СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Строение семян" (ФГОС)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений. В конспекте представлены задания и опорные схемы для детей с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Строение семян" (ФГОС)»

Конспект урока по биологии 6 класс.

Тема урока «Строение семян».

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи урока

Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

сформировать знания о строении семян однодольных растениях и двудольных растениий.

Сформировать умения описывать внешнее строение семени, определять и называть части семени, выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений.

Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности;

Познавательные УУД:

- уметь работать с учебником (текстом, рисунками), дидактическим материалом; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Комуникативные УУД:

- работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

Личностные:

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.

I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами (слайд2):

Здравствуй друг,

Я пришел.

Ты мне рад?

Хорошо!

Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, нас ждет интересное общение и плодотворная деятельность.

Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

Давайте вспомним, какие растения мы изучаем (цветковые)

Почему они получили такое название? (на этих растениях образуется цветок)

- Что образуется на месте цветка? (плод)

- Из какой части цветка образуется плод? (из завязи пестика)

- на какие группы можно разделить плоды по строению околоплодника? (сухие и сочные)

- На какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

А теперь проведем небольшую разминку, все внимание на экран. (слайд 3-4)






Найди лишнее.



Молодцы!

III. III. Самоопределение к деятельности. (2 мин)

А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)

Одно бросил, целую горсть взял.    

- Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение) (слайд 11-12)

Определите тему урока. «Строение семян».

- что вы знаете, о семени? (Обычно находятся в плоде, разной окраски, формы, размеров)

- что хотели бы еще узнать, чему научиться?

изучить строение семян

  • разобраться все ли семена одинаковы по строению

-научиться их сравнивать

  • запомнить на какие группы делят растения по строению семян

- где мы можем эти знания почерпнуть?

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)(слайд 15-18)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.

2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.

3. Есть семена лекарственные.

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.

4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен

0,2 г

Молодцы! Интересная информация

Открыли тетради и записали число и тему урока. Давайте дадим определение понятию семя.

Что же такое семя

IV. Работа по новой теме. (слайд 19) (9 мин)

Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.

А сейчас все внимание на экран! (1м 50с)

Что вы запомнили? из чего состоит семя?

Пользуясь учебником с. 40-41, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте.

Перед трудной работой надо размяться!


Физминутка (1 минута): (слайд 21)

А сейчас немного отдохнем:

Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).

V. Лабораторная работа. (12 мин), (слайд 22-30). Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семян однодольных и двудольных растений на примере семени фасоли и пшеницы. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструктаж. Как мы работаем: Перед вами, ребята, инструктивные карты, натуральные объекты- семена растений, необходимое оборудование для работы: лупы. Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте.

Ваша задача:

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место. Обсуждение:

А теперь, давайте сравним изученные семена. Работа в парах (шпаргалка «алгоритм сравнения» у вас на столах.

Заполняем таблицу

Название растения

Из чего состоит

семя?

что входит в состав зародыша?

где находятся питательные вещества?

Пшеница







Фасоль
















Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. Итак, мы с вами выяснили, что: Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

    1. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

    2. Семядоли – это первые листья зародыша растения.

    3. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок- сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

VI. Закрепление. (4 мин) (слайд 31-33)

“Верю – не верю” 

Фамилия, имя

+/-


  1. Семя – орган размножения



  1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.



  1. У семян фасоли есть эндосперм



  1. Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки



  1. Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле



Задание проверил (а):

оценка


А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).















VII. Подведение итогов, выставление оценок. (2 мин).

Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия? (слайд 34)

Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: .., они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____.

VII. Домашнее задание (2 мин). (слайд35-36)

1.обязательное с. 40, 41

2. (творческое) в каких сказках идет речь об овощах, семенах и

плодах? Это будет вашим домашним заданием.

VIII. Рефлексия: (1 мин), (слайд 37)

  • Что больше всего вам понравилось на уроке?

  • При выходе из класса я попрошу положить смайлик, который соответствует вашей оценке урока. «Было интересно», «Было неинтересно».

















Приложение 1

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА (вариант А)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»

Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения

Оборудование: сухие, намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.

ХОД РАБОТЫ

Изучение строения семени фасоли

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму, сравните набухшие семена с сухими.

  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.

  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Он хорошо заметен у набухшего семени. Через семявход в семя проникают воздух и вода.

  4. Надорвите и снимите кожуру фасоли. Возможно ли это с сухими семенами? Какова функция семенной кожуры?

  5. Изучите зародыш семени. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

Подпишите части семени фасоли на рисунке (отдельный листочек).



  1. Рассмотрите семядоли – в них находятся запасные питательные вещества.

  2. Сделайте вывод о строении семени фасоли, используя слова для справок.

ВЫВОД:

1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...

………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,

…………………………………..

2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -

…………………………

Слова для справок: стебелек, почечка, зародыш, корешок, кожура, семядоли, двудольные, зародыш.



Изучение строения зерновки пшеницы.

Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

  2. Пинцетом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно.

  3. Рассмотрите половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм (запасающая ткань) и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).

  4. Подпишите части семени на рисунке (отдельный листочек).


  1. Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы, используя слова для справок.

ВЫВОД:

1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из ………… …..и……………..

………………….состоит из ……………., ………………………..,

………………………, …………………….

2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..

Слова для справок: плодовая, срослась, зародыш, эндосперм, зародыш,

семядоля, корешок, однодольные, стебелек, почечка.













ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА (вариант В)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»

Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения

Оборудование: сухие, намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.

ХОД РАБОТЫ

Изучение строения семени фасоли

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму, сравните и измерьте набухшие семена с сухими, результат запишите.

  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик. Каково его значение?

  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Он хорошо заметен у набухшего семени. Выясните его значение.

  4. Надорвите и снимите кожуру фасоли. Возможно ли это с сухими семенами? Какова функция семенной кожуры?

  5. Изучите зародыш семени. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

Подпишите части семени фасоли на рисунке (отдельный листочек)

  1. Выясните, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

  2. Сделайте вывод о строении семени фасоли.

ВЫВОД:

1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...

………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,

…………………………………..

2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -

…………………………

Изучение строения зерновки пшеницы.

Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

  2. Пинцетом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.

  3. Рассмотрите половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).

  4. Подпишите части семени на рисунке (отдельный листочек).

  5. Выясните, в какой части зерновки находятся запасные питательные вещества.


  1. Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы.

ВЫВОД:

1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из ………… …..и……………..

………………….состоит из ……………., ………………………..,

………………………, …………………….

2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..



Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Приложение.

Алгоритм сравнения

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

Сравните однодольные и двудольные растения

Заполните таблицу

Название растения

Из чего состоит

семя?

что входит в состав зародыша?

где находятся питательные вещества?

Пшеница









Фасоль















Сравните однодольные и двудольные растения

Заполните таблицу

Название растения

Из чего состоит

семя?

что входит в состав зародыша?

где находятся питательные вещества?

Пшеница









Фасоль

















схема опора описания плода

плоды по строению околоплодника


сухой

сочный

по количеству семян

- односемянные

- многосемянные


схема опора описания плода

плоды по строению околоплодника


сухой

сочный

по количеству семян

- односемянные

- многосемянные
























«Верю – не верю»

Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.


Фамилия, имя

+/-


  1. Семя – орган размножения



  1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.



  1. У семян фасоли есть эндосперм



  1. Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки



  1. Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле



Задание проверил (а):

оценка



















А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).


“Верю – не верю” 

Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

Фамилия



  1. Семя – орган размножения



  1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.



  1. У семян фасоли есть эндосперм



  1. Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки



  1. Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле



Задание проверил (а):

оценка


















А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).



Для сравнения

















13