Урок биология 5 класс ФГОС
Тема: Химический состав клетки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, исследовательская работа, здоровье сберегающие технологии.
Цель: выяснить, какие вещества образуют клетку, создать представление об их роли в жизнедеятельности клетки; создавать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы.
Задачи урока :
—познакомить учащихся с химическим составом клеток;
—сформировать понятия «неорганические вещества», «органические вещества» и показать роль этих веществ в клетке.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.
Метапредметные: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.
Основные понятия урока: неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Деятельность учащихся: знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с составом объектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем и проведение опытов в группе, обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Оборудование: учебники, презентация учителя, лабораторное оборудование, клубни картофеля, яблоко, йод, мука.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть всех вас! Поприветствуем друг друга, но не обычно, а с помощью наших ладошек (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
Сегодня нам с вами предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Сейчас я хочу показать опыт. Внимание!
(Калия перманганат + вода + перекись водорода + уксусная кислота 9% = ацетат марганца 2 + кислород + ацетат калия + вода).
Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.
Итак, что же Вы увидели?
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы!
Химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). С прошлых уроков вы уже знаете, что все живые организмы состоят из … (клеток). Где же происходят химические превращения? Правильно!
Так какова же тема сегодняшнего урока?
Тема урока «Химический состав клетки» (слайд 1).
Цель: Познакомиться с химическим составом клетки.
Задачи:
- Определить из каких химических веществ состоит клетка;
- Узнать значение каждого вещества в клетке;
- Найти количественное отношение веществ в клетке.
2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (20 минут)
Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. В течение урока вы будете оценивать свою работу по 3- бальной шкале.
Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на странице 40-41 параграфа 8 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». (3 минуты)
вещества клетки (слайд 2)
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли нуклеиновые кислоты, белки жиры углеводы
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Интересно, что некоторые химические вещества, такие как вода и минеральные соли, из которых состоят живые организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны (слайд 3)
Как вы думаете, а в камне можно найти органические вещества (нет, только в живых клетках). К сожалению, ребята нет, органические вещества содержаться только в клетках живых организмов. Более подробно вы познакомитесь с этим материалом в старших классах.
Ну, а сейчас я предлагаю вам провести эксперименты и найти эти вещества. Выполнение экспериментальной работы по нахождению химических веществ: белок (клейковина), жиры (растительные жиры), углеводы (крахмал), вода (яблоко).
Выводы: - Какие вещества вы обнаружили в пшеничной муке? (клейковина –белок, крахмал – углевод)
-Какое вещество обнаружили в семянке подсолнечника ( растительные жиры), а что содержит долька яблока?(вода)
- На какие две группы можно разделить вещества, которые вы нашли в ходе эксперимента? (неорганические и органические вещ-ва)
На примере зёрен пшеницы – так как при сгорании вода испаряется, органические вещества разрушаются, остаются только минеральные вещества и нуклеиновые кислоты – нельзя увидеть невооружённым глазом, нужны специальные приборы, отвечают за хранение и передачу наследственной информации.
Предлагаю вам познакомиться со значением химических веществ в клетках,для этого давайте возьмём карточки на столах.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Нам с вами остаётся определить, а сколько же каждого вещества в клеточке, для это я предлагаю вам составить диаграмму (на столе конверты с материалами) таблицу на слайде.
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)
Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли задачи выполнены? Это результаты нашей совместной работы.А сейчас ребята я предлагаю вам проверить свои знания полученные на уроке)
Биологический диктант:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( Йод)
2.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал)
3.Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные)
4.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(Жиры)
5.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.(Неорганические)
6.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина)
7.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий)
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям - явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
Спасибо за работу!