СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 7 классе по теме: Класс малощетинковые. Дождевой червь.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан мною для учеников 7 классов с целью изучения характерных признаков представителей класса Малощетинковые, с применением основных методов формирования у учащихся познавательного интереса на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 7 классе по теме: Класс малощетинковые. Дождевой червь.»

ЖИВОТНЫЕ, 7 КЛАСС

ТЕМА: ТИП КОЛЬАТЫЕ ЧЕРВИ.

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

ЦЕЛИ: образовательные: сформировать понятие об основных

чертах организации типа Кольчатые черви; сформировать понятия- малощетинковые, многощетинковые, замкнутая кровеносная система, капилляры, «СЕРДЦА», метанефридии; сформировать представление о дождевом черве как о типичном представители данного типа.

воспитательные: способствовать экологическому воспитанию( охрана и бережное отношение к жи­вотным); содействовать формированию мировоззренческих идей: материальности мира( кольчатые черви произошли от ре­сничных червей), причинно-следствен­ных связей( название типа, образ жизни дождевого червя, особенности организа­ции), идей человечного мира;

развивающие: способствовать развитию умения анализи­ровать, сравнивать, выдвигать гипотезы; развивать познавательный интерес, рас- ширять кругозор учащихся.

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: кольчецы, малощетинковые, многощетинко­вые, метанефридии, «сердца», замкнутая кро­веносная система, капилляры.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: кожно-мускульный мешок, первичная по­лость тела, протонефридии, железистые клетки, эктодерма, мезодерма.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: комбинированный урок



СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

  1. ОРГ. МОМЕНТ - 1 мин.

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ - 13 мин.

Работа по командам с предложенными утверждениями. Задание1: какие из предложенных утверждений верны ( контроль знаний по типам Плоские черви и Круглые черви)

Варианты утверждений:

- Все круглые черви-паразиты

-У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система

-Все нематоды имеют кровеносную систему

-Все плоские черви имеют развитые органы чувств

-Встречаются нематоды-паразиты растений

-Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду

-Аскарида человеческая паразитирует в кишечнике человека

-Основным хозяином бычьего цепня является человек

-Снаружи нематоды одеты кутикулой

-Выделительная система планарии представлена сетью разветвлённых канальцев, заканчивающихся звёздчатыми клетками

-Плоские черви-раздельнополые животные

-Сосальщики имеют длинное членистое тело

-Все нематоды, даже ведущие паразитический образ жизни, имеют пищеварительную систему.

Задание 2: К каким систематическим группам относятся предложенные вам животные :

Аскарида Печёночный сосальщик Свиной цепень Свайник

Планария Острицы власоглав Филлярия

Ришта Почвенная нематода Кривоголовка Трихинелла

Итак, обобщим ваши ответы: тело плоских червей трёхслойное. Это кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, под ним располагается мышечный слой; полости тела нет; пищеварительная система открывается наружу ротовым отверстием; паразитические формы не имеют пищеварительной системы: питательные вещества поглощаются всей поверхностью тела; свободноплавающие имеют примитивные органы чувств, гермафродиты.

Круглые черви имеют веретенообразное тело, внутренние органы расположены в полости тела; раздельнополы, свободноживущие и паразитирующие.

3.МОТИВАЦИЯ-3 мин.

Ребята, как вы думаете, сколько стоит дождевой червяк? На этот вопрос сельский житель ответил бы: «Да нисколько! Берите сколько хотите! Идите ближе к ферме, там и накопаете.»

А на самом деле, дождевой червь бесценен! Это настоящее сокровище для растений, животных и человека. Как только их не называют! И «плугом земли», потому что эти черви начали рыхлить землю, пахать задолго до человека с его сохой и плугом; и «санитарами земли», так как они пропускают через свой кишечник гниющие органические остатки и уничтожают их, тем самым избавляют нас от вредных микробов; и « архитекторами плодородия», поскольку они -живые удобрения для растений- перерабатывая органические удобрения, они обогащают почву многими питательными веществами, улучшая её физические свойства. Канада впервые стала с помощью дождевых червей утилизировать городские и промышленные отходы. США, Италия, экспортируют их в разные страны мира. Вот насколько полезен дождевой червь!

- Итак, тема сегодняшнего урока : ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ. Рассмотрим характерные черты этого типа, особенности внешнего и внутреннего строения на примере дождевого червя и узнаете о других представителях этого типа.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА-20 мин.

-Как вы думаете, почему тип называется кольчатые черви? ( тело состоит из отдельных колец)

- Представителя класса малощетинковые - это в основном почвенные животные, а многощетинковые - обитатели морей. Например, в Северном море обитают черви немертины длиной до 25 м .Многие морские черви могут жить на глубине 1000 м, а некоторые обнаружены даже на глубине 8 тыс. м., некоторые их них могут светиться.

Как и круглые черви кольчатые черви произошли от ресничных червей.

Типичный представитель класса малощетинковых-дождевой червь.

-Кто знает, почему его так назвали? ( во время ливней покидает свои норки )

-Почему же черви выползают на поверхность во время дождя? ( вода заполняет всё свободное пространство в почве. А червь дышит всей поверхностью тела, ему просто становится нечем дышать)

-Дождевые черви избегают света и ведут ночной образ жизни. Загляните вечером, когда стемнеет, в лес. Ветра нет, деревья стоят тихо-тихо. Присядьте на корточки. Слышите шорохи? Это дождевые черви затягивают кусочки опавшей листвы к себе в норки. Листья- пища дождевых червей. Они заглатывают их мускулистой глоткой, откуда нища через пищевод, зоб попадает в желудок, затем в кишку, а непереваренные остатки вместе с землёй выбрасываются через анальное отверстие на заднем конце тела. ( схема)

Норка- не только кладовая, это еще и убежище. Вытащить оттуда червя не так то легко. У него на теле есть щетинки, которыми он цепляется за стенки норки. Они же помогают червяку передвигаться в почве и прокладывать новые ходы.

Помогают и мыщцы , расположенные под кожей : кольцевые, сросшиеся с кожей ( делают тело тонким и длинным) и продольные ( укорачивают и утолщают) Кожа и слой мышц образуют кожно-мускульный мешок, он окружает полость тела с внутренними органами.

-Давайте вспомним, у каких червей тоже имеется полость тела? ( круглые)

-Да, только у круглых червей полость сплошная , а у кольчатых- поделена на отдельные сегменты и имеет собственные стенки. Такая полость называется вторичной..

-А на ощупь какое тело у червя? ( слизистое )

-Как вы думаете, для чего нужна слизь? ( облегчает движение и влажная кожа обеспечивает проникновение кислорода) Эту слизь выделяют железистые клетки, которые находятся в коже червя .

-У каких животных, уже изученных нами, тоже были в эктодерме железистые клетки? (гидра)

-Впервые в эволюции животных у кольчецов появляется кровеносная система. Она служит для переноса кислорода и питательных веществ к мышцам. Состоит из двух главных кровеносных сосудов: спинного и брюшного. Обратите внимание на движение крови по этим сосудам: по спинному кровь движется сзади наперёд, а по брюшному- спереди назад. Оба сосуда в каждом членике соединены между собой кольцевыми сосудами. В передней части тела эти сосуды имеют толстые мышечные стенки, они сокращаются и кровь движется. Кровь движется только по сосудам и с жидкостью в полости тела не смешивается. Такая кровеносная система называется замкнутой. Часто у кольчатых червей кровь красная.

ФИЗ. МИНУТКА

Выделительная система представлена метанефридиями- это пара трубочек, имеющихся в каждом сегменте; на внутреннем конце этих трубочек находится воронка,' в нее поступают переработанные ненужные вещества и выводятся наружу через противоположный конец трубочки.

-Давайте вспомним, у каких червей выделительная система была представлена тоже системой канальцев? ( плоские черви- планария)

-Нервная система представлена брюшной нервной цепочкой, которая образует нервные узлы в каждом сегменте. В передней части имеется окологлоточное нервное кольцо, состоящее из надглоточного и подглоточного нервных узлов.

В коже у дождевого червя разбросаны чувствительные клетки, позволяющие ему чувствовать прикосновение и различать свет .

Среди кольчатых червей есть раздельнополые и гермафродиты.

Дождевые черви -гермафродиты. ( Кто такие гермафродиты?)

Они откладывают яйца, но перед этим два червя на некоторое время соприкасаются и обмениваются семенной жидкостью- спермой. Затем они расходятся и из пояска выделяется слизь. В эту слизь поступают яйца. Затем этот комок соскальзывает с тела и застывает в кокон, а из него уже примерно через 20 дней выходят молодые черви( от 1 до 5) Главные условия, необходимые для размножения - влажность почвы, температура и количество пищи. Дождевые черви живут 6-8 лет ( некоторые до 16), зимние морозы им нипочем- они уходят на большую глубину и спят, свернувшись клубком.



ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

-Давайте попробуем из всего сказанного сегодня мною выделить общие черты всех кольчатых червей и составить общую характеристику типа по следующим характеристикам : форма тела, наличие мышц, полость тела, особенности пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной и половой системы.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА

  1. Тело удлиненное, разделенное на множество отдельных сегментов.

  2. Имеется кожно-мускульный мешок с кольцевыми и продольными мышцами.

  3. Имеется полость тела, разделённая перегородками.

  4. Сквозная пищеварительная система с анальным отверстием.

  5. Кровеносная система замкнутая.

  6. Нервная система в виде брюшной нервной цепочки и окологлоточного нервного кольца.

  7. Выделительная система в виде метанефридий

  8. Гермафродиты и раздельнополые



ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА .

Игра « ЛОТО».( дети выбирают номер вопроса, если ответ правильный- на табло открывается картинка; все открытые картинки затем соединяются в единую картину.) ( второй вариант- Ложная сказка про дождевого червя) Вопросы:

  1. К какому классу относится дождевой червь?

  2. От кого произошли кольчатые черви?

  3. Какие приспособления позволяют червю передвигаться в почве?

  4. Чем представлена выделительная система?

  5. Чем питается дождевой червь?

  6. Какую роль выполняют кольцевые и продольные мм.?

  7. Объясните, что значит замкнутая кровеносная система?

  8. Имеются ли у дождевого червя органы чувств? Если да, то какие?

  9. Каким образом дышат кольчатые черви?

10.Приведите примеры представителей многощетинковых.

ИТОГ

Итак, сегодня вы познакомились с типом животных-кольчатые черви, выделили общие черты этого типа, рассмотрели особенности строения дождевого червя, узнали о других представителях этого типа.

Домашнее задание: стр. 128-130 на пересказ; по плану письменно в тетрадях составить общую характеристику типа Кольчатые черви.