СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 5 классе по учебнику В. В. Пасечника ФГОС ООО, тема "Химический состав клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок биологии в 5 классе по учебнику В. В. Пасечника, тема урока "Химический состав клетки", урок открытия новых знаний. Дополнительные материалы к уроку выложу далее.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 5 классе по учебнику В. В. Пасечника ФГОС ООО, тема "Химический состав клетки"»

Урок биология 5 класс ФГОС

Тема: Химический состав клетки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, исследовательская работа, здоровье сберегающие технологии.

Цель: выяснить, какие вещества образуют клетку, создать представление об их роли в жизнедеятельности клетки; создавать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы.


Задачи урока :

—познакомить учащихся с химическим составом клеток;

—сформировать понятия «неорганические вещества», «органические вещества» и показать роль этих веществ в клетке.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

Метапредметные: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.

Основные понятия урока: неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Деятельность учащихся: знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с составом объектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем и проведение опытов в группе, обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Оборудование: учебники, презентация учителя, лабораторное оборудование, клубни картофеля, яблоко, йод, мука.



МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)

Ход урока:

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть всех вас! Поприветствуем друг друга, но не обычно, а с помощью наших ладошек (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Сегодня нам с вами предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас я хочу показать опыт. Внимание!

    1. (Калия перманганат + вода + перекись водорода + уксусная кислота 9% = ацетат марганца 2 + кислород + ацетат калия + вода).

    2. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.

    3. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели?

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы!

Химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). С прошлых уроков вы уже знаете, что все живые организмы состоят из … (клеток). Где же происходят химические превращения? Правильно!

Так какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Химический состав клетки» (слайд 1).


  • Ребята как вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока (ответы)

Цель: Познакомиться с химическим составом клетки.

  • Чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

Задачи:

- Определить из каких химических веществ состоит клетка;

- Узнать значение каждого вещества в клетке;

- Найти количественное отношение веществ в клетке.


2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (20 минут)

Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. В течение урока вы будете оценивать свою работу по 3- бальной шкале.

Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на странице 40-41 параграфа 8 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». (3 минуты)

вещества клетки (слайд 2)

неорганические вещества органические вещества

вода минеральные соли нуклеиновые кислоты, белки жиры углеводы


  • На прошлых уроках вы говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Интересно, что некоторые химические вещества, такие как вода и минеральные соли, из которых состоят живые организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны (слайд 3)

Как вы думаете, а в камне можно найти органические вещества (нет, только в живых клетках). К сожалению, ребята нет, органические вещества содержаться только в клетках живых организмов. Более подробно вы познакомитесь с этим материалом в старших классах.

Ну, а сейчас я предлагаю вам провести эксперименты и найти эти вещества. Выполнение экспериментальной работы по нахождению химических веществ: белок (клейковина), жиры (растительные жиры), углеводы (крахмал), вода (яблоко).

Выводы: - Какие вещества вы обнаружили в пшеничной муке? (клейковина –белок, крахмал – углевод)

-Какое вещество обнаружили в семянке подсолнечника ( растительные жиры), а что содержит долька яблока?(вода)

- На какие две группы можно разделить вещества, которые вы нашли в ходе эксперимента? (неорганические и органические вещ-ва)

  • Ребята живая клетка имеет очень сложное химическое строение, и в ней протекают сложные химические реакции.

На примере зёрен пшеницы – так как при сгорании вода испаряется, органические вещества разрушаются, остаются только минеральные вещества и нуклеиновые кислоты – нельзя увидеть невооружённым глазом, нужны специальные приборы, отвечают за хранение и передачу наследственной информации.

  1. Предлагаю вам познакомиться со значением химических веществ в клетках,для этого давайте возьмём карточки на столах.



Вновь у нас физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.



  1. Нам с вами остаётся определить, а сколько же каждого вещества в клеточке, для это я предлагаю вам составить диаграмму (на столе конверты с материалами) таблицу на слайде.



РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)

Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли задачи выполнены? Это результаты нашей совместной работы.А сейчас ребята я предлагаю вам проверить свои знания полученные на уроке)

Биологический диктант:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( Йод)

2.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал)

3.Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные)

4.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(Жиры)

5.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.(Неорганические)

6.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина)

7.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий)




  • Предлагаю составить молекулу настроения !


Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям - явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!