимущественно раздельнополы. Развитие обычно со свободно-плавающей личинкой и метаморфозом; некоторые живородящи. У морских звезд сильно развита способность к регенерации.

Окраска зависит от включений пигментов в коже. Звезды бывают: ярко-красные, густо-синие, розовые, оранжевые, коричневые, фиолетовые, малиновые, ярко-желтые, серые, черные, зеленые…Окраска не обязательно бывает однотонной. У патирии она крапчатая, у кроссастера лучи – поперечно-полосатые, евастерия и кульцита имеют сетчатый рисунок. Обычно верхняя сторона окрашена ярче, а нижняя более бледная.

В настоящее время известно около 1500 видов морских звезд. Звезды хорошо адаптируются к различной температуре воды: они могут жить как в очень теплой воде тропиков (30 градусов и выше), так и в крайне холодной придонной антарктической воде, температура которой ниже нуля.

Однако звезды плохо переносят пониженную соленость воды: при низкой солености воды они теряют способность к размножению.

Звездам доступны практически любые глубины океана. Их обнаруживали даже в Мариинском глубоководном желобе.

Большинство морских звезд - хищники, питающиеся главным образом моллюсками и другими беспозвоночными. Некоторые способны выворачивать желудок, обволакивать им жертву и переваривать её вне тела.

Питаются моллюсками, планктоном и погибшими морскими животными. Некоторые виды морских звезд питаются органическим веществом, содержащимся в грунте.

Единственная известная ядовитая морская звезда – так называемая "терновый венец"(Acanthaster planci). Ее лучи снабжены большими ядовитыми шипами (собственно, отсюда и название).

После контакта с этой звездой очень быстро появляется отек, выраженное покраснение и болезненность. Если подобная неприятность произошла, то необходимо очистить рану и наложить мазь, содержащую антибиотик (проконсультируйтесь с врачом). Неплохо сделать прививку от столбняка.

Карточка №3(слайд №4)

Назвать особенности представителей класса Морские ежи, подготовить устный ответ;

Грифельный морской ёж.

Морские ежи (Ehinoidea) имеют в коже сплошной известковый скелет из неподвижно соединенных известковых пластинок, благодаря чему тело совсем не может менять формы. Основная форма тела – шар. Поверхность тела покрыта иглами. Ротовое отверстие снабжено в большинстве случаев жевательным аппаратом.

Морские ежи делятся на 3 отряда: правильные ежи (к этому отряду принадлежит и съедобный еж), щитовидные ежи и сердцевидные

От шестисот до восьмисот видов морских ежей считаются ядовитыми для человека. Основную опасность для дайвера представляют иглы морского ежа, обычно очень хрупкие, они легко ломаются и застревают в теле, вызывая раздражение и ускоряя распространение яда.

Если вам не повезло, и вы наступили на морского ежа, необходимо как можно скорее удалить кусочки игл, промыть ранки и наложить местный антибиотик. Также неплохо сделать прививку от столбняка. В особо сложных случаях для того, чтобы избавиться от игл, может потребоваться хирургическое вмешательство.

Для нейтрализации яда рекомендуется подержать поврежденную часть тела в очень горячей воде 30-90 минут или наложить давящую повязку.

После встрече с черным "длинноиглым" морским ежом на коже могут остаться черные точки – это след пигмента, он безвреден, но может затруднить поиск воткнувшихся в вас игл.

Карточка №4

Составить характеристику класса Голотурии, подготовить устный ответ.

голотурии

Голотурии (Holothurioidea) или "морские огурцы" – это представители класса беспозвоночных животных типа иглокожих (Echinodermata).

От прочих современных иглокожих голотурии отличаются продолговатой, иногда червеобразной, формой, напоминающей огурец, а также отсутствием выступающих шипов.

На ощупь огурца кожистое, обычно шершавое и морщинистое. Длина голотурий варьирует от примерно 2 до более 60 см. Голотурии живут на песчаном или каменистом морском дне. Здесь они находят пищу с помощью своих щупалец, расположенных вокруг ротового отверстия.

Некоторые голотурии питаются, фильтруя воду, но большинство из них поглощает в больших количествах коралловый песок, экстрагируя из него органическую массу. Подсчитано, что голотурии, "обслуживающие" один гектар морского дна, способны просеять за год 150 тонн песка.

Многие виды морских огурцов обладают необычными защитными механизмами: они выбрасывают наружу или свои внутренности, которые за несколько месяцев отрастают у них заново.

Голотурии широко распространены по всему Мировому океану: от Арктики до берегов Антарктиды и от литорали до глубины 11 км - во всех океанах и морях с нормальной солёностью воды.

Некоторые виды морских огурцов употребляются в пищу под названием "трепангов". Наиболее развит их промысел у берегов Японии, Китая, Малайского архипелага и в южной части Тихого океана. Их коптят, сушат, варят, жарят, консервируют, а в Японии едят даже сырыми с соевым соусом и уксусом

Карточка №5(слайд №5)

Составить характеристику класса офиуры, подготовить устный ответ.

Офиуры, змеехвостки (Ophiuroidea), класс морских донных животных типа иглокожих. Тело состоит из плоского диска (диаметром обычно до 2, иногда до 10 см) и отходящих от него 5 (реже 10) гибких лучей длиной в несколько (иногда в 20—30) раз больше диска. Лучи у О., в отличие от морских звёзд, резко отграничены от диска, членистые (состоят из многочисленных позвонков). У большинства О. лучи простые; у части — ветвящиеся. Диск и лучи покрыты тонкими известковыми пластинками. Большинство О. раздельнополы. Развитие обычно с метаморфозом; свободноплавающая личинка — офиоплутеус. Некоторые О. живородящи; часть видов способна размножаться и делением. О. ползают посредством изгибания лучей или зарываются в грунт. Питаются мелкими животными или детритом. Многие мелководные тропические О. ярко окрашены. Некоторые способны светиться. У О. хорошо развита способность к регенерации лучей. О. обитают на дне океанов и морей повсеместно (до глубины 8 км). Часто образуют массовые поселения и служат пищей рыбам. Некоторые живут на водорослях, губках, кораллах, на морских ежах. Около 2 тыс. видов; в морях СССР около 120 видов. Вымершие группы О. известны в ископаемом состоянии с ордовика.



А) учащиеся совместно в группе отвечают на вопросы карточек, используя учебник и оформляют ответы в печатной тетради . стр . 28 зад.1,2,4.

- время работы группы.



Б) – все ученики возвращаются в свои первоначальные группы и рассказывают информацию своей группе, другие ученики группы должны зафиксировать ответы одноклассников в рабочих тетрадях. стр. 29 зад.5 стр.30 зад.7-8

( Дифференцированная групповая, индивидуализированная).

3. Закрепление и первичная проверка знаний.

- ученики вытягивают вопрос и готовят опорный конспект;

-один представитель группы отвечает на вопрос с использованием опорного конспекта

4. Подведение итогов

а ) какие же признаки характеризуют тип Иглокожие?

б) заполните в печатной тетради задание стр.30 зад.9-10.

учащиеся отвечают:



-лучевая симметрия тела, наличие воднососудистой системы, радиальное строение всех систем, донный образ жизни и медленное передвижение;

- записывают в тетрадь общую характеристику

5.Домашнее задание :

- прочитать &13.вопрос 1,3 стр.56

- составить кроссворд по теме “Тип Иглокожие” или приготовить сообщение о представителе данного типа.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!