СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект к уроку биологии: "Тип Плоские черви".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект урока биологии в 7 классе по теме: "Тип Плоские черви", материалы для проведения урока, вопросы для закрепления и контроля по теме.

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект к уроку биологии: "Тип Плоские черви".»

Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»

Сидоренкова Юлия Васильевна

Методические материалы для проведения

урока биологии в 7 классе по теме:

Тип Плоские черви

Общая характеристика типа Плоские черви.

Нелюбовь к червям определяется многими причинами. И тем, что они могут быть паразитами человека и вызывать болезни, и тем, что о червях просто очень мало знают. Знания о червях, безусловно, меняют отношение к ним. Это можно проверить и на данном уроке, сообщив школьникам ин­формацию о червях и спросив, изменилось ли после этого их отношение к этой группе животных.

К типу Плоские черви относится около 25 тыс. видов животных. Часть из них — свободноживущие хищники, обитающие в морях и пресных водо­емах, другие — паразиты позвоночных животных и человека, вызывающие различные заболевания. Размеры тела червей — от долей миллиметра до 10 метров.

Тип включает три класса: Ресничные, Сосальщики и Ленточные черви.

Тело у плоских червей, соответственно, плоское, форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей).

Стенку тела образует кожно-мускульный мешок — совокупность на­ружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких сло­ев мышц - кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движе­ния. Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток -— паренхимой. внутреннее, перекрестное.

У пресноводных ресничных червей развитие прямое (без стадии личинки), а у морских — с планктонной личиночной стадией. У паразитических червей (сосальщи­ков и ленточных червей) циклы развития сложные с наличием одной или нескольких личиночных стадий и сменой нескольких хозяев.

2. Разнообразие плоских червей.

Класс ресничные черви.

Свободноживущие плоские черви, распространенные в морях, пресных водоемах и почве. В основном хищникам, являются кормом для рыб. Основной признак класса – наличие на теле ресничек, при помощи которых животные могут плавать. Органы чувств хорошо развиты. Типичный представитель – молочно-белая планария.

Класс Сосальщики.

Паразитические плоские черви, являющиеся паразитами че­ловека и некоторых других позвоночных. Характерный признак класса — наличие двух присосок: ротовой (на ее дне расположе­но ротовое отверстие) и брюшной. Реснички на теле отсутству­ют, внешние покровы уплотнены (для противодействия защит­ным реакциям организма-хозяина), имеется разветвленный ки­шечник.

Жизненный цикл сложный, включает основного и одного-двух промежуточных хозяев. То поколение паразита, которое развивает­ся в промежуточном хозяине, размножается бесполым способом, а то, которое развивается в окончательном хозяине, размножается половым способом.

Типичные представители

Печеночный сосальщик: основные хозяева — крупный рогатый скот, свиньи, человек; промежуточный хозяин — моллюск малый прудовик.

Цикл развития сосальщика сложный, со сменой нескольких партено-генетических поколений и одного полового. После внутреннего оплодотво­рения и созревания яйца должны попасть в воду, где из них выходит пла­вающая личинка. Найдя улитку — малого прудовика, она проникает в его тело. В нем личинка червя претерпевает ряд превращений и партеногенети-чески дважды размножается. В результате образуется поколение личинок, по строению напоминающих взрослого сосальщика, но имеющих мускулистый хвостовой придаток. На этой стадии личинки покидают тело прудови­ка (промежуточного хозяина), попадают в воду и оседают на прибрежной растительности. Здесь они теряют хвост и покрываются плотной защитной оболочкой. С зеленым кормом цисты могут попасть в организм домашних животных (основной хозяин), где превращаются во взрослых печеночных сосалыциков. Человек может заразиться ими при употреблении сырой воды из водоема, а также овощей и фруктов, вымытых в этой воде.

Профилактические меры: уничтожение в местных водоемах малых пру­довиков и кипячение воды.

Класс Ленточные черви.

Паразитические плоские черви, являющиеся паразитами челове­ка и некоторых других позвоночных. Характерный признак клас­са — длинное лентовидное тело, состоящее из головки с органами прикрепления, шейки и отдельных члеников (от 3—4 до несколь­ких десятков тысяч). Реснички на теле отсутствуют, внешние по­кровы уплотнены (для противодействия защитным реакциям орга­низма-хозяина), пищеварительная система отсутствует, питатель­ные вещества поглощаются всей поверхностью тела, так как эти черви паразитируют в тонком кишечнике. В каждом членике име­ется самостоятельный гермафродитный половой аппарат. При по­падании яиц в организм промежуточного хозяина из них выходят личинки, которые с током крови разносятся по организму и попа­дают в мышцы или другие органы, образуя пузырчатую стадию — финну.

Жизненный цикл чаще сложный, включает основного и одного-двух промежуточных хозяев.

Типичные представители

Бычий цепень: основной хозяин — человек; промежуточный хо­зяин — крупный рогатый скот.

Свиной цепень: основной хозяин — человек; промежуточный хо­зяин — свиньи.


ВОПРОСЫ для закрепления и контроля:

  1. Назови характерные черты классов Ресничные черви, Ленточные черви, Сосальщики. Какие из этих червей являются паразитами, а какие – свободноживущими? Назови представителей каждого класса.

  2. Почему плоские черви получили такое название? Какую функцию у плоских червей выполняет паренхима? Есть ли у них полость тела?

  3. Зачем некоторым паразитическим плоским червям необходим сложный жизненный цикл?

  4. Какие системы органов отсутствуют, а какие имеются у плоских червей?

  5. Дополни предложения.

Плоские черви живут в ___________________________________

Их тело имеет ________________________________ форму,

_____________________________________ в поперечном сечении.

Тело покрыто _________________________ .

Полость тела __________________________ .

Мышечная система состоит из ______________________________________ .

Пищеварительная система _____________________

_____________________________ .

Дыхательная и кровеносная системы у плоских червей ______________________________________ .

Нервная система представлена ___________________________ .

В половом отношении плоские черви _________________________________________ .


6. Сравни классы плоских червей по плану:

1) характерные черты класса;

2) представители, среда обитания;

3) значение в природе и жизни человека.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!