Конспект урока по биологии 6 класс.
Тема урока «Строение семян».
Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Задачи урока
Обеспечить достижение предметных результатов обучения:
сформировать знания о строении семян однодольных растениях и двудольных растениий.
Сформировать умения описывать внешнее строение семени, определять и называть части семени, выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений.
Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- уметь работать с учебником (текстом, рисунками), дидактическим материалом; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Комуникативные УУД:
- работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.
Личностные:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.
I. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами (слайд2):
Здравствуй друг,
Я пришел.
Ты мне рад?
Хорошо!
Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! Садитесь.
II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, нас ждет интересное общение и плодотворная деятельность.
Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.
Давайте вспомним, какие растения мы изучаем (цветковые)
Почему они получили такое название? (на этих растениях образуется цветок)
- Что образуется на месте цветка? (плод)
- Из какой части цветка образуется плод? (из завязи пестика)
- на какие группы можно разделить плоды по строению околоплодника? (сухие и сочные)
- На какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)
А
теперь проведем небольшую разминку, все внимание на экран. (слайд 3-4)


Н
айди лишнее.

Молодцы!
III. III. Самоопределение к деятельности. (2 мин)
А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)
Одно бросил, целую горсть взял.
-
Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение) (слайд 11-12)
Определите тему урока. «Строение семян».
- что вы знаете, о семени? (Обычно находятся в плоде, разной окраски, формы, размеров)
- что хотели бы еще узнать, чему научиться?
изучить строение семян
-научиться их сравнивать
- где мы можем эти знания почерпнуть?
Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)(слайд 15-18)
1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.
2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.
3. Есть семена лекарственные.
а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.
б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.
в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.
д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.
4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен
0,2 г
Молодцы! Интересная информация
Открыли тетради и записали число и тему урока. Давайте дадим определение понятию семя.
Ч
то же такое семя
IV. Работа по новой теме. (слайд 19) (9 мин)
Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.
А сейчас все внимание на экран! (1м 50с)
Что вы запомнили? из чего состоит семя?
Пользуясь учебником с. 40-41, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте.
П
еред трудной работой надо размяться!
Физминутка (1 минута): (слайд 21)
А сейчас немного отдохнем:
Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).
V. Лабораторная работа. (12 мин), (слайд 22-30). Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семян однодольных и двудольных растений на примере семени фасоли и пшеницы. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструктаж. Как мы работаем: Перед вами, ребята, инструктивные карты, натуральные объекты- семена растений, необходимое оборудование для работы: лупы. Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте.
Ваша задача:
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место. Обсуждение:
А теперь, давайте сравним изученные семена. Работа в парах (шпаргалка «алгоритм сравнения» у вас на столах.
Заполняем таблицу
Название растения | Из чего состоит семя? | что входит в состав зародыша? | где находятся питательные вещества? |
Пшеница | | | |
Фасоль | | | |
Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).
А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).
Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. Итак, мы с вами выяснили, что: Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.
Семядоли – это первые листья зародыша растения.
Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок- сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
VI. Закрепление. (4 мин) (слайд 31-33)
“Верю – не верю”
Фамилия, имя | +/- | |
Семя – орган размножения | | |
Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. | | |
У семян фасоли есть эндосперм | | |
Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки | | |
Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле | | |
Задание проверил (а): | оценка | |
А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).
VII. Подведение итогов, выставление оценок. (2 мин).
Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия? (слайд 34)
Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.
Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: .., они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____.
VII. Домашнее задание (2 мин). (слайд35-36)
1.обязательное с. 40, 41
2. (творческое) в каких сказках идет речь об овощах, семенах и
плодах? Это будет вашим домашним заданием.
VIII. Рефлексия: (1 мин), (слайд 37)
Что больше всего вам понравилось на уроке?
При выходе из класса я попрошу положить смайлик, который соответствует вашей оценке урока. «Было интересно», «Было неинтересно».
Приложение 1
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА (вариант А)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»
Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения
Оборудование: сухие, намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.
ХОД РАБОТЫ
Изучение строения семени фасоли
Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму, сравните набухшие семена с сухими.
На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.
Над рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Он хорошо заметен у набухшего семени. Через семявход в семя проникают воздух и вода.
Надорвите и снимите кожуру фасоли. Возможно ли это с сухими семенами? Какова функция семенной кожуры?
Изучите зародыш семени. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

Подпишите части семени фасоли на рисунке (отдельный листочек).
Рассмотрите семядоли – в них находятся запасные питательные вещества.
Сделайте вывод о строении семени фасоли, используя слова для справок.
ВЫВОД:
1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...
………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,
…………………………………..
2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -
…………………………
Слова для справок: стебелек, почечка, зародыш, корешок, кожура, семядоли, двудольные, зародыш.
Изучение строения зерновки пшеницы.
Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.
Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
Пинцетом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно.
Рассмотрите половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм (запасающая ткань) и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).
Подпишите части семени на рисунке (отдельный листочек).

Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы, используя слова для справок.
ВЫВОД:
1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из ………… …..и……………..
………………….состоит из ……………., ………………………..,
………………………, …………………….
2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..
Слова для справок: плодовая, срослась, зародыш, эндосперм, зародыш,
семядоля, корешок, однодольные, стебелек, почечка.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА (вариант В)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»
Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения
Оборудование: сухие, намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.
ХОД РАБОТЫ
Изучение строения семени фасоли
Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму, сравните и измерьте набухшие семена с сухими, результат запишите.
На вогнутой стороне семени найдите рубчик. Каково его значение?
Над рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Он хорошо заметен у набухшего семени. Выясните его значение.
Надорвите и снимите кожуру фасоли. Возможно ли это с сухими семенами? Какова функция семенной кожуры?
Изучите зародыш семени. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.
Подпишите части семени фасоли на рисунке (отдельный листочек)
Выясните, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
Сделайте вывод о строении семени фасоли.
ВЫВОД:
1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...
………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,
…………………………………..
2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -
…………………………
Изучение строения зерновки пшеницы.
Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.
Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
Пинцетом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.
Рассмотрите половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).
Подпишите части семени на рисунке (отдельный листочек).
Выясните, в какой части зерновки находятся запасные питательные вещества.
Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы.
ВЫВОД:
1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из ………… …..и……………..
………………….состоит из ……………., ………………………..,
………………………, …………………….
2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..
Инструкция по технике безопасности.
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Инструкция по технике безопасности.
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Инструкция по технике безопасности.
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Инструкция по технике безопасности.
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Приложение.
Алгоритм сравнения
1. Определить объекты сравнения.
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4. Найти черты отличия.
5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.


Сравните однодольные и двудольные растения
Заполните таблицу
Название растения | Из чего состоит семя? | что входит в состав зародыша? | где находятся питательные вещества? |
Пшеница | | | |
Фасоль | | | |
Сравните однодольные и двудольные растения
Заполните таблицу
Название растения | Из чего состоит семя? | что входит в состав зародыша? | где находятся питательные вещества? |
Пшеница | | | |
Фасоль | | | |
схема опора описания плода
плоды по строению околоплодника | сухой сочный |
по количеству семян | - односемянные - многосемянные |
схема опора описания плода
плоды по строению околоплодника | сухой сочный |
по количеству семян | - односемянные - многосемянные |
«Верю – не верю»
Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
Фамилия, имя | +/- | |
Семя – орган размножения | | |
Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. | | |
У семян фасоли есть эндосперм | | |
Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки | | |
Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле | | |
Задание проверил (а): | оценка | |
А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).
“Верю – не верю”
Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
Фамилия | | |
Семя – орган размножения | | |
Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. | | |
У семян фасоли есть эндосперм | | |
Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки | | |
Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле | | |
Задание проверил (а): | оценка | |
А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).
Для сравнения


13